Фото_Люди и собаки

Мы, конечно, видели всякое, но чтобы в миллионной Махачкале собаки загрызли 9-летнюю девочку – это перебор. Понимаю, место пустынное, а ребёнок был один. Но, с другой стороны, кто-то из взрослых, наверное, знал, что есть бродячие собаки, представляющие опасность. Почему никто не поднял шум до того, как это произошло?! Почему смерть девочки должна была стать причиной, вследствие которой городские власти обратили внимание на проблему? Почему этой причиной не стало невыполнение ответственными лицами своих должностных обязанностей?!

Заур Газиев

Давайте скажем друг другу правду: а где у нас не так? У нас дороги другие? У нас здравоохранение образцовое или образование? То, что произошло, – это следствие деградации Дагестана как социума. Если по столице бегают одичавшие бродячие собаки, то до каннибализма рукой подать. Может, уже и ждать не придётся – где-то уже разделываются трупы… А ведь это уже дно. Господа, это не какая-то случайность – такие вещи не происходят сами собой, это следствие эффективности той социальной модели, по которой мы живём.

Современные города решают вопросы с грызунами, насекомыми, хищниками, птицами. Понятное дело, что мы заселили пространство, где когда-то жили другие биологические виды, и эти виды приспосабливаются к жизни рядом с нами. Понятное дело, что город – среда обитания и тех, кого мы не ожидали увидеть. Но отлов, стерилизация и вакцинация бродячих собак – это не глобальная проблема, которую нужно решать через сложные схемы. Это обычная, элементарная коммуналка. Это не дорогостоящий ремонт коммуникаций или дорожного покрытия, это не какие-то высокотехнологические решения. Если мы даже с собаками не можем решить вопрос, то как нам быть с такими сложными существами, как люди…

***

К слову сказать, одна моя знакомая каждый раз при встрече жаловалась на бродячих собак, из-за которых она не может подойти к своему подъезду. Я тогда не обратил внимания на её жалобы, полагая, что это обычное женское нытьё. Но, когда впервые услышал, как в том же районе двухлетнюю девочку, которую вёл за ручку её отец, пыталась ухватить большая собака, понял: это реальная проблема, которую нужно неотложно решать. А сейчас нас поставили перед выбором: либо дети, либо собаки.

Для многих убийство собак – вопрос морали, а для голодной стаи убийство – вопрос выживания. При этом не думаю, что родители маленьких детей, покусанных собаками, будут церемониться с этими животными. Сомневаюсь, что вариант с питомником их устроит. Скорее всего, люди потребуют решать вопросы радикально. А радикально – это отстрел!

Так уж вышло, что мы, люди, строим свои города для себя, а не для животных. И если уж они среди нас выживают, то хочется, чтобы они не представляли для нас угрозы и были контролируемы. У любого домашнего животного должен быть хозяин. Если оно бесхозно, значит, может стать либо переносчиком заболеваний, либо опасностью для людей, потому что дичает, потому что ради выживания становится агрессивным.

Новость о том, что собаки растерзали девочку, высветила целый паст проблем. Люди пишут и говорят, что в самых разных районах города бродят целые стаи собак, нападающих на детей. Было много случаев, когда дети сами отбивались, были случаи, когда помогали отбиваться взрослые. Вопрос в том, что эту проблему никто и никак не решает. И зачастую не потому, что не хотят, а потому, что не могут. К примеру, когда начинается отстрел собак, выходят люди и выступают против варварского отношения к животным. С одной стороны, я их понимаю: собака – друг человека, и так было много тысяч лет. С другой – этот друг должен быть накормлен, ведь в противном случае это не друг, а конкурент на той территории, которую он с вами делит. А наши дети для него – всего-навсего добыча. Есть вариант со стерилизацией, и он мне очень нравится, но как это осуществить в Дагестане, где огромное количество бродячих животных, не совсем понятно. Это кажется маловероятной вещью: когда денег не хватает на людей, кто будет жалеть собак?! Как бы негуманно это ни звучало!

***

В этой истории с собаками на самом деле столько поводов для размышлений, что даже как-то неудобно: случай уж больно трагический – смерть ребёнка. Вопрос об отношении к животным – это показатель уровня цивилизации. Но что делать, если наш образ мышления, наш уровень ответственности за то, чем мы обладаем, не соответствует требованиям времени?! Надо сказать, что случившееся в Махачкале не исключительное событие. Достаточно прогуглить фразу «собаки загрызли ребёнка» – и на мониторе высветится масса ужасающих историй. Но в большинстве случаев, с которыми я ознакомился, собаки были с хозяевами, это были псы бойцовских пород…

Надо сказать, что у нас в городе бродячих собак отстреливали регулярно, но они появляются снова и снова. Понятно, что сердобольные горожане прячут и прикармливают их. Но, как только милый щеночек вырастает в громадную собаку, рождается проблема: взрослый зверь очерчивает границы своей территории, и всё, что меньше него размером, становится его жертвой. Кроме того, собаки, существа умные и социальные, объединяются в стаи.

***

Чаще всего на улице оказываются животные, лишившиеся своих хозяев. Через несколько поколений бездомной жизни определить породу беспризорного пса невозможно. И только гены его хранят привычки злобного ротвейлера или бультерьера. Почти все собаки похожи друг на друга: крепкое телосложение, полувисячие уши, средней длины шерсть, и только ростом они отличаются друг от друга. Время от времени между ними встречаются и породистые псы, это первое поколение оказавшихся на улице. Стаи в количестве от 3 до 20 собак можно встретить даже в самом центре обжитых городов, где они спят на газонах, играют на тротуаре, греются на остановках или попрошайничают у ларьков и магазинов. И нет числа этим стаям. Нет такого российского города, где бы их ни было. Бродячие собаки хитры, храбры и осторожны. Остановить рост их численности, несмотря на все старания городских властей, почти нереально. Собаки находятся рядом с нами не одну тысячу лет, и нам нужно уметь хорошо понимать их для того, чтобы в первую очередь избежать беды.

Поковырявшись в Интернете на ресурсе «Интерфакс», я нашел интересный текст «Человек и собака: тет-а-тет». Там есть весьма подробное определение собачьей стаи: «Стаи бродячих собак по своей структуре и организации напоминают стаю волков, однако есть и несколько существенных различий. Основное занятие волчьей стаи – добыча пропитания. Собачья же стая в городе легко может найти себе пропитание, роясь в помойках и попрошайничая. У волков правит самый сильный кобель-вожак. У собак эпицентром стаи почти всегда является сука. У волков гон проходит единожды в год, всегда зимой, у собак – два раза в любое время года. Сука в собачьей стае часто стравливает кобелей между собой, чтобы выбрать сильнейшего, она же науськивает стаю на чужих собак, а иногда и на людей. Сама она обычно бежит во главе стаи, но дерется редко, наблюдает со стороны и подбадривает стаю лаем. Реже центром собачьей стаи является сильный матерый кобель, но такие стаи обычно менее агрессивны, чем ведомые сукой».

Ещё одно интересное замечание: стаи собак никогда не нападают, если не уверены в своем силовом и численном превосходстве. Псы интуитивно чувствуют страх и слабину, по этой причине испугавшийся человек гораздо больше рискует подвергнуться их нападению.

***

И в заключение я хотел бы привести письмо одной нашей читательницы.

«Всегда уважала работу защитников природы, всяких там «Greenpeace» и иже с ними. И всегда забавлял уровень интеллекта у большинства их последователей. Говорить о проблемах природы нужно, защищать права братьев наших меньших тоже. Планету мы должны оставить нашим внукам и правнукам в состоянии не худшем, чем получили от наших дедов и прадедов. А лучше даже привести ее в надлежащий вид с точки зрения красоты и состояния природы – все верно. Вот только не надо путать проблему тараканов в отдельно взятом доме и защиту природы. Животные, которые обосновались рядом с нами, в том числе и бездомные собаки, – это такие же паразиты, как и тараканы. Методы борьбы с тараканами, которые вы используете в своей квартире, я думаю, освещать смысла не имеет? Так вот всяким там защитникам «милых зверюшек» я рекомендую сходить к соседям, которые въехали в квартиру, зараженную тараканами или клопами, и попросить их не убивать этих несчастных и милых созданий природы – они же не виноваты, что их такими сделала она, сама великая Матушка. Послушайте внимательно, что они вам ответят. Или прогуляйтесь к родителям девочки, которую загрызли бродячие собаки на Петра I. И тогда записывайтесь на их защиту или соберите у себя в квартире стаю этих несчастных дворняг голов эдак в 30 и обеспечьте их всем необходимым, следите, чтобы они своим лаем и т.д. не мешали соседям жить. А в довесок к ним возьмите тех несчастных тараканов, клопов и блох, изгнанных из других квартир. И ведь помимо прямой угрозы есть еще и другие, куда более опасные. Вы уверены, сердобольные вы наши, что ваше дорогое чадо не пожелает взять в руки такого милого и доверчивого щенка или котеночка на улице? И уверены, что там не будет каких-нибудь лишаев и прочей гадости, бешенства? И вы столь наивны, что верите в то, что все случаи, когда ваш малыш поиграл с бездомным животным, станут вам известны, и после каждого такого инцидента вы потащите его к врачу делать соответствующие процедуры? Или, может, стоит дождаться, когда вся ваша/чья-то/моя семья окажется на кладбище только для того, чтобы понять суть проблемы? Увы, проблема дворовых собак не решаема силами, которые сейчас выделяются для этого нашей цивилизацией. Для любителей поныть о бессовестных хозяевах, выбрасывающих своих песиков на улицу: процент дворовых собак, оказавшихся на улице подобным образом, несоизмеримо мал.

Почитайте соответствующие исследования и литературу, прежде чем нести чушь. Дворовые животные наших городов – это такая же природная популяция животных, как уссурийские тигры. Популяция никак не контролируемая человеком (в отличие от тех же тигров). А надо бы. Если бы стая дворняг завелась в чьей-то квартире случайно, ее судьба была бы скорой и печальной. Потому что мы привыкли отвечать за чистоту наших домов. Отвечать за чистоту наших городов нас никто не учил, да и это так лень!

Я видела, что этим жарким летом творилось у нас в городе с блохами, которые не давали людям в подвал зайти, моментально обсаживая их ноги черными гроздьями, а на первом этаже в некоторых домах форточку открыть было невозможно в эту жару. И санэпидстанция была совершенно бессильна остановить это нашествие. Я видела матерей, которые со слезами тащили своих детей в поликлинику после милого общения с дворовыми котятками и щенками. И я вижу сердобольных бабушек, тетушек и иже с ними, которые каждый день раскармливают эту армию паразитов, прячут их от отлова. А они жрут и плодятся. Только в этом году их стараниями в нашем дворе +20 бездомных котов и с полдесятка собак. Я племянника, который ко мне в гости в этом году приезжал, на улицу поиграть выпускать боялась, чтобы он потом не чесался от всей этой нечисти – возила за город подальше на природу. Вы хотите жить в таком, извиняюсь, свинарнике – я нет, увольте! В наших городах необходимо навести чистоту и порядок, хотя бы такие же, какие мы стараемся поддерживать у себя дома. И стаям диких животных на улицах не место.

Если единственным возможным вариантам окажется тотальное уничтожение – я за, и можете считать меня фашисткой. Для каждого таракана – свой тапок. Дикие звери должны жить в лесу, заповеднике, национальном парке, а не под окном моей квартиры. Вот там за их права и нужно бороться – я буду первой, кто станет осуждать «охотников», которые заваливаются на «лексусках» с оптикой пострелять по зверью ради потехи. А пока я хотела бы, что мои дети ходили по Махачкале без страха быть покусанными».

Патимат Раджабова