Фото

Состоялся Чрезвычайный съезд кумыкского народа

В эту среду в ресторане «Уллубий», что в начале улицы А. Султана, прошел Чрезвычайный съезд кумыкского народа. На нем решено использовать конституционное право на самоопределение в составе РФ, если его глас так и не будет услышан дагестанской властью.

Багаудин Узунаев

Повестка была все та же: судьба 200 горских поселений, незаконно возникших на землях отгонного животноводства равнинных районов Дагестана…

КТО ТУТ У НАС КРЕПОСТНОЙ?

Дело в том, что глава Дагестана Р. Абдулатипов дал поручение правительству (от 16.01.2017 г.), которым предписал ему поставить точку в вопросе о юридическом статусе этих поселений. Речь идет о регистрации их в качестве сельских муниципальных образований с последующим включением в границы того или иного района, в зависимости от местоположения сельского МО. Казалось бы, это включение должно произойти автоматически, ведь все эти вновь образованные населенные пункты находятся на территории того или иного района республики. Но в том-то и дело, что правительством рассматривался и вариант отнесения этих по факту равнинных населенных пунктов к администрациям горских районов, выходцы из которых их сегодня населяют. Так, проезжая по федеральной трассе 29, можно увидеть множество указателей сел со словом«новый» в названиях: «Новая Урада», «Новый Гергебиль», «Новая Мачада», «Новый Анчих» и т.п. Эти плюс еще десятки других и есть населенные пункты, возникшие и развившиеся из простых кутанов, куда горцы пригоняли стада на пастбища в летний сезон. Постепенно эти кутаны разрослись до населенных пунктов с капитальными строениями, что согласно закону «О землях отгонного животноводства» запрещалось.

Кстати, как прозвучало в докладе доктора экономических наук, профессора Алклыча Алклычева, в рамках процесса возникновения на равнине из этих кутанов полноценных населенных пунктов были нарушены практически все законы, регулирующие земельные отношения в Дагестане, начиная от Конституции и кончая ФЗ 131 РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»! Почему дагестанская власть, обычно очень ревностно относящаяся к покушениям на ее полномочия со стороны простых людей, закрывала глаза на эти вопиющие нарушения закона? О временах советской власти мы тут говорить не будем – она действовала во всех сферах по принципу «своя рука владыка». А причины действий, верней бездействия, дагестанской власти нового, постсоветского, времени в отношении грубейших нарушений закона «О земельных отношениях в Дагестане» стоит указать. Позиция самих отгонников, их лоббистов во власти четко выражена в обращении группы депутатов НС РД от 2004 года в Госдуму, которое я цитировал в моей предыдущей статье. Это обращение было связано с требованием ст. 11 ФЗ 131 передать поселения и населенные пункты на «землях отгонного животноводства» в административное подчинение равнинных районов. Свой протест они обосновывали тем, что якобы исполнение этой статьи «приведет к разрушению «исторически, традиционно сложившейся системы ведения сельского хозяйства», к потере «отгонных пастбищ» горными районами и свертыванию «отгонного животноводства» как основы экономики большинства хозяйств». Но, как говорят специалисты, к этому времени «отгонного животноводства» как такового в Дагестане уже не было, «остались только отгонники». Реакцию на письмо этих депутатов, жителей равнинных районов, я уже приводил в прошлой статье – она была резко отрицательной и остается такой по сей день.

Новый виток напряжения вокруг вопроса узаконения незаконно возникших на равнине населенных пунктов и передачи их в подчинение горских администраций вспыхнул в связи с тем самым поручением главы Дагестана от 16.01.2017 г., с которого мы начали нашу статью. То, что все руководители Дагестана были на стороне отгонников, незаконно осевших на равнине, очевидно. Но сегодня это уже прямо бросается в глаза. Да, к поручению главы ускорить процесс узаконения незаконных населенных пунктов общественность равнинных районов отнеслась еще более-менее сдержанно – в силу того, что такие поручения выходили и раньше, при других руководителях. Однако его эмоциональное приравнивание отгонников к «крепостным», высказанное им в недавнем послании НС РД, буквально взорвало ситуацию, став последней каплей в решении кумыков созвать чрезвычайный съезд и обсудить на нем обостривший донельзя вопрос.

Не вижу необходимости делать здесь подробный отчет о ходе съезда – он не многим отличался от предыдущих. Повестку кумыкского протеста читатель хорошо знает. Но особо любознательных могу отослать на соответствующие сайты в соцсети, где уже выставлены материалы по нему. Мне же хотелось бы больше сказать о его причинах и возможных следствиях.

ЗНАЮТ ПРАВДУ, А ЛГУТ!

Да, я подтверждаю, что статус «чрезвычайного» этому съезду был ему присвоен не сразу, а после долгих дискуссий, взвешиваний и обсуждений. Такая предосторожность была вызвана опасениями агрессивных реакций со стороны властей Дагестана, а также некумыкской части населения Дагестана и его столицы – Махачкалы.

Конечно, в многонациональном устройстве Дагестана есть свои плюсы. Особенно для власти, которая сегодня имеет возможность твердить на всех уровнях, что Дагестан – это гора языков, что в нем царит дружба народов, что в нем мирно и счастливо живут сотни народов, что он образец для подражания всему миру!

Это можно услышать и от кумыкских лидеров. Но среди рядовых представителей кумыкского народа таких песнопений про того, как счастливо им живется в Стране гор, я ни разу не слышал.

Да, плюсы есть… Но от наплыва горцев на равнину, на исконные, исторически принадлежащие им земли, кумыки больше теряют, чем приобретают. В большинстве кумыкских районов – они уже стали меньшинством – со всеми вытекающими из этого обстоятельствами.

Даже, казалось бы, в большей степени, чем другие, мононациональный Карабудахкентский район ввиду включения в него ряда даргинских поселений стал многонациональным и должен сегодня выделять квоты во власти для представителей этого этноса, использовать на общих собраниях и мероприятиях русский язык в качестве языка межнационального общения. Это не плохо само по себе, мы знаем цену русскому языку и «русскому миру», но объективно это способствует забвению кумыками родного языка даже в тех районах, где они являются большинством. Что тут говорить про районы вроде Хасавюртовского, Бабаюртовского, Кизилюртовского и т.д., где сегодня горские народы представляют большинство.

Вот почему так отреагировали кумыкские активисты на сравнение положения горцев с положением«крепостных»…

Предыдущие лидеры Дагестана демонстрировали лояльность, даже сочувствие, хотя и показывали готовность отстаивать всеми мерами сложившийся в Дагестане порядок в сфере землепользования и этнополитики…

Что касается некумыкской части населения Дагестана, которая также относится к протестным мероприятиям кумыков в диапазоне от настороженности до готовности к прямым агрессивным действиям,то их позиция сформировалась на других основаниях. Во-первых, она в своем подавляющем большинстве свободна от прямой материальной заинтересованности, связанной с возможностью воспользоваться кумыкскими землями в качестве объекта купли-продажи – эта возможность почти полностью находится в руках горских элит. Во-вторых, если брать только социальный аспект вопроса, то они находятся в равном положении с кумыками, они также оказались в рядах бедноты, лишенной экономических перспектив и доступа к социальным лифтам, которые монополизированы элитами, включая кумыкские. Тогда чем же объясняется их в целом настороженно-отрицательное отношение к кумыкскому протестному движению? Что пугает их в возможном смещении акцентов в национальной политике Дагестана? Неужели кто-то всерьез верит, что кумыки в случае роста их влияния в руководящей сфере собираются кого-то изгонять, преследовать и т.п. Это ложь, которую распространяют горские националистически настроенные ученые и эксперты. Вот они-то как раз и опасны для Дагестана, потому что, прекрасно зная справедливость требований кумыков, они тем не менее хотят добиться своего,поправ эту справедливость, а значит, говоря языком религии, вопреки воле Всевышнего!

Я уверен, что, если действительно произойдет перераспределение и доля кумыкского влияния на политическом поле Дагестана увеличится, это приведет лишь к тому, что в нем станет больше порядка и справедливости, потому что только истинный хозяин земли и территории стремится ее нормально обустроить и привести к процветанию, а временщик озабочен лишь тем, как бы все распродать наспех и распихать по карманам.