CHABANY

История о том, как двое молодых горцев, работавших чабанами, были убиты в Шамильском районе, потрясла весь Дагестан. И не то чтобы до этого у нас не случалось подобного или же не пытались представить невинных людей боевиками… Всё было – и беременную женщину убивали, и адвоката расстреливали… Просто никогда раньше мы не видели плачущего отца, который спрашивает, почему его сыновья убиты.

Заур Газиев

СКВЕРНЫЕ ПРИВЫЧКИ

По информации, источником которой являются правоохранительные органы, в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий произошла перестрелка между сотрудниками органов правопорядка и двумя неизвестными. В результате боестолкновения были убиты братья Гасангусейновы, 1997 и 1999 годов рождения. Согласно тому же источнику, на месте происшествия найдено оружие. По данному факту Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Дагестан возбуждено уголовное дело. Информация по данному факту прошла по криминальным сводкам так же, как сотни других сообщений, источником которых являются пресс-службы силовых ведомств: дата, факт, зафиксированное количество жертв. Мы научились не видеть за подобными данными живых людей. Но иногда что-то происходит вопреки этой нашей скверной привычке.

В этот раз случилось именно так. Родственники и односельчане, узнав о смерти Гасангусейна и Наби Гасангусейновых, были шокированы. Село Гоор-Хиндах ведь небольшое, и всё друг у друга на виду. Все друг друга знают. О том, что двое убитых юношей 17 и 19 лет никогда не состояли ни в каких радикальных группировках, всем хорошо известно – у них просто не было на это времени. Ребята спасались, как могли, от бедности. Старшему, Гасангусейну, было 19 лет. После девятого класса он в школу не пошел. Младший брат, Наби, в нынешнем году только перешел в девятый класс. Их отец и мать – инвалиды. Маленькой пенсии родителей едва хватало на всю семью. Зарабатывать на жизнь парни начали с раннего детства. Их земляки говорят о них как об уважительных и очень добрых ребятах, которые всегда помогали односельчанам: кому воды принесут, кому дрова нарубят, кому урожай соберут. Они с малых лет были приучены к труду. А в селе работы всегда много… Когда повзрослели, стали пасти скот. Это был единственный стабильный источник доходов семьи…

В тот злополучный день братья Гасангусейновы собирались домой. На чабанской вахте их должен был сменить дядя. Ребята проголодались и устали – работа чабана не из лёгких. Наби позвонил маме в 21:05 и попросил приготовить что-нибудь поесть. После этого в селе услышали выстрелы. Через полчаса ребятам позвонил двоюродный брат, но ему уже никто не ответил. Близкие и друзья Гасангусейна и Наби потом расскажут, что спустя некоторое время после первых выстрелов услышали и вторую очередь. Но эти выстрелы были глухие… Очевидно, убийцы простреливали куртки, надетые на мёртвые тела юношей…

Нашли ребят совсем скоро. Их обнаружил Исрапил Магомедов – дядя убитых юношей. Но до этого он увидел на месте, где думал встретить племянников, кровь. Мужчина тогда и предположить не мог, чья она… Однако затем на некотором расстоянии, на обочине дороги, он увидел тела, лежащие лицом вниз. Поначалу он не узнал ребят – в это время года они не носили тёплые камуфляжные  куртки. Да и автоматов у них никогда не было. Чтобы узнать Гасангусейна, понадобились усилия – его лицо было залито кровью. Наби он узнал сразу… Исрапил позвонил брату отца убитых ребят и попросил прийти… В этот момент все были в шоке.

Потом Исрапил Магомедов расскажет журналистам о том, как до этого слышал глухие выстрелы… В Наби было выпущено 11 пуль, в Гасангусейна – восемь… Вызвали полицию…

Потом тела юношей долго не отдавали. Сказали, что должны отвезти их на экспертизу в Махачкалу. Люди говорили, что в полиции их встретили как врагов. Работникам отдела было всё равно, что по нормам ислама людей нужно хоронить как можно быстрее. Полиция района встала в глухую оборону и лгала родственникам, что у них нет тел. Когда же родные нашли тела у полицейских, началась настоящая война за трупы. По словам родственников пострадавших, полицейские даже не пытались выразить сострадание горю людей, потерявших близких. «Они просто забыли, что они тоже люди», – сказала одна из женщин. Всё делалось для того, чтобы покрыть убийц молодых чабанов.

МЁРТВОЕ ДЕЛО

Забирали тела убитых парней женщины села. Все возможности цивилизованного диалога были исчерпаны. Родственников, раздавленных горем, заставили бегать с бумажками между РОВД и районной администрацией, которая никакого отношения к этому не имела. Люди в погонах лгали в глаза и чувства стыда при этом не испытывали. Женщины, возмущённые хамским отношением к их горю, прорвались в отделение полиции. Во дворе они нашли газель с трупами, забрали и пронесли их по центральной улице райцентра, донесли до поста. Там их ждала машина, в которую погрузили трупы. Осыпая проклятиями тех, кто причинил им эту боль, люди вернулись в родное село. «Убийство молодых невинных парней – преступление, которое нужно расследовать и за которое нужно наказывать виновных, – говорили жители села Гоор-Хиндах. – То, что наши правоохранительные органы покрывают преступление, не делает ситуацию в районе спокойнее. Возможно, сделано это по ошибке. Можно было бы прийти к родителям и принести извинения. Но предпочли оболгать тех, кого убили, обманывая при этом весь мир. Эти люди думают, что боль, которую они причинили нам, к ним не вернётся? Все мы под богом ходим!»

Может быть, данное дело не получило бы такого резонанса, если бы не чудовищное хамство, которое последовало сразу же за убийством братьев. К этой истории было привлечено внимание правозащитника Максима Шевченко. Приехал в село и кандидат в депутаты Госдумы Сажид Сажидов. Его встречу с отцом убитых мальчиков можно увидеть на Ютюбе. Лично я больше 30 секунд просмотра не выдержал. Как правильно вести себя в таких случаях, мне не известно. Можно просто стоять рядом и, если получится, сдерживать слёзы.

Для полноты картины нужно добавить, что в Гоор-Хиндах нет боевиков, последователей салафизма здесь тоже нет. Понимая последствия, общины трёх соседних сёл предостерегали свою молодёжь от такого рода поступков. Конкретных обвинений в адрес убитых молодых людей не выдвинуто. Если даже  вдруг обнаружатся какие-то подробности, то в нынешнем контексте никто этому не поверит. Поджог школы в селе, в которой молодые люди ни разу не были, и убийство судьи, в котором их обвиняют, похожи на сумбурные попытки оправдать убийство. Как этот случай отразился на общественных умонастроениях? Ужасно! От человека к человеку передается видео с плачущим отцом убитых мальчиков, и люди, у которых есть свои дети, понимают, что никто из нас не защищён. Любой может стать жертвой, а потом на него наденут камуфляж, ему подбросят автомат, и по сводкам пойдут рапорты о ликвидированных боевиках. От непризнания своей вины теми, кто убил парней, вреда несравнимо больше, нежели от признания убийства ошибочным. С другой стороны, снова приходится возвращаться к теме внесудебных расправ. Наше общество действительно столкнулось с проблемой терроризма. Нам всем практически объявлена война, экстремисты не считают нас людьми – мы для них потенциальные жертвы. И общество через силовиков должно себя защищать. Но цивилизованные люди от бандитов отличаются тем, что они работают по закону. Нельзя убивать людей при одном подозрении на инакомыслие. В обществе должен быть диалог. Внесудебные казни не решают проблемы, они её усугубляют. Возможны  трагические ошибки, которыми государству наносится вред, хотя, конечно, силовики рассчитывают на пользу от своих действий.

ПОТОМУ ЧТО НЕЛЬЗЯ!

Нельзя построить счастья на чужой беде. Нельзя думать, что, убивая людей, вы решаете проблему.  Нельзя думать, что, надев форму, ты перестаёшь быть человеком. Нельзя думать, что война спишет всё, что ты натворил. Нельзя полагать, что сила или власть определяют моральную правоту. Нельзя думать, что, убивая в одном месте, вы не понесёте свой грех туда, куда уедете, даже если это место находится далеко от вашего дома.

Случилась очень нехорошая история, и выхода из неё сегодня нет. Как не было его и раньше, когда происходило подобное. Никто из силовиков свою вину не признает и извиняться не собирается. Не в той политической и культурной традиции мы живём. Но раньше, когда не было Интернета или Ватсапа, такие случаи были личной болью семьи, которую постигло несчастье, а сейчас всё по-другому. На этот раз информация распространилась в течение дня по всему Дагестану, вызывая целые волны негодования. Чем подобная ситуация завершится в Дагестане в следующий раз, предсказать трудно. Загубленные невинные души редко оставляют людей равнодушными.