Фото_Сводка новостей_www.lipetskmedia.ru

Реальность под двойным ударом

Утро этой среды ваш автор начал, как и всегда, с обзора сводки новостей. В первую очередь, разумеется, касающихся событий в нашей родной Стране гор…

Багаудин Узунаев

Должен заметить, что в последнее время позитив в них перевешивает негатив. Это, конечно, заслуга «Единой России» и главы нашей республики Рамазана Абдулатипова. Но то ли еще будет, когда первая этой осенью вновь сформирует в Госдуме парламентское большинство, а второй… даст согласие поруководить Дагестаном второй срок…

Словом, перспективы у нас неплохие.

Что касается нарастания позитива в общественно-политической реальности… Да, оно имеет место. Но не будем лукавить, ведь иногда такой результат достигается ценой искажения истинной картины событий. Причем искажают ее с двух сторон – как государственные СМИ, так и независимые… Первым сам Бог велел: социально-экономический оптимизм – это их родовая черта. Каждого, кто позволит себе толику пессимизма в этой сфере, оттуда выметут гнилой метлой.

А вторые… Позицию этих я бы выразил с помощью русской пословицы: «Соврет – недорого возьмет». А врут они из коммерческих соображений, чтобы впарить доверчивому потребителю свой залежалый информационный товар…

Признаки такой подачи были и в сводке, о которой мы сказали вначале. Среди шести топ-новостей пять были позитивные. Судите сами: «В Каспийске стартует международный турнир по боксу». Позитив? Позитив! Это значит, что наш Даг не какая-то там периферия, а самый что ни на есть пуп Земли. Пусть и в сфере бокса. Далее сводка сообщает: «Стал известен стартовый состав «Анжи» на матч со «Спартаком». Информация явно устаревшая: к этой среде стартовый состав «Анжи» уже успел и проиграть «Спартаку» — со счетом 0:2. Причем на своем поле. Печально, но факт. Далее: «Мобильный проектный офис» создан в Республике Дагестан». Это очень позитивная новость, свидетельствующая, что Страна гор идет в ногу со временем. Хотя не совсем понятно, что значит «мобильный» применительно к «офису»? Типа полевой штаб, что ли? Или осадная башня с бойцами против технологического отставания внутри? Не важно, главное, что новость полностью позитивная. «Махачкалу и Каспийск соединит троллейбусная линия», – тут и комментировать нечего: позитив высшей пробы. Два наших приморских города вот-вот сольются воедино, как бы вступят в законный брак, создадут единую семью. Это было голубой мечтой Саида Амирова. Увы, сбудется она уже без его участия…

Обычно при создании новой семьи невеста принимает фамилию жениха. Кто в нашем случае невеста, а кто жених? Чья фамилия станет общей в нашем случае? Уверен, что Махача Дахадаева. Хотя лично мне больше нравится Каспийск. Это название расширяет исторический горизонт, производя наших, дагов, непосредственно от древних каспиев. Одна беда, что каспии обитали в степных районах к югу и юго-западу от Каспийского моря. И, следовательно, в Дагестане являются пришельцами. С юга! Это также значит, что к Кумыкской равнине они никакого отношения не имеют. Да к тому же, как установили ученые, были они, эти каспии, иранского происхождения… А персы, сами знаете, у дагов не в чести.

Приготовьтесь, читатель, сейчас будет сногсшибательски позитивная новость: «Глава Дагестана открыл новую школу в Тляратинском районе!» У кого повернется язык сказать, что г-н Абдулатипов не патриот своей малой родины?! При нем термины «Тлярата», «тляратинцы» (кстати, не очень благозвучные, на мой слух) приобрели прямо-таки сакральный характер. Что ни взлет на социальном лифте – то тляратинец, что ни новая школа или детский сад – то в Тляратинском районе. Впору прозвать нашего главу Абдулатиповым-Тляратинским! По примеру другого аварского патриота – Алиханова-Аварского. Или, на худой конец, Орлова-Чесменского, Потемкина-Таврического и т.п.

Читал я все это – и душа радовалась. Какой позитив!.. Как было не вспомнить эпизод в поселке Тарки, связанный с этим дефицитным социальным продуктом?! Речь идет о чиновнике средней руки, который на моих глазах был приперт таркинцами к стенке. В связи с тем, что город никак не хочет открыть в их поселке новую школу! Кое-как отбрехавшись, тот с трудом вырвался из толпы и отбыл в свой кабинет. Проходя мимо меня, чиновник полуповелительно, полупросительно произнес: «Больше позитива, Узунаев! Больше позитива!» Мол, не надо расписывать того, что здесь произошло… А лучше вообще об этом умолчать…

Завершая, я хочу вновь вернуться к сводке новостей. Верней, к той из них, которая не вписывалась в общий благостный фон дагестанской реальности. В потоке всех этих светлых, радужных эпизодов был один, который можно назвать ложкой дёгтя в бочке меда. Новость эта попала в пятерку топ-новостей самых «крутых» информационных агентств. Тут тебе и «Кавказский узел», и «Вести.Ru», и «РЕН-ТВ», и ТК «Звезда» и даже ТАСС! Все они в один голос сообщали, что «массовая драка со стрельбой произошла в Махачкале: пострадал один человек». А в самом хвосте была помещена версия МВД РД, и она радикально отличалась от всех предыдущих. «Сотрудниками полиции Дагестана, — сообщала она, — устанавливаются обстоятельства бытового конфликта в г. Махачкале».

О стрельбе – ни звука! О пострадавшем – молчок!

Согласитесь, «бытовой конфликт» и «массовая драка» – это далеко не одно и то же. Что же случилось в 01:48 31 августа т. г. в центре Махачкалы?

Где рядовому читателю найти информацию об этом? МВД и государственные СМИ больше того, что сказали, не скажут. Независимые – тоже от своей версии не откажутся, и их можно понять, им надо выживать, зарабатывать. А для этого сгущение красок («массовая драка со стрельбой и жертвами») подходит гораздо больше, чем «бытовой конфликт». Очевидцы? Где их теперь найдешь, ведь дело было в час ночи?!

В этом вроде бы незначительном примере, как в капле воды, кроется очень глубокая проблема современной журналистики. Дагестанская, да и в целом российская реальность оказалась сегодня под двойным ударом, ее истинное лицо скрыто под флёром двух

разнонаправленных источников информации — государственных и частно-коммерческих.

Где же выход? Об этом мы должны подумать все сообща…