Фото_Митинг

То, что официальные СМИ не сказали ровным счётом НИЧЕГО по поводу митингов 26 марта, только усилит резонанс в разы. Феерический просчёт!

Они так и не поняли, что в отличие от других времён мы живём в информационном обществе, где все всё узнают сразу, независимо от подконтрольных СМИ. Сегодня нет смысла прятать правду от людей, когда фильм Навального посмотрели 13 миллионов человек, плюс аудитория «Одноклассников», где просмотров ещё больше, чем на Ютюбе. Мы видим, как ситуация сползает к критической черте, как зреет гражданский конфликт. Мы видим, как власть сама подталкивает граждан к действиям. И не видим ни единой попытки запустить процесс гражданского согласия, без которого страны как общего духовного пространства не существует.

Заур Газиев

Начать хотелось бы с того, что, если СМИ хочет иметь хотя бы каплю уважения со стороны своих читателей, зрителей или пользователей, то оно должно говорить обо всём, что происходит. Даже о самых неудобоваримых вещах. Пусть мало, пусть с оговорками, пусть под каким-то особым углом зрения, но обо всём! У любого СМИ есть обязательства перед своей аудиторией. И их главной функцией является обеспечение конституционного права гражданина на информацию. Сегодня ни телевидение, ни тем более газеты не создают новости. Они существует помимо нас. Всё, что мы можем предложить, – это интерпретацию событий. Людям интересно узнать о событии из уст знакомых им журналистов. Можно, конечно, оставить это желание без ответа, но тогда вы теряете аудиторию и статус уважаемого СМИ. Это может случиться одномоментно или постепенно; по-разному бывает, но обратного хода уже нет. Как в случае с гангреной или некрозом… В истории с навальновскими митингами мы увидели отношения традиционных СМИ с правдой; мы увидели, как за один только день огромное их количество в момент потеряло лицо…

***

Безусловно, 26 марта народ выходил на улицы не ради Навального – народ выражал своё возмущение коррупцией. Цель была четко выражена и в лозунгах, и в плакатах, и в кроссовках, которые развешивали на каждом углу. И в этом смысле разницы в митингах в Махачкале, Владивостоке, Санкт-Петербурге или же в Москве нет почти никакой. Всего акции протеста состоялись в 100 городах России. Такого размаха прежде не было никогда. Но очевидно и другое: без Навального этих митингов не было бы. Он – их идейный организатор. Алексей Навальный сказал о том, что волновало огромное количество людей. И если бы власть в нашей стране была сменяемой и не столь самонадеянной, то она не утратила бы способности слышать то, что услышал Навальный.

Политика есть концентрированная экономика. Нет одного без другого. Рост тарифов ЖКХ, введение новых налогов типа «Платона», торгового налога или налога на капремонт не может не раскачивать страну и не создавать в ней революционную ситуацию.

Ну, а коррупция – это катализатор всех протестных процессов. Навальный просто подобрал то, что и так само просилось к нему в руки.

Я и раньше писал, что люди раздражены из-за своих реальных проблем и не нужно их злить без повода. Что наша власть делает с завидным постоянством!

***

Итак, митинг протеста против коррупции в Махачкале состоялся. Вышло на него не больше полусотни человек. Все молодые. Я внимательно отсмотрел все видео, снятое на месте. Поразило пристрастие к соблюдению буквы закона, когда понадобилось закрыть митинг. Когда речь идёт о борьбе с коррупцией в высших эшелонах, такого рвения не замечается. В итоге – большое количество задержанных.

Надо сказать, что для моих московских и иностранных коллег это было полной неожиданностью. Как и московские СМИ, наши официальные средства массовой информации ни слова об этом не сообщили. А с понедельника у нас происходило совсем непонятное: новостные ленты запестрили заголовками, гласящими, что махачкалинцы не поддержали борьбу с коррупцией. Как будто и нет у нас этой проблемы. Или же мы такие моральные уроды, не понимающие разрушительной силы этого явления.

Но случилось то, что случилось, и мы видим, как события развиваются по совершенно иному сценарию. И этот сценарий пишут не в Кремле, или госдепе, или даже не в штабе ФБК.

Нет сомнений, Кремль застигли врасплох: устами Пескова были выданы привычные для его миропонимания объяснения: подросткам заплатили!)))

***

Самое интересное, что все критики протестных акций, как сговорившись, обходят стороной причины, побудившие людей выйти на митинг: люди требуют соблюдения российских законов. Организаторы мероприятия не требовали выполнения законов какой-то другой страны. Если верить официальной позиции, то наша власть тоже озабочена разгулом коррупции. Но борьба с ней ведется как-то очень избирательно!

А ещё закон у нас соблюдается только тогда, когда надо наказать «чужих», тех, кто не из избранного круга.Сложность сегодняшней ситуации в том, что двойные стандарты и несправедливость сразу же становятся достоянием общественности. Те, кто не живёт в соцсетях, не могут оценить всю драматичность ситуации, которую мы прослеживали в режиме реального времени через фото или видеорепортажи. То, как российские власти сработали против себя, никакому госдепу и не снилось! Когда пятеро омоновцев тащат в автозак девушку, оказавшуюся на Тверской, как это видно, случайно, или когда под камерами душат девочку-подростка, то это не демонстрация силы, а приговор самим себе на многие годы вперёд. Они как будто живут в другом времени и не понимают, что мир изменился, что нельзя заполучить 60 миллиардов и не наследить в Интернете или в каких-то других открытых источниках. Кажется, они не поняли, что после 13 миллионов просмотров на Ютюбе нельзя делать вид, что ничего не произошло. Иначе вы расписываетесь в своем бессилии. Конечно, есть ольгинские тролли, но на них уже никто не реагирует. Мир больше не может терпеть того неравенства, последствием которого является масштабная коррупция.

***

Плохи дела у той страны, где взрослое поколение смирилось с несправедливостью, а молодое – нет. Молодёжь, вышедшая на улицы, – другое поколение. Они не смотрят телевизор, они не читают газет. У них своя музыка, свои независимые источники информации. У них другие идеалы и система ценностей. Они космополиты. Фанатизм – это вообще не про них. Они прагматичны и не по годам умны. Вот так незаметно выросло поколение, которое увидело ролики Навального и возмутилось реальностью, на которую уже никак не реагировали их родители. И вот уже на митинге в одном из российских городов пятиклассник говорит, что менять нужно не Медведева, а систему. Как в «Новом платье для короля». А взрослое поколение в соцсетях сыплет глупостями типа: «Кто-то думает, что придут новые и все будет хорошо. Однако не верю, придут и тоже будут снова обдирать народ, пока миллиардерами не станут». Или когда человек мне пишет, что коррупция и воровство – часть нашей национальной ментальности, я вообще выпадаю в осадок. Может, это синдром выученной беспомощности, а может, это оправдание за то, что сидели дома, когда можно было проявить свою гражданскую позицию. Но факт остается фактом – молодое поколение больше не реагирует на сымитированную федеральными СМИ реальность. И это трещины, которые пошли по зданию государства уже совсем в другом направлении. У них пока нет власти, у них нет программы и лидера, но этот митинг им подарил драгоценный опыт взаимодействия с родным государством в виде омоновцев, со СМИ, которые умолчали о главном событии в стране. Это опыт общения с учителями, которые по старой сталинской привычке докладывали куда надо информацию о неблагонадёжных учениках. Они это запомнят. И мы увидим, как рассыплется то, что ещё вчера казалось незыблемым.

***

Наше государство не нужно разрушать извне, боюсь, что оно уже в стадии разрушения. Причём стараются больше всего те, кто получил от него всё, что можно. У нас не будет революций или восстаний. Новое время формирует новые обстоятельства. Антицифровая революция, которая у нас свершилась руками тех же самых законодателей, каждый день работает на разрушение нашей большой, умной, но в тоже самое время беспомощной страны. Наши ресурсы не спасут нас, когда придёт время платить за несправедливости, случившиеся с нашего молчаливого согласия. А новое поколение не будет спасать тех, кто винтил и обворовывал их будущее.

***

Молчание – это тоже реакция. Иногда оно красноречивее тысячи слов. Навальный сумел собрать протестные настроения в первую очередь среди молодежи. Мы увидели качественное изменение протестных настроений. Навальный использовал технологии, которые позволяют в 21-м веке мобилизовывать людей. Первая русская революция в 1905 году проиграла. Вторая и третья выиграли. Если бы тогда власть услышала свой народ, то российская история пошла бы по другому сценарию…

***

И пару слов о Навальном. Он интуитивно понял, что его время пришло. Он сильно рискует, потому что переводит противостояние с Путиным на совершенно иной уровень. Он и его окружение понимают, что сейчас они будут иметь дело со всей беспощадностью репрессивной машины. Со стороны Кремля тоже понимают, что они в отличие от маргинальной толпы или фанатиков ограничены в своих действиях. Чрезмерное усердие в уничтожении своих политических конкурентов чревато новым уровнем изоляции и появлением у Навального ореола мученика за Россию. Притом, что репрессии никак не влияют на протестный электорат и только расширяют его агрессивным поведением силовиков, хватающих всех без разбора. Что делать дальше – никто не знает. Ситуация зависла. Сейчас единственный выход – воссоздание институтов коммуникации власти и общества на всех уровнях – выборы, партии, парламент, общественные организации, профсоюзы, СМИ, местное самоуправление. Все, что было выжжено и разрушено за последние полтора десятилетия. Без этого НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИТСЯ. НИЧЕГО! Можно что-то тактически решить, но в итоге получить политический коллапс.

Власти вообще нужно перестать рассматривать ситуацию в узком контексте президентских выборов. Вопрос не в том, как их провести (70%, а там хоть трава не расти), а в том, как реформировать систему, чтобы ее не уничтожил социальный взрыв.

Но проблема в том, что государство (точнее – власть) приемлет только силовой путь и казенщину. Так же действовали и наши цари. Чем все закончилось – мы знаем…