Жизнь уходит так быстро, будто ей с нами не интересно…

Каждому думающему человеку важно, чтобы после него сталось то, что вызовет в памяти людей какие-то хорошие воспоминания. И нормальные люди обычно не ждут смертного часа и строят свое доброе имя, не упуская возможности. Вовремя оказанная помощь, правильные поступки, слова поддержки, уместно заданный вопрос могут сделать больше, чем самый толстый кошелёк с деньгами – они могут создать мотивацию для внутренней перезагрузки и разбудить в человеке силы, найти нового себя или встать на тот путь, который привёл бы его к успеху. Люди оставляют после себя много следов в судьбах других людей, и бывает, что очень хороших…

Заур Газиев

БЕЗ НЕГО…

Каждый год в это время я и люди, с которыми мы на одной волне, вспоминаем Хаджимурада Магомедова. Со времени его трагического ухода прошло уже 6 лет. В отличие от него мы стали старше, выросли дети, какие-то процессы доведены до своего финала, а какие-то – до полного абсурда. Разбиты надежды. Жизнь никого из нас не сделала здоровее или моложе. Мешок ошибок стал полнее, а поводов для радостей меньше. Всё больше вещей делается на полном автопилоте, всё меньше людей, которых рад видеть…

За последние шесть лет в нашей жизни много чего изменилось. А уходящий год стал вообще каким-то адским испытанием. Наше и без того психованное общество прошло через такие стрессы, что легче забыть всё происходящее, чем разбирать случившееся. Часто, вспоминая Хаджимурада, думаешь о том, как бы он отреагировал на все это. Хватило бы ему его иронии и снисходительности не выйти из себя и не сойти с ума от всего, что окружает нас. Лично я сейчас чувствую себя как человек, который пристёгнут обстоятельствами к тому месту, где он находится. Точнее – как заложник, пристёгнутый наручниками к батарее и при этом вынужденный улыбаться и убеждать себя, что ему всё нравится. Каково же было моё удивление, когда в этом чувстве мне признавались самые разные люди! Даже те, кого заподозрить в подобном было трудно. Огромное количество взрослых, внешне самодостаточных людей живёт в состоянии тихого отчаяния: без надежды, без понимания, что их ждёт в будущем, без желания изменить что-то к лучшему, с синдромом выученной беспомощности. Сегодня я бы назвал это состояние одной из главных проблем нашего времени. Есть, правда, и другие – они не видят нюансов, не чувствуют чужой боли, их чёрно-белый мир не заставляет вибрировать органы чувств, которые будят в человеке справедливость, интуицию, эмпатию. Иногда я этим людям завидую…

Уход Хаджимурада заставил смотреть на многие вещи иначе. Просто перестало существовать на земле то, что он генерировал теплом своей души. За эти годы в поисках этого тепла жизнь сближала с теми, с кем был на одной волне. И окончательно развела с теми, кто заставляет испытывать негативные эмоции.

Когда вспоминаю его, перед глазами встают картинки: он дает ёмкие и исчерпывающие определения по поводу тех или иных явлений, предлагает увидеть происходящее с точки зрения обычного человека. Он говорил, что, понимая суть происходящего, легче найти правильный вариант поведения. Общение с ним подводило к пути самостоятельного познания окружающего мира. В моём случае он помогал запуститься механизму внутреннего анализа. Он никогда не давал указаний к действию, не навязывал своё видение, он просто предлагал думать и чувствовать. Теперь я уже знаю, что никого ни в чём невозможно убедить. Люди не меняются. Обиды, нанесенные в детстве, идут рядом с тобой всю жизнь. Если человек считает, что ему для счастья нужно уничтожать других людей, он это будет делать. Для меня уже очевидно, что свою нервную систему нужно защищать от агрессивной среды, ограничивая доступ извне. За это время я научился строить прозрачные стены, за которыми находятся те, кого я не хочу слышать: они вроде как есть, что-то говорят или делают, но это другое измерение – и ко мне никакого отношения не имеет. А значит, никак не волнует и не разрушает меня. Но при этом Хаджимурад помог мне понять, для чего нужно сохранять себя. Он сам генерировал множество идей и прекрасно чувствовал тех, кто способен на это. На информационной поверхности всегда оставался «Денеб», но на самом деле он предлагал много того, что воплощалось в жизнь разными людьми. Это было предметом его личной внутренней гордости. Он испытывал какое-то особое наслаждение, когда ему удавалось сделать что-то для людей. К примеру, советские мультики, озвученные на языках народов Дагестана, до сих пор включают детям, потому что они приносят и радость, и пользу!

ВРЕМЯ-ПЕСОК, ВРЕМЯ-ВОДА

Время идёт, наполняя нас новыми идеями, мыслями, знакомствами, воспоминаниями. Мы увидели, как вернулось в нашу жизнь то, от чего мы стремились убежать, как растеряли то доброе и благородное, что однажды по случайности досталось нам. То ли мы бежали не в ту сторону, то ли карма наша такая. Пока мы не изменим её, наша жизнь не изменится. Как известно, чтобы изменить карму, нужно хотя бы раскаяться в старых грехах и искупить их. Если свои подлости пытаться представить как героизм, патриотизм, борьбу за жизненное пространство, то шансов вырваться из ловушек прошлого нет.

Мы чувствуем, как время утекает, словно песок сквозь пальцы; видим, как жизнь несправедливо одаривает возможностями и шансами тех, чьё место в предбаннике, и окончательно тонем в непонимании того, как нужно жить и как строить отношения, в ком видеть друга, у каких учителей учиться. И тогда вспоминаются многочасовые диалоги с Хаджимурадом… Если честно, то память – ненадёжное место хранения. Она может перемещать события в пространстве и времени, менять местами, переставлять акценты. А иногда может неожиданно вытащить из запасников какую-то историю… Всё меньше помню подробностей тех многочасовых бесед с Хаджимурадом; в памяти осталось только чувство человека, который после долгого пути под палящим солнцем нашел дерево и сел в его тени отдохнуть… Помню голос, помню лицо, помню жесты, а содержание бесед помню всё хуже…

Иногда кажется, что мы уже научились жить без него… Мы уже понимаем, чего ему стоило общение с нами. Мы уже можем сравнить его с другими людьми и признать, что его место так никто и не занял. Это очень печально, но это ещё раз подтверждает простую истину: есть все-таки люди, которых заменить невозможно!

Человек сам наполняет смыслом то место, в котором находится, сам делает себя незаменимым. Человек сам делает историю того времени, в котором живёт, и сам находит того, кто понесёт о нем благую весть. Наверное, эта незаменимость и является критерием твоей нужности…

Время уходит, вымывая из памяти вещи, с которыми трудно смириться, с которыми трудно жить. Говорят, такое происходит с возрастом. Никогда не получалось думать о Хаджимураде как о человеке, который ушел. До сих пор не удалил его номер из телефона – кочует вместе со всем списком из трубки в трубку. Иногда натыкаешься на него и хочется договориться о встрече, чтобы просто поговорить. Ведь за это время я много чего узнал, многое заново понял. За это время появились новые люди, на жизни которых я повлиял, как и он когда-то повлиял на мою. Появились новые проекты, направления деятельности. Он бы понял меня…

В следующем году мне уже стукнет полтинник… Хотелось бы спросить у него совета, поделиться, просто попить чаю, зная, что он не будет смотреть на часы, будя во мне чувство вины за отнятое время…

В этом году я побывал в шести европейских городах. Каждый из них – космос. В одни – сбежал бы хоть сегодня. В другие – приезжал бы по настроению. Как ни странно, ни об одном из этих городов не захотелось писать в газете. Хочется оставить эти воспоминания для себя. А вот ему рассказать хотелось бы. Он всегда много читал, он знал толк в путешествиях…

А ещё в этом году сходил с дочерью на Патриаршие пруды. Попытались найти скамейку, на которой сидели Волланд, Берлиоз и Бездомный, но безуспешно… Странно, что самая главная книга, действие которой происходило в Москве, так плохо отмечена на Патриарших… Полагаю, что Хаджимурад и в этом случае имел бы свое мнение.

А ещё в этом году я принял для себя какие-то важные решения, к которым шел давно. Вопрос только во времени, а его у нас всё меньше и меньше. И на телевидении, и в газете я уперся в некий потолок возможностей, и работа теряет для меня интерес. Скорее всего, нужно что-то менять…

***

Хаджимурад Магомедов был и остаётся для меня маяком, который не даёт потерять родной берег и показывает, что у каждого человека есть море возможностей.

Могу только представить себе, как не хватает его родным и близким. В их жизни осталась пустота, которую ничем никогда не заполнить. Радует, что дело его живёт. Радует, что его идеи работают. Радует, что он оставил нам пример отношения к жизни и к людям, достойный подражания. Те, кто его знал и любил, поймут, о чём я…