Когда-то я писал на эту тему колонку. Один молодой человек сказал, что простые бытовые названия улиц звучат очень приятно: Виноградная, Родниковая, Портовая, Абрикосовая. Как в песне Юрия Антонова. Кстати, Виноградная была когда-то и у нас, сейчас она, кажется, называется иначе.

Теймур Абдуллаев

Существует несколько типов человеческих творений, которым присваивают собственные имена. Это корабли, города и улицы. В такой форме эти объекты воспринимать и персонифицировать легче, чем, к примеру, в виде номерных названий. Переименованию подвергают даже города, что уж там говорить об улицах. В прежние времена города Днепродзержинск и Рыбинск были переименованы в Брежнев и Андропов соответственно, правда, ненадолго. Исторические имена вернули Твери, Екатеринбургу, Владикавказу.

Некоторым улицам Москвы вернули старые исторические названия, например, Тверской (бывшая ул. Горького). В Махачкале этот процесс в 1990-е годы имел более массовый характер. Но с названиями улиц происходит странная история: люди очень долго, десятилетиями, помнят прежние названия и в быту применяют именно их. Я лично использую старые названия: 26 Бакинских комиссаров (Ярагского), Калинина (Шамиля), Кирова (Гамидова), Ленина (Гамзатова). Если я туда направляюсь, то в голове сразу возникает прежнее название, только потом я вспоминаю название нынешнее. Для большинства новоселов города, коих сегодня большинство, это вообще не вопрос, они сразу запоминают новое название, и вся недолга! В переименованиях нет вообще никакой проблемы для жителей, трудно только почтальонам и службам районных администраций. В общем, это, говоря по совести, и не проблема вовсе, есть у нас в городе заботы поважнее.

Интерактивность Интернета позволяет любому желающему мониторить общественное мнение. Сарафанное радио с успехом заменила глобальная Сеть. В последние дни именно в ней то и дело обсуждается возможность переименования ул. Котрова. Люди разделились на два лагеря, причем накал страстей был бы вполне достоин лучшего применения. Аргументы были из совершенно неджентльменской плоскости, от наклеивания ярлыков до пересмотра истории, далекой и не очень.

Если говорить о личностях трех братьев Хачилаевых, покойных, к сожалению, то нельзя недооценивать их роли в новейшей истории Дагестана, Северного Кавказа, да, пожалуй, и России. Были ли они политиками? Несомненно, вначале неформальными, а потом и реально признанными. Были ли они лидерами одного из титульных народов Дагестана – лакского? Несомненно. Я не знал лично ни одного из них, но по рассказам других сформировал свое мнение: в ряде случаев они помогали в работе с возвращением пленников из воюющей тогда Чечни, достигали маслиата по различным спорным вопросам и т.д. Это немало, учитывая те неспокойные годы. Председатель Госсовета Магомедали Магомедов, сумевший удержать в мирном русле жизнь дагестанцев (что не удалось сделать ни в Северной Осетии, ни в Ингушетии, ни в Чечне, ни в Южной Осетии), опирался в своей миротворческой деятельности не только на помощь Кремля, но и на лидеров национальных движений.

Инициативная группа, которая выдвинула идею переименования ул. Котрова в ул. Хачилаевых, конечно, в своем ядре имела именно представителей лакского народа. Тут вопрос эмоциональный, который, впрочем, зиждется на определенных фактах. Действительно, лакцам в последнее столетие пришлось, наверное, тяжелее, чем другим дагестанским народам. Тут и два переселения (с гор в Новолакский район, из Новолакского района на территорию вдоль сулакской трассы), и возможное нарушение пропорциональности представительства лакцев во властных структурах. В общем-то, вопрос переименования одной улицы города не стоит отказа. Само переименование не нарушает спокойного течения сегодняшней жизни, чтобы его делать каким-то рубежом обороны.

В любом случае это всего лишь поможет увековечить память о людях, которые были дороги одному из наших народов, и нужно это только живым, в Ахирате ведь другие ценности…

Я не сторонник ни одного из возможных решений по этому вопросу, но считаю: сделать приятное какому-то количеству людей будет правильней, чем не сделать. У меня, впрочем, как и у вас всех, немало добрых знакомых и друзей среди лакцев. Я был бы не против того, чтобы у них был повод для приятных эмоций.