Фото_к тексту Теймура

Значение биоритмов недооценивать нельзя. Мы засыпаем и просыпаемся в соответствии с ними. Каждую осень многих из нас посещают грустные мысли и желание что-либо изменить в своей жизни. Думаю, даже смена сезонов жизни (детства, молодости, зрелости, старости) больше подчинено биоритмам, нежели физическому взрослению или старению организма.

Теймур Абдуллаев

Деятельность городских служб любого города тоже подчинена биоритмам природы, по крайней мере отопительный сезон напрямую зависит от погоды. Но есть и такие проявления деятельности, ритмичность которых выявить нелегко.

В ночь на 9 февраля 2016 года в Москве снесли около 107 объектов, расположенных в различных районах города. Их власти столицы признали объектами самовольного строительства.

***

Сам снос напоминал спецоперацию. Представители властей, по словам очевидцев, не предъявляли документов, уничтожая в том числе объекты, по которым были выиграны судебные иски. Находящееся в сооружениях имущество арендаторов выносилось на улицы. Силовыми методами из помещения удаляли забаррикадировавшихся в них людей.

9 февраля 2017 года в Махачкале по ул. М. Гаджиева была снесена железная ограда, отделяющая тротуар от площадки с фонтаном и зелеными насаждениями. Как и их московские коллеги, дагестанские «снесуны» особо не отяготили себя разъяснением своих действий руководству ДНЦ РАН.

Предположительно, эту работу производил отдел по сносу незаконно возводимых объектов Советского района Махачкалы. Очевидцы сообщали, что, вместо того чтобы просто демонтировать решетки, как это было сделано у здания правительства на площади, рабочие варварски снесли ограду и сложили груду металла во дворе ДНЦ РАН у фонтана.

Прокуратура в настоящее время выясняет обстоятельства дела.

Мэр Махачкалы Муса Мусаев осудил действия исполнителей, которые предварительно не поставили в известность руководство академии наук. На месте демонтированной ограды будет продолжение забора, которым огражден парк Ленинского комсомола.

Мусаев сообщил также, что все подобные ограждения будут разобраны в установленном порядке по программе «Открытый город».

Событие произошло после Дня российской науки, который отмечался накануне, 8 февраля. Сам демонтаж был отснят стрингерами и выложен в одной из социальных сетей почти моментально. Обществом восприняло данный факт негативно.

***

Прежде чем разъяснить свое отношение к акции «Открытый город», хочу высказать несколько замечаний по поводу именно этого демонтажа. Ограда была возведена недавно, несколько лет назад. До этого доступ к территории был открыт всем желающим. Но особо-то желающих и не было. Никто там не гулял с праздными целями. Рядом был участок, на котором местные дети играли в футбол. Как рекреационную зону жители площадку перед ДНЦ не воспринимали. Поэтому особо драматизировать эту акцию властей не стоит. Другое дело, в какой форме происходил этот снос. Действительно, в стиле спецоперации.

Есть один юридический момент. ДНЦ владеет территорией, которая находится не в городском и даже не в республиканском подчинении, а в федеральном. К ней относится и дворовая территория соседнего многоквартирного дома, в котором живут преимущественно работники ДНЦ и их семьи. То же самое можно сказать и о территории ДНЦ на углу проспекта Шамиля и улицы Ярагского. Вот там-то как раз и был уютный парк, в котором нередко гуляли семьями. В последние десятилетия он пришел в запустение, и возведенная там ограда тоже никому не мешала. Границы федеральной земли, вероятно, отмечены на городском плане с точностью до дециметров. В принципе руководство академии наук может обратиться в суд и, если нарушены ее имущественные права, легко выиграть его, обязав при этом восстановить разрушенную ограду. Но что-то мне подсказывает, что юридическая правда на стороне городских властей.

Конечно, существует принцип: «Правосудие для всех», но мне кажется, что ученых можно было оставить напоследок. По-крайней мере тогда бы это не вызвало отрицательной реакции народа.

Первый шаг «Открытого города» был сделан, когда разобрали ограду на площади, вокруг Дома правительства. Люди восприняли это позитивно, хотя никто подобного и не ожидал. Еще недавно полицейским разрешали ходить на работу в штатском, ввиду террористической угрозы для них, и вдруг такая открытая акция – Дом правительства стал доступен, во всяком случае, внешне.

***

В городе, возможно, немало лишних заборов, но во многих случаях ограждения оправданы. Я считаю, что ограждения вокруг райотделов полиции нужны, потому что угроза террористических атак сохраняется. Территории вузов тоже должны иметь ограждения, закрывающие свободный доступ для зевак и лишних людей. Вокруг всех наших больниц ограждения просто необходимы, потому что без этого их территории могут превратить в бесплатные парковки. Наблюдал когда-то такую сцену во дворе 2-го роддома: какой-то папаша, будущий или уже состоявшийся, загнал свою «Приору» под окна больницы и включил музыку на полную громкость. Было время, когда все посетители считали своим долгом заехать во двор роддома на авто, как будто все до единого владельцы машин нуждались в акушерской помощи. К счастью, это уже в прошлом.

Так что к акции «Открытый город» надо подходить избирательно, рассматривая детально каждый конкретный случай. Возможно, следует создать что-либо вроде открытой линии, чтобы люди могли сигнализировать о злоупотреблениях в связи со сносом ограждений.