Коллаж

О правителях, которых мы заслужили

Те эксперты, которые занимаются изучением устройства российской властной машины, конечно, не могли пройти мимо истории с яхтой Дерипаски…

Багаудин Узунаев

Она подтвердила самые худшие наши догадки о закулисной жизни сильных мира сего российского разлива… Но сначала о ситуации в Дагестане, ставшем лабораторией по восстановлению справедливости в одном отдельно взятом регионе…

ПСЕВДОТЮРКИЗАЦИЯ?

Я имею в виду деятельность «38 московских прокуроров», которая сегодня у всех на устах и с которой народ связывает надежды на восстановление справедливости в отношении своих интересов и потребностей.

Жизнь в Дагестане в последнее время можно нарезать на периоды в рамках формулы «до и после»: «до Васильева и после него», «до «38 прокуроров и после», «до ареста четверки и после». И каждый такой период, несмотря на преемственность, будет иметь качественно иное содержание, чем предыдущий. Но, как в любом сериале, здесь тоже есть некие промежуточные эпизоды, которые мы обычно оставляем без внимания. В нашем случае это прилет в Дагестан президента Татарстана Минниханова именно в тот день, когда были произведены пресловутые задержания с последующей депортацией задержанных в Москву. Было такое впечатление, что Минниханов стал некой сигнальной ракетой к началу операции. Хотя, скорее всего, это было простое совпадение. Но оно очень ладно и живописно вписалось в ситуацию, которую мы обозначили словом «псевдотюркизация» (ниже я поясню смысл этого термина в свете последних перемен в нашей республике).

Но случайный в контексте того драматического дня приезд Минниханова в Дагестан был не случаен в широком временном масштабе. Очевидно, Васильев пытается установить экономические связи с Татарстаном, что вполне понятно и естественно по ряду причин. Вспомним, что попытки завязать деловые отношения с Татарстаном дагестанское руководство предпринимало и раньше. Делал это даже Абдулатипов, который известен своим антитюркским настроем. Помните его комментарий в связи с планами Кремля назначить сюда генерала из системы МЧС – кумыка по происхождению? Это может привести к тюркизации Дагестана, будто бы сказал он тогда. Конечно, это было явное передергивание.

***

Предположить, что генерал, пусть и МЧС, может произвести в Дагестане кадровую тюркизацию, равносильно заявлению генерала из анекдота, что крокодилы могут летать… Да и в самой дагестанской верхушке нет таких кумыков, которые способны не то что участвовать в проекте под кодовым названием «тюркизация», но даже вслух одобрить саму такую перспективу. А те, которые способны, их не допустят в ряды верхушки на пушечный выстрел! И Абдулатипов это прекрасно знает. Но зачем-то же Абдулатипов сказал такое? Версию, что его слова способны повлиять на решения кремлевских стратегов, сразу можно отбросить. Там в его советах не нуждаются. Моя версия проще: Васильев, как и его предшественники, считает целесообразным и перспективным поставить Дагестан в фарватер Татарстана. То, что Дагестан в этом тандеме будет в роли ученика, его, в отличие от бывших глав Дагестана, наверняка не смущает. Татарстан сегодня экономический лидер России, и у него есть чему поучиться. Причем не только Дагестану. А вот для коренной дагестанской верхушки – с ее необоснованными амбициями – роль ученика неприемлема. Особенно в случае с Татарстаном. Помните, как резко отреагировал в свое время на критическую реплику Шаймиева один из наших бывших лидеров: мол, мы не нуждаемся в ваших советах, сами с усами… А уж при Абдулатипове аргумент, что «мы сами с усами» усилился вдвойне…

Враждебность к тюркскому элементу горские дагестанцы продемонстрировали и в критический момент нашей истории, когда в 1923 году Джалалутдин Коркмасов поставил вопрос о желательности сделать один из местных языков государственным наряду с русским. Тогда против этого выступил лакец Саид Габиев, но можно предположить, что эта была заранее согласованная позиция горских политиков того времени. Словом, тюркский элемент был и остается в Дагестане не в чести. И, словно по иронии судьбы, он сегодня как бы вновь всплыл на поверхность, но уже в вполне карикатурном виде: Васильев – тюрк по корням, назначенный на должность председателя правительства; Здунов – родом из Татарстана, в момент начала судьбоносной операции по реальному, а не на словах обелению Дагестана на его земле случайно оказывается татарин Минниханов!

Наконец, единственный представитель верхушки, которого не затронула деятельность «38 прокуроров», Хизри Шихсаидов – тоже кумык, тюрк, хотя и частично (у Хизри Исаевича, как он сам признавался многим, бабушка была аварка). И сегодня все «три богатыря», которые олицетворяют собой верховную власть в Дагестане (Васильев – Шихсаидов – Здунов), так или иначе представляют тюркский элемент. Но понятно, что это простое совпадение, что, если это и тюркизация, то лишь в юмористическом плане, карикатурно… Горские элиты никогда и ни за что не допустят, чтобы командные высоты оказались навсегда захвачены тюрко-варягами и пришлыми элементами. Вскоре мы увидим, как они, перегруппировавшись, начнут наступление на позиции варягов и пришлых…

РЕЗУЛЬТАТЫ ЕСТЬ, НО…

Понятно, что о тюркизации дагестанской верхушки можно говорить только с юмором. На самом деле речь идет просто об ориентации Дагестана на не близкий для нас мусульманский Татарстан, который объективно является экономическим лидером в Российской Федерации и может быть полезен Дагестану в плане решения своих экономических задач. А все те идеологические надстройки, которые я представил вам выше, они автоматически возникают ввиду наших исторических и современных реалий. На самом деле Кремль, если и боится чего-то по-настоящему, то именно тюркизации самого Татарстана, где устойчивы тенденции на сохранение своего языка, истории и самобытности. Есть определенные результаты. Они были бы еще больше, если бы Кремль не проводил политику сдерживания в отношении носителей этих тенденций…

То есть сближение Дагестана с Татарстаном, если оно состоится, совершается в чисто экономических целях. И явление Минниханова дагестанскому народу в момент критических событий, пусть и произошедшее по случайному совпадению, можно рассматривать как одобрение самими небесами этого естественного во всех отношениях союза.

***

Те серьезнейшие экономические проблемы, которые испытывает Дагестан, имеют как объективные, так и субъективные причины. Объективные – те, которыми охвачена вся страна, которые вытекают из нынешнего положения России в мировом финансово-экономическом пространстве. Субъективные – вытекают уже из наших собственных реалий: нашей трудовой этики, трудовой дисциплины и вообще желания настойчиво и систематически трудиться на избранном поприще.

Вот тут есть проблемы. Тот же Абдулатипов как-то сказал фразу, которой ненароком вскрыл глубинный подход дагестанской правящей верхушки к интересующему нас вопросу. Отвечая на критику оппонентов о неудовлетворительной работе правительства, он сказал примерно следующее: то, что вы не знаете всего, что мы делаем, не означает, что мы ничего не делаем…

Вроде не возразишь. Но вопрос не в том, делают они там что-то или нет, а в результатах того, что они там делают. Конечно, они не бездельники. Мы видим, как каждый день к Дому правительства, что на Ленина, подъезжают дорогие иномарки, из которых выходят хорошо одетые, надушенные люди, важно удаляющиеся в это помпезное здание… Мы видим дома этих людей, которые могут поспорить в помпезности со зданием, в котором они якобы работают, мы знаем понаслышке о доходах этих людей, об их бизнесах, заграничных турах, друзьях и любовницах и т.п. Понятно, что все перечисленное мной – это результаты их трудов. Но это результаты – для них самих. А где же результаты их трудов для нас? Результаты, которые отразились бы и на нашей жизни, которые каким-то образом облегчили бы нашу жизнь? Ведь вроде бы они для этого так стремились в это здание на улице Ленина?! По крайней мере, ни один из них ни разу не сказал, открыто не сказал, что идет в правительство для того, чтобы в результате трудов в нем у него появилось несколько больших домов, парк автомашин, три жены в придачу к первой и единственной… А именно так оно и происходит: говорят, что идут во власть для того, чтобы потрудиться в поте лица и добиться результатов для всех, а добытых ими результатов хватает только на них самих!

***

Вашими бы устами… Однако мы видим, что жизнь наша день ото дня становится все труднее: у нас падают доходы, в магазинах, в которые мы ходим, растут цены на продукты, дорожает бензин, растут тарифы на ЖКХ и т. д., и т. п. То есть результаты не только отсутствуют, но даже присутствуют с отрицательным знаком.

Но, может быть, наши ожидания неоправданно преувеличены? Может быть, механизм нашей государственной машины рассчитан именно на такой объем результатов, которого хватает только на тех, кто в ней уютно расселся и разместился? По факту – так оно и получается. Но сидящие в этой машине сами же уверяют нас, что она дает результаты, которых должно с лихвой хватать на всех. Где же они? Когда вопрос этот становится настойчивым, господа находят, как говорят, козла отпущения, и все возвращается на круги своя. В нашем случае таким козлом оказался как раз Абдулатипов: его уверения, что результаты есть, но вы их просто не видите, никого не убедили…

Конечно, было бы честней со стороны обитателей дома на Ленина открыто сказать, что мы тут собрались не для того, чтобы ишачить на чужого дядю – общество и народ, а на себя любимого, и так было всегда, и будет во веки веков! Но они так не говорят. Или врут про галеры, на которых они загибаются день и ночь, или молчат, как рыбы, набравшие в рот воды. Кстати, пора уже перейти к рыбе, верней к рыбке, которая наделала много шуму в Интернете. Вы про нее уже, скорее всего, знаете, так что я сразу перейду к выводам.

ПИДЖАК НА СПИНКЕ СТУЛА…

Сразу хочу сказать, что я ссылаюсь на эту историю вовсе не для того, чтобы позубоскалить над незадачливым олигархом Дерипаской или сластолюбивым большим начальником Приходько. Как это делает Интернет, в котором уже бродят анекдоты.

Я в ней вижу ответ на вопрос, который целый час разжевывал выше: почему положительных результатов работы нашего правительства хватает только на него самого, а на общество и народ, ради которых оно вроде бы и работает, не хватает? Если все наше правительство работает так, как Дерипаска с Приходько в перерывах между сексом с проститутками на яхте, то откуда же взяться тем результатам, которых мы от него ждем?

Недалеко от них ушло и наше правительство. Его работу не раз критиковали даже в самой верхушке. Например, Хизри Шихсаидов. Некоторые вице-премьеры, говорил он, уходят с работы, повесив на свой стул пиджак: мол, я тут, рядом. А потом их находили в парной или в ресторане… Пиджак на стуле? Уж не родственник ли он стоптанным чарыкам, которые ханша Казикумаха предлагала народу в качестве правителя, которого они заслужили?