Volk

«Чтобы вызывать восхищение толпы, надо всегда держать ее на известном расстоянии». Гюстав Лебон

Листая новостную ленту этой недели, больше всего удивляешься желанию наших людей начать скандал по любому поводу. У нас очень любят обсуждать и осуждать. Конечно, чаще всего это исходит от людей, сидящих под левыми никами. Но дело даже не в этом, а в том, что утрачена культура общения с теми, кто не разделяет наших убеждений. Нам неинтересно, кто виноват. Нам важно найти того, на кого можно выплеснуть свою злобу.

Заур Газиев

Я всегда гордился тем, что в Дагестане терпимость к инакомыслию всегда была частью национального менталитета. С детства мы сталкиваемся с людьми, которые могут исповедовать иную религию или быть другой национальности. Однако сейчас ситуация очень сильно изменилась. С отъездом славянского населения практически не слышишь в школе русских имён. А если и есть, то это такая экзотика, как будто в классе сидит афророссиянин. И проблема отсутствия русских не в том, что нынешний дагестанец не сможет справиться с работой, которую делает русский. Вовсе нет. Проблема в том, что мы слишком замыкаемся в собственном этносе.

На днях один из моих новых друзей на Фейсбуке написал пост следующего содержания: «Люди, которые вместо «салам алейкум» пишут «салам», что вы делаете с кучей освободившегося времени?» Я, конечно же, тоже за то, чтобы это приветствие писалось целиком, но в наших условиях этот пост стал поводом для осуждения всех, кто недостаточно мусульманский мусульманин. И понеслась дискуссия о том, как плохи те, кто пишет просто «салам», дальше – больше: ведь так недалеко от отказа от веры наших предков и рукой подать до гей-парадов! И вот читаю эти комменты и диву даюсь: как, оказывается, можно себя накрутить на ровном месте! Можно объявить войну и начать боевые действия в масштабах одной социальной сети! Горцы всегда были большими индивидуалистами. Откуда взялось это желание увидеть всех одинаковыми! Отрыжка коммунистического прошлого? А может, люди уже просто не знают, как показать, насколько они праведные?! Желание осуждать людей возникает там, где человек не очень уверен в своей приверженности каким-то принципам. И вот, чтобы самоутвердиться, он пытается найти того, кто в этом вопросе вроде хуже, чем он сам. Да и вообще, с некоторых пор я очень сочувствую людям, которым для того, чтобы быть счастливее, нужно обязательно кого-то осудить. Это же какая должна быть пустота в жизни человека, чтобы имело значение, насколько полно пишет приветствие кто-то другой!

***

Ещё одним заметным событием нынешней недели стало выселение женщины из её хибары, расположенной по улице Комарова. Истерический женский голос в Инстаграме сообщил нам, что был суд, по постановлению которого старушку обязали за свой счёт снести старое жильё. У пожилой женщины якобы есть два опекуна, и суд назначил одного из них содержать бабулю; на него же оформили и квартиру. Сначала все дружно набросились на мэрию города. Потом главными отрицательными героями стали судебные приставы. Не хочу цитировать непристойности, что люди писали под этой новостью, но они в выражениях не стеснялись: «По мне, чем вот такое делать, лучше вообще не работать». И вдруг находится трезвая голова, которая сообщает следующее: «Приставы исполняют решение суда. Суд завтра с них тоже потребует отчёта по их работе. Техника приехала не просто так. Если до этого дошло, значит, по-другому не получалось вопрос решить. Есть определённые действия в рамках закона, которые исполняются приставами до принятия крайних мер». «То, что частные сносят хибары, – это нормально, потому что города растут, на месте частных домов должны строиться многоэтажки. Но это должно происходить в рамках закона, где оговорено все. Дом можно сносить, когда эти люди получат новое жилье». Тут вспомнили про опекунов: « А куда делись опекуны? Почему они бросили пожилую женщину под экскаваторы, а сами спрятались?» «Дай Аллах вам занять место Амирова после таких дел!»

Между тем обстановка накалялась. Праведный гнев горожан искал выхода и не находил конкретного виновного. Срочно нужна была жертва. «Как земля может носить таких ублюдков?! Ничего, земля круглая – им всё вернётся». Кто-то написал: «Но, если опекуну выдали квартиру для проживания с ней, при чем тут приставы? Почему молчите за опекунов?» «Приставы исполняют решение суда у бедной и одинокой женщины !!!! Если бы вместо этой бабули был бы другой человек с юридическим знанием и с деньгами, то эти приставы там не появлялись бы»… Комментарии появлялись как грибы после дождя и становились всё агрессивнее.

Надо сказать, что женщина и раньше обращалась за помощью, и в этом вопросе разбирался зам мэра города Курбан Курбанов. Однако уже тогда было ясно, что всё очень запутано. Суть проблемы в том, что два соседа не могут поделить участок. Когда-то давно женщина купила этот участок у соседа, но, видимо, должным образом не оформила. Этим и воспользовался сосед и перепродал участок вместе с соседской постройкой. Суд закрепил эту сделку. Вот женщина и оказалась на улице. Ситуация, к которой ни мэрия, ни судебные приставы отношения не имеют…

***

И вот пострадавшую бабулю приглашают в мэрию на разговор. 12 декабря глава города Муса Мусаев принял выселенную жительницу и, учитывая тот факт, что она является многодетной матерью, принял решение помочь ей. Оказалось, что никакая она не бабуля, а просто многодетная женщина с детьми. Как выяснилось, собственник земельного участка, на котором расположена самовольная постройка, действительно обратился в суд для ее сноса и выселения горожанки. Решением суда, вступившим в законную силу, исковые требования собственника земельного участка удовлетворены, самовольная постройка подлежит сносу, а женщина – выселению. Как бы это ни было жестоко, решение законное. Однако меня удивляло не это, а та истеричность, с которой простые граждане искали, кого бы распять. Конечно, ресурс, опубликовавший историю, поймал свой хайп. Здесь и толпа поглумилась над всеми, кто попадался под горячую руку. И больше уже не нужно было нагнетать и поджигать – люди нагнетали сами себя. Снова и снова вспоминаю незабвенный труд Гюстава Лебона под названием «Психология толпы». Толпе нужен враг. Им не важно, виновен человек или нет. Толпы испокон веков собирались на площадях, чтобы поглазеть, как распинают, вещают, сжигают, отрубают головы. В этом нет ничего нового. Частью свирепой толпы может стать абсолютно любой человек независимо от его воспитания, образования и социального статуса. Невозможно поверить, но это подтверждается многочисленными фактами. И социальная сеть – это та же самая толпа. И те, кто ловит хайп на подобных вещах, и понятия не имеют, чем это может закончиться. Как бы ни было прискорбно признавать, человеческая индивидуальность существует только до тех пор, пока ее не захватит подходящая по мотивам и устремлениям толпа.

А иногда бывает, что и мотива никакого не надо; зеваку, пришедшего поглазеть на то, что происходит, затягивает в круговорот событий помимо его воли. Более того, он становится чуть ли не главным героем-негодяем. Все хотят получить свои пять минут славы: «Толпа никогда не стремилась к правде; она отворачивается от очевидности, не нравящейся ей, и предпочитает поклоняться заблуждению, если только заблуждение это прельщает ее. Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится ее повелителем; кто же стремится образумить ее, тот всегда бывает ее жертвой».

Случай с якобы выселением якобы бабульки – красноречиво подтверждает вышесказанное.

***

Говорят, что в Буйнакске эта картина не редкость. В микрорайоне возле детских садов 14 и 13 припаркована автомашина «Нива» тёмно-зеленого цвета за госномером 203, обвешанная тушами убитых волков. Сама машина залита кровью животных, огромные хищники, связанные скотчем, беспомощно болтаются по ее бокам. При этом человека, совершающего подобный выезд в люди, совсем не заботит, что все это видят дети. Он наверняка чувствует себя героем, ковбоем, и ему нет дела, что мы живём в другое время, когда даже санитарный отстрел должен проводиться по определенным правилам.

Я не знаю, что это за человек, как он относится к людям, говорит ли ему кто-то, что среди людей не принято демонстрировать убийство. Волки – это очень опасные хищники. Но у них своя среда обитания, а у нас – своя. Даже если нужно контролировать популяцию, не следует забывать о человечности. Может быть, даже с уважением к соседям по планете. Однако из раза в раз человек заезжает в Буйнакск и демонстрирует трупы убитых волков.

Исходя из этого, я делаю вывод, насколько разнородно общество, в котором мы живём. Нам очень трудно будет договориться. Человек, подчиняющийся ценностным установкам, и человек, подчиняющийся только грубой силе, никогда не уживутся в одном обществе. Либо они нас оскотинят, либо мы сами, следуя инстинкту самосохранения, озвереем.

***

P.S. «Массы уважают только силу, и доброта их мало трогает, так как они смотрят на нее как на одну из форм слабости. Симпатии толпы всегда были на стороне тиранов, подчиняющих ее себе, а не на стороне добрых властителей, и самые высокие статуи толпа всегда воздвигает первым, а не последним. Если толпа охотно топчет ногами повергнутого деспота, то это происходит лишь оттого, что, потеряв свою силу, деспот этот уже попадает в категорию слабых, которых презирают, потому что уже не боятся. Тип героя, дорогого сердцу толпы, всегда будет напоминать Цезаря, шлем которого прельщает толпу, власть внушает ей уважение, а меч заставляет бояться».

Гюстав Лебон

***

P.S. «Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. В изолированном положении он, быть может, был бы культурным человеком; в толпе – это варвар, то есть существо инстинктивное».

Гюстав Лебон