Фото_Задержание Шамиля Исаева

Никто не плачет по отставленному правительству, но, когда обескураживающие новости перекрываются другими, шокирующими, то это не может не произвести впечатления. «Вертолётная» пора в самом разгаре. Министры, которые годами сидели во власти и вроде бы были на хорошем счету, и предположить не могли такого исхода карьеры. Они договаривались с любой властью и принципами себя никогда не обременяли: откатывали, делились, отмывали. Как и в остальной России. И вот тут теперь такое…Изгнанные из абдулатиповского эдема чувствуют сейчас себя просто счастливчиками…

Заур Газиев

Надо прямо сказать, что без московских партнёров дагестанский коррупционный конвейер организовать было бы невозможно. Поэтому сильно грешить на республику, наверное, не стоит. Нет сомнений, что дагестанские чиновники легче других шли на контакт с москвичами, но правила игры в стране создавали не кавказцы. Сейчас дагестанские арестанты, скорее всего, идут как сакральные жертвы во имя того, чтобы избиратели пришли голосовать за новую, более «жесткую» пятую версию Путина. Дагестан не единственное место, которое погрязло в коррупции, просто репутация республики такова, что нас как бы никому не жалко.

И произошло это по многим причинам. И потому, что даговская мразота всех мастей ехала в Москву и гопничала там. И потому, что наши нувориши никогда не умели жить скромно, не демонстрируя наворованного. Именно хамское поведение наших земляков в столицах всех раздражает. Но давайте не будем мудрствовать лукаво, мы, дагестанцы (плохие, хорошие, умные глупые, атеисты, верующие, агностики и т.д.), никого в свои правители не выбирали. Всех, кто управлял республикой, назначали из Москвы. Поэтому общественное мнение убеждено, что огромная доля вины за беспорядок в Дагестане лежит именно на федеральном центре! Мне трудно судить, насколько нормально устраивать такие облавы в республике, которая является такой же частью страны, как и все остальные. Эти аресты – удар по репутации не только Дагестана, они, скорее всего, показывают, что представляет собой государство, построенное как имперская вертикаль. Насколько оно не в состоянии поддерживать законность и порядок конституционными мирными методами. Эти аресты – приговор системе, а не показатель того, что дагестанцы оказались якобы коррумпированней других.

***

Вот мы и добрались до конкретики. Трём пассажирам авиарейса Махачкала-Москва (Гамидову, Исаеву и Юсуфову) инкриминируют хищение 65 миллионов рублей. Для сравнения: у полковника Захарченко было 8 миллиардов. Наши явно скромнее. Да и после всего того, что мы увидели в знаменитых антикоррупционных расследованиях Навального, разве кого-то может удивить резиденция Гамидова? Вы же не заставите людей забыть всё, что они видели до обыска у Абдусамада. И никто не убедит меня в том, что все эти дни нас заставляют быть участниками очень злобного шоу. Приветствует ли всё это действо народ? Если судить по комментам под роликами про аресты, размещёнными на Ютюбе, то народ просто жаждет крови. Но народ с начала времён собирался на площадях, чтобы посмотреть публичные казни, собирался поглазеть и на гладиаторские бои. Вспоминается и про казнь, где толпа кричала: «Распни его». Поэтому не будем апеллировать к мнению безликой массы – истина не устанавливается большинством голосов. Да и не факт, что эти адовы комменты принадлежат реальным людям, а не каким-то ольгинским троллям.

Но есть один вопрос, который задаётся в комментариях постоянно: «Почему вы не сделали этого раньше? Почему вы не пресекали нарушения закона до тех пор, пока это не приняло такие масштабы?» У нас была та же государственная система, те же законы, те же правоохранительные органы. Для чего нужно было оттягивать удовольствие? Сдаётся мне, что степень погружения в коррупционные отношения, подобная дагестанской, была действительно кому-то очень нужна. Коррумпированность на таком уровне – это не вопрос личных качеств людей, это уже качество системы. И в этом плане у нас ничего не поменяется, в ближайшие годы ничего уже не произойдёт. Нуждаются ли февральские арестанты в моей поддержке? Да ничуть! Никто из них не святой. Но и никто из них не делал ничего того, чего бы ни делали их же коллеги из соседних регионов. Во всяком случае, это общеизвестно. Вопрос ещё в другом: а можно ли было спокойно договориться с этими арестантами? Дать им возможность вернуть наворованное и уйти в отставку? А только потом уже привозить варягов и брать под контроль федеральные финансовые потоки. Что за непонятная любовь к уничтожению человеческих жизней…

***

Февральские аресты коррупционеров – это замечательно, но что дальше? Можно поменять всё руководство хоть на татаро-монголов, но всё население вы ведь не поменяете! Они будут анализировать происходящее и реагировать. И подобный экспорт начальников в один момент может вызвать совсем не ту реакцию, которую ожидают организаторы сегодняшнего шоу. Проблема в том, что на протяжении многих лет федеральный центр уничтожал каркасы дагестанского гражданского общества, стравливал национальные элиты, делал всё, чтобы общество ни при каких условиях не вошло в состояние гражданского консенсуса. Федеральный центр в обмен на лояльность закрывал глаза на коррумпированность местных элит (как, впрочем, и на коррумпированность элит в других регионах). И всё это для того, чтобы не возникло сепаратистских настроений. Но в какой-то момент в Москве поняли, что далее подобные практики продолжать невозможно. На это просто уже нет денег. Вот и началась показательная полицейская операция по борьбе с коррупцией.

Чем это поможет России? На мой взгляд, ничем. Разве что люди смогут сказать, что они борются с коррупцией. Или порадуют русских националистов. Но сказать, что мы подошли к каким-то системным преобразованиям, вряд ли получится. Мы наголо постригли голову и надеемся, что у нас вырастут волосы совсем другого цвета, нежели росли раньше. Вариант создания ещё одной Чеченской Республики на территории Дагестана невозможен. По многим причинам. Но сейчас даже не об этом. Меня сейчас интересует вопрос о том, что будет дальше. Просчитаны ли последствия подобных экспериментов? История с помощью русскому миру в Донбассе и Луганске в тупике. На шее у России оказались две никем не признанные республики, а на западной границе враг, который полон обид и злобы. Если дорожную карту по Дагестану планировали те же люди, что и по Украине, может не стоит так усердствовать? Потому что в этом случае ничего хорошего нас не ждёт и нужно сразу собирать чемоданы.

***

Сегодня нет ни одного министра, даже если речь идёт о каком-нибудь нищем министерстве, над которым бы ни нависла петля. Я знаю лично нескольких министров, за которых могу поручиться как за некоррумпированных людей. Правда, есть и те, с кем должны разбираться правоохранители. Так вдруг поднялась волна в защиту Заремы Бутаевой. Говорят, что сейчас стоит вопрос и о её задержании. Единственное, что пока удерживает федералов, – это прошлая история с Евгенией Васильевой. Там хорошо усвоили урок: охлос обычно сострадает гламурным женщинам в наручниках. Но десятки миллионов рублей, якобы потраченные на празднование юбилея Дербента, дают повод заглянуть в дагестанский Минкульт и порыться там, где при предыдущем руководителе рыться не очень хотели. И если случится увидеть Зарему Ажуевну в наручниках, я не уверен, что заявления с хэштегами «заремаажуевна мы свами» продолжатся.

И вообще, самые интересные истории у нас впереди. Как впереди осознание, что ситуация в нашей республике в корне поменялась. Умиротворения больше не будет. Будет жесткое вычищение даже там, где этого никто не ждет. В общем, время собирать камни.

***

Я убеждённый сторонник борьбы с коррупцией, сторонник того, чтобы Дагестан был частью Российской Федерации. Россия дала нам очень многое, и это уже неотделимая наша часть. Но при этом нужно понимать, что русскими в традиционном понимании мы не будем никогда. Другие гены, другая историческая память, другая география, другая ментальность. Ассимиляция до состояния Рязанской области в нашем случае невозможна. Это надо принимать как факт. Но мы много лет живём по законам этой страны. Однако почему-то зарплаты у нас ниже общероссийских! И как-то никого это особенно на уровне Федерации не волновало. У нас до сих пор есть школы с трёхсменным обучением. Тоже всем наплевать! Про медицину писать не будем, там ничем не лучше. Мы бы дали хороший экономический рост через малое предпринимательство, но российское налоговое законодательство – это просто удавка на шее. В лучшем случае теневая экономика. Степень коррумпированности Минсельхоза сейчас лучше не рассматривать…

У нас действительно всё очень плохо. И, наверное, без вертолётов не обойтись, но, опять-таки, какие меры по наведению порядка предлагаются? Мы не знаем нашего будущего, нас это пугает. В XXI веке с обществом нельзя поступать так, как с безмозглой скотиной. Люди должны понимать, что происходит. А если репрессии не остановятся на уровне высшего звена и пойдут дальше? Сработает ли в этом случае правило «окон Овертона»? (Это когда сначала вы репрессируете тех, кого все ненавидят. При этом общество согласно. Потом вы репрессируете тех, к кому все равнодушны. В ответ все тоже молчат. А потом вы репрессируете всех подряд. Итоже молчание. Потому что общество уже смирилось с мыслью о полезности репрессий.) А может, начнётся активное гражданское сопротивление? Всё ли просчитано в этом никому не известном плане?

***

И ещё один аспект данного вопроса. Когда читаешь весь трэш в виде комментариев по поводу задержания наших высших чиновников, меня убивает желание оскорбить и унизить задержанных. Господа, вы звери! Давайте наказывать людей за то, в чём они виноваты, не уходя в оскорбления и унижение человеческого достоинства. Оскорбления всегда характеризуют тех, кто их произносит, а не тех, в чей адрес они звучат. Как характеризуют людей те, кого они выбирают себе в попутчики…