Фото_1

Есть два типа людей, от которых хочется держаться подальше. Они названы в заголовке этой статьи. И в том, и в другом случае всё начинается с благих намерений. Гибкость и коммуникабельность, с одной стороны, упорство и несгибаемость, с другой стороны, все это в своём гипертрофированном состоянии превращается в одном случае — в лицемерие; в другом — в фанатизм. В конечном итоге, выигрывают те, у кого вообще нет никаких принципов. Но фанатики перед тем, как проиграть, заставляют платить высокую цену. Нам ли не знать…

Заур Газиев

Никто не становится лицемером с рождения. Не могу себе простить не понятую вовремя простую истину: самый лучший ключ к сердцу человека – говорить ему то, что он хочет услышать. Правду на самом деле знают все; просто в одном случае её хотят слышать, а в другом – нет.

***

Дело в том, что наступает момент, когда вы начинаете сравнивать свои достижения с достижениями тех, с кем вы начинали восхождение на гору успеха. И к вам приходит понимание: почему в этой гонке за успехом, за деньгами вы далеко не лидер. Что бы вы там ни думали про себя, пока вы соображали, что к чему, угодливые бездарности уже давно обошли вас на всех поворотах и иногда даже пытаются покомандовать вами. И вот у вас открывается третий глаз, и вы начинаете рекогносцировку на местности. Если, конечно, в вашем случае ещё не поздно начать всё сначала. Однако чаще всего упущенного уже не вернёшь, и первое, что человеку хочется, – просто сбежать с поля боя, где почти всё проиграно! И в какой-то момент тебе даже кажется, что на новую войну уже нет ни сил, ни желания. Но при этом есть много, очень много злости. А это уже мотивация двигаться по собственному пути, не повторяя прошлых ошибок. Тем более, что у тех, кто тебя сильно обскакал, тоже открытые спины, и вы хорошо помните, как они клеветали на вас начальству!

Кстати, история, произошедшая с Саидом Амировым, – пример того, что в нашей стране нет такого состояния, которого нельзя было бы лишиться. В этой ситуации я начинаю как-то по-особенному любить нашу родную Византийскую империю, где нет правил и где победителей не судят. Не судят, Карл! Просто приходят другие и отбирают то, что не успевают спрятать вчерашние победители. А что при этом испытывают те, по чьим головам шли к успеху? Ну, во-первых, если в этих головах есть мозги, они больше не будут служить в качестве ступенек. Во-вторых, они первые, кто помогает новым героям, открывая ворота осаждённых крепостей. И в этом случае лицемерие – это ответ на те обстоятельства, в которых оказался человек, который больше не хочет быть лузером. Человек с достоинством никогда не захочет быть неудачником во второй раз, и даже за компромисс со своей совестью он будет готов заплатить самую большую цену. Такой опыт дорогого стоит! Потом учишься останавливать в своей голове время и ждать, пока дичь станет твоей мишенью. А пока в это время ты говоришь людям то, что они хотят от тебя услышать. Ты договариваешься, терпишь, строишь планы на будущее. Ты ждёшь и понимаешь, что иного выхода у тебя нет. Не ты устанавливаешь правила игры. Не ты заставляешь людей быть такими, какими они являются перед тобой. Ты просто дожидаешься своего шанса…

***

Как-то в результате сложившихся обстоятельств мне предложили поработать в одном проекте. Через короткий промежуток времени я стал его хед-лайнером. Однако, когда проект был реализован, меня забыли даже позвать на банкет по поводу его успешного завершения. Мне просто заплатили, и я удалился. Наверное, вы подумаете, что я обиделся и больше с этими людьми не связывался – ничего подобного! Тогда один очень мудрый человек поздравил меня с приобретением этого бесценного опыта и посоветовал играть по правилам нанимателей. В следующий раз моя работа обошлась им несравнимо дороже, и никаких обид ни у кого не было. Если с вами поступают как с наёмником, не бегите к работодателям со своими инициативами – они их не оценят. Те, кто не привык ценить человеческий труд до встречи с вами, не изменится и после. Как бы много души вы ни вкладывали в свою работу, ни о какой благодарности даже не думайте – все принимается как должное. Работайте на ту сумму, которую платят, и ни на копейку больше!

Самая большая глупость – предполагать, что для богатых, состоятельных, власть имущих и т.д. мы, простые работяги, чем-то отличаемся от обычной массовки. Надоел Сулейману Керимову «Анжи», он его выбросил, как опостылевшую игрушку. Любой, кто работает на богатых и знаменитых, должен понимать: ты – игрушка, от которой избавятся, как только она надоест. Единственные, кто всегда в цене, – это шлейфоносцы и профессиональные подлизы. Они будут топить вас в дерьме и преувеличивать своё значение. Шанса станцевать на ваших костях они не упустят никогда. Шеф, это будет, конечно же, понимать, но тщеславие никогда не позволит ему отдать вам должное. Просто это нужно понимать с самого начала и не преувеличивать в своих собственных глазах свою значимость.

В госкомпании не многим лучше. Там, конечно, нет офисного рабства, как в частных компаниях, но есть рабочие лошадки и блатные. Вашим работодателям не будет дела до того, что вы из себя представляете. Первый же прокол – и от вас избавятся, как от одноразового изделия. И кто выживает в подобных условиях? Лицемеры и лгуны! Посмотрите на наших многочисленных замов и советников. Многие из них отказывались танцевать на костях…

***

Никто не становится фанатиком с рождения. Просто с самого раннего детства человеку внушают, что нужно говорить правду, что нельзя обманывать, что есть ценности, по которым нужно строить свою жизнь. И в некоторых людях эти зёрна прорастают, не оставляя места для внутреннего диалога и компромисса. Для таких людей искренность и прямота взглядов является их естественной природой. Их стремление к идеалу и жажда справедливого и понятного мира – такая же потребность, как и воздух, которым они дышат. В поисках совершенного мира они ищут место, где хорошо бы себя чувствовали, не нарушая правил, где людям воздаётся по заслугам. Им невыносимо хитрить, врать и обманывать – им нужны честные правила игры. И вот такие люди попадают в мир, в котором правят бал лгуны и лицемеры, нарушающие правила, предающие, лгущие в глаза. Какова их реакция? Полагаете, как и положено в случае с принятием неизбежного? У любого из нормальных людей эти этапы протекают следующим образом: отрицание или шок, гнев, торг, депрессия, принятие. Но у идеалистов всё складывается иначе. Не в силах принять реальность, они начинают жить в своих иллюзиях. Их твёрдость и несгибаемость начинают играть с ними злую шутку. Их сознание захватывает «сверхценная идея». Они становятся фанатиками. Это их реакция на то, с чем они не смогли примириться. «Сверхценная идея» – глубокое убеждение или чувство, которое человек ценит, которым он дорожит сильно и безоценочно, стремится подтверждать и развивать свою идею. Но самый характерный признак этого состояния – отрицание реальности, нежелание идти на компромисс, открытый конфликт со всеми, кто не разделяет их мировоззрения.

Идеалисты делают революции, сносят или создают империи, создают направления и идеи, к которым движутся этносы. Сила фанатиков в их несгибаемости и способности перешагивать через то, что является ценностью для обывателей. На самом деле фанатизм – очень страшная и чаще всего разрушительная сила, особенно, когда идея пережила своё время и своих создателей. Фанатизм в наше время – это разрушенные страны, общество насилия, бесконечные теракты. Фанатизм в наше время – это бесконечные войны, бедность и болезни. Фанатизм может быть религиозным, идеологическим, националистическим и т.д.

***

Но не будем заблуждаться: фанатизм – это чаще всего ответная реакция на существование лицемерия, коррупции, тотальной лжи как общественного состояния. Не хотите получить новое поколение религиозных фантиков – стройте справедливое общество и правовое государство. Ничего не проходит без последствий. Люди видят и чувствуют несправедливость, даже если вам они ничего не говорят. Даже если сразу вы не столкнётесь с фанатичным сопротивлением. Отложенная реакция непременно случается, и это всегда очень страшная расплата…

Когда общество погружается в тотальное враньё, всегда находятся готовые ценой собственной жизни кричать, что есть правда. И чем меньше таких людей – тем они отчаяннее. В известном сериале «Игра престолов» Серсея Ланнистер просто взорвала Башню септонов вместе со всеми фанатиками – другого варианта борьбы с подобным состоянием нет! По этой причине лучше всего не создавать условия, при которых рождаются описанные мною крайности – лицемерие и фанатизм.

***

Люди живут символами. Они для них как маяки. Даже самым отъявленным циникам нужны метки в понятиях добро-зло. Однако я не вижу, чтобы сегодня добро побеждало зло, чтобы благородство ценилось выше подлости, чтобы таланты ставились выше подхалимства. И вот смотрю я на лицемеров и фанатиков и вижу, какой тяжелый выбор регулярно стоит перед людьми. Пока побеждают лицемеры… Тоже не радостно, но все же лучше, чем если бы победили фанатики. Хотя кто его знает… После Сталинской реинкарнации – возможно всё.