Russia's President Vladimir Putin (L) shakes hands with Turkey's President Tayyip Erdogan after a news conference at the Presidential Palace in Ankara December 1, 2014. REUTERS/Umit Bektas (TURKEY - Tags: POLITICS)

Издание Hurriyett назвало имена посредников, занимавшихся тайной дипломатией для разрешения конфликта Москвы и Анкары. В их числе оказались бизнесмен со связями в Дагестане Джавид Чаглар и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Пресс-секретарь президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана Ибрагим Калын рассказал изданию Hurriyett Daily News, что большую роль в нормализации отношений между Анкарой и Москвой после сбитого турецкими ВВС российского бомбардировщика и последовавшими за этим антитурецкими санкциями сыграли несколько посредников.

По словам Калына, восстановлению отношений поспособствовал в том числе турецкий бизнесмен Джавид Чаглар. Пресс-секретарь также назвал имена президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который, по его словам, в кризисной ситуации продемонстрировал «большую дружбу» с Турцией, и главы Генштаба Турции Хулуси Акара.

Пресс-секретарь Эрдогана не уточнил, как именно названные им люди поспособствовали разрешению конфликта. Сам Чаглар заявил Hurriyet по телефону, что ему «нечего добавить» в дополнение к словам Калына.

По словам высокопоставленных дипломатических источников и собеседников Hurryiett в сфере безопасности, события развивались следующим образом. В конце апреля начальник турецкого Генштаба генерал Хулуси Акар заявил Эрдогану, что существует канал, который может быть использован для решения кризиса. Акар имел в виду Джавита Чаглара, главу компании Nergis Holding, у которой есть текстильный бизнес в Дагестане.

Чаглар занимался политикой в 1990-е годы, когда работал в правительстве турецкого премьера Сулеймана Демиреля. Акар рассказал Эрдогану, что бизнесмен знаком с главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым. Глава республики, в свою очередь, имеет контакты с президентом России Владимиром Путиным через его советника Юрия Ушакова, говорил Эрдогану глава Генштаба.

Калын был назначен контактным лицом от Турции в переговорах с Ушаковым. Он написал проект письма Эрдогана Путину. После этого, как пишет Hurriyett, через Чаглара и Абдулатипова началась челночная дипломатия, в рамках которой текст письма был несколько раз отредактирован в мае и июне.

Ушаков забрал письмо и вскоре вернулся к турецкой делегации, сообщив, что Путин его принял, хоть и нашел «чуть ближе к позиции Турции» из-за слова, которым выражались извинения.

Калын и Ушаков договорились, что заявление должно быть сделано 27 июня в Москве, после того как Анкара с ним ознакомится. Россия сдержала обещание, отмечает Hurriyett. 27 июня пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил журналистам, что Эрдоган в своем послании к президенту Путину извинился в связи с гибелью российского пилота в сбитом Су-24.