kizlyar

Расстрел старушек, выходивших из церкви в прощеное воскресенье, как будто вернул в тревожные нулевые, когда теракты в Дагестане были частью политической жизни. Уроженец села Кидеро, убивший пять человек возле церкви в Кизляре, по версии следствия, был членом «спящей ячейки» запрещённой в России террористической организации «Исламское государство». Она уже взяла на себя ответственность, хоть и прямых доказательств ее участия в этом преступлении пока не обнаружено.

Заур Газиев

Согласно официальной версии, Халил Халилов присоединился к террористической организации «Исламское государство» (запрещена в России) ещё в прошлом году. Принадлежал он к так называемой спящей ячейке этой организации. В списках уже известных участников радикальных организаций, а также в базе данных спецслужб как участник незаконных вооруженных формирований Халилов не числился. Вырос он в Тарумовском районе Дагестана. Там вроде тоже живёт немало русских людей, и с чего вдруг у него появилась такая агрессивность по отношению к представителям иной веры, нам ещё предстоит узнать. Понятно одно: в Кизлярском и Тарумовском районах есть кто-то, кто ведёт активную пропаганду экстремистских идей. Очевидно, что такая жесткая загрузка сознания не произошла одномоментно. Возможно, его прокачали радикальными идеями через Интернет, но наверняка поблизости был тот, кто навёл его на вредоносные ссылочки. По информации силовиков, Халилов даже хотел уехать в Сирию, где вроде воевал его двоюродный брат. Кто его туда не пустил, тот наверняка жестоко раскаивается в этом.

Ещё более интересный вопрос: кто проморгал этого боевика на тарумовских кутанах? Понятно, почему невозможно уследить за человеком в большом городе, но в маленьком селе, где все друг у друга на виду, не увидеть, как человек отрастил бороду, принял вид откровенного боевика, и не поставить его на учёт – это несколько странно. Если там, конечно же, не все ходят в таком виде. Возможно, если бы стреляли не на поражение, а по ногам, мы бы получили ответы на свои вопросы. Как, впрочем, узнали бы и имя того, кто вдохновил Халилова на поход в кизлярскую церковь, привёл к экстремистским идеям. И в самом деле, какой смысл был его убивать, если у него весь боезапас был уже расстрелян? Другой вопрос: почему люди, жившие рядом, не забили в колокола, пока он не взял в руки винтовку и не двинулся на Кизляр. Останься Халилов жив, он бы много чего мог рассказать – хотя бы про ту же «спящую ячейку». И, возможно, выяснилось бы, какие методы воздействия на него были применены, как его зомбировали. Ещё один важный вопрос: почему не охранялась церковь?

***

В мире есть много примеров, когда люди разных религий жили в согласии и защищали друг друга. История, когда мусульмане Египта в день Рождества взялись за руки и окружили коптский храм, дабы не пустить туда террористов, облетела весь мир; лично меня она потрясла до слёз. Не оставили равнодушным и фотографии, когда на площади Тахрир христиане окружили мусульманина, давая ему возможность спокойно совершить намаз. Есть много историй мирного и взаимоуважительного сосуществования разных религий, о которых хочется рассказывать бесконечно. Но, к сожалению, историй, где люди нетерпимы друг к другу, гораздо больше. История крестовых походов, история вытеснения христианства из стран Ближнего Востока наглядно иллюстрируют это. Способность быть терпимым к вере другого человека – это мудрость, к которой люди приходят, накопив культурный и нравственный багаж. К сожалению, она не снисходит на людей как погода. И чем ниже уровень интеллекта, чем хуже образование, чем больше имущественное неравенство и уровень агрессии в обществе, тем больше фактов нетерпимого отношения к вере других людей. Понятно, что Халилов не был типичным представителем дагестанской молодёжи, скорее рудимент. Таких ребят было много лет 10 назад. Слава богу, сейчас ситуация изменилась, молодёжь несколько иная. Кстати, по поводу взаимоотношений христиан и мусульман. В исламе христиан называют людьми Писания. Монастырь Святой Екатерины, один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире, основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай во время правления византийского императора Юстиниана. В 625 году, в период арабского завоевания Синая, монахи этого монастыря направили делегацию с дарами пророку в Медину, чтобы заручиться его покровительством. И оно было даровано. Грамоту закрепили отпечатком ладони пророка. Копия охранной грамоты, выставленная в галерее икон, провозглашает, что мусульмане будут защищать монахов. Монастырь был также освобождён от уплаты налогов. Полагаю, что подобные истории Халилову никто не рассказывал…

***

То, что произошло в Кизляре, – страшно. Это как возвращение туда, откуда ты изо всех сил убегал. Но дальнейшее совсем уму непостижимо. По социальным сетям вдруг разлетелось письмо, якобы написанное кизлярскими христианами.

Обращение жителей Кизляра к Рамзану Ахматовичу Кадырову. «Уважаемый Президент Чеченской Республики и Герой России Рамзан Ахматович. К Вам обращаются жители Кизляра, русские по национальности и православные христиане с криком о помощи. Мы много раз обращались к Ставропольским и к Краснодарским казакам и к атаманам с просьбой о помощи, но никто нас не услышал. После распада СССР мы потеряли все свои права в Дагестане, и наше положение ухудшилось только после того, как Кизляр начали заселять аварцы. Они убили много русских парней и насиловали наших девушек. Они нашу жизнь в Кизляре превратили в ад. И вчерашний террористический акт вынудил нас обратиться к Вам за помощью. Мы знаем, что Вы в Чечне строите церкви и синагоги и помогаете как истинным мусульманам, так и всем людям, несмотря на их вероисповедание. Мы просим Вас помочь нам и просим Вас присоединить Кизляр к Чеченской Республике. Ведь этот город присоединен к Дагестану только в 1920 году и до этого никогда не входил в состав Дагестана. Эти аварцы нам здесь и умереть и жить не дают. Ведь Кизляр был построен на Чеченских землях, которые потом в 1920 году передали в состав Дагестана. Это наш последний крик о помощи и Вы наша последняя надежда, Рамзан Ахматович. Мы согласны жить с чеченцами и в составе Чечни, но только не с аварцами и в Дагестане. Помогите нам, пожалуйста. Именем Иисуса Христа мы молим Вас, ведь Иисус и ваш пророк. Помогите нам и спасите нас от геноцида аварцев».

После того как это письмо в 17-й раз пришло ко мне от очередного коллеги по вотсапу, я понял, что текст с кучей грамматических ошибок игнорировать нельзя. Во-первых, я понимаю, что, когда человек обезумел от горя, он и не такое может написать. Во-вторых, сомнительна адекватность автора этого текста. Нельзя кроить границы как попало только потому, что кому-то захотелось пожить под властью Рамзана. И самое некрасивое – это националистическая подоплека текста. Но то, что выяснилось потом, по- настоящему взорвало социальные сети. Автором этого текста оказался некий Хизри Мухумаев. На его профиле есть несколько совместных фотографий с Рамзаном Кадыровым…

***

Халил Халилов не уполномочен представлять аварцев. Он не уполномочен представлять даже цунтинцев. А если кто-то преследует русских, то это делается деклассированными элементами, этническая принадлежность которых не принципиальна. Не каждый рождается суперменом и бойцом, не каждый может физически себя защитить, поэтому существует полиция. И, если полиция не защищает простых граждан, вот тогда нужно бить в набат. Человек должен быть защищён, несмотря на национальность, отношения с богом и идеологические взгляды. В Дагестане любой русский человек может прийти в любой орган власти и обратиться за помощью в том случае, если его преследуют по национальному признаку. Не будем скрывать, подобные вещи случаются, мне самому пришлось быть свидетелем, когда одна из пока действующих министров преследовала сотрудницу только потому, что она русская. В тех обстоятельствах мы так ничего и не добились, но сейчас вполне возможно попробовать восстановить человека в его правах.

Однако, возвращаясь к письму, скажу, что оно может иметь весьма негативные последствия. Любой, кто захочет увидеть связь между этим письмом и организацией теракта, может это сделать. Даже если это совсем не так. Мир – очень сложная штука. Иногда, затевая что-то, мы ожидаем одни последствия, а сталкиваемся с другими. Даже не сомневаюсь, что Рамзан Кадыров не отреагирует на это письмо. Сложностей в отношениях с Дагестаном ему не нужно.

***

Ещё один аспект кизлярского теракта – реакция на него российских СМИ. Каких только глупостей по этому поводу не услышал! Ответственное лицо, которое работало в дагестанском ФСБ, но сейчас на пенсии, с пеной у рта рассказывает на РБК о том, что этот теракт – последствие активной борьбы с коррупцией в Дагестане, которую начал Васильев. Не очень понятно, какая связь между борьбой Васильева и тем, что малограмотный парень, поддавшись экстремистской пропаганде, пошел стрелять в старушек в кизлярской церкви. Но человек на полном серьёзе говорит об этом на федеральном канале.

Ещё более чудовищные комментарии были в социальных сетях; приводить их – это подвести себя под статью о разжигании ненависти. Были даже те, кто писал, что этот теракт устроен для того, чтобы отделить Кизлярский район от Дагестана. Тут, как говорится, кому война, а кому мать родная. Масштабы человеческой глупости беспредельны. Но о связи между коррупцией и экстремизмом хотелось бы высказаться отдельно. Хоть одно и не вытекает из другого, но связь между ними есть – у них общий корень. Просто в каких-то случаях люди приспосабливаются к неудобной для них системе, а в каких-то случаях начинают с ней бороться самым кровавым глупым и бесчеловечным образом.

Коррупция, как и экстремизм, это только следствие системных сбоев. Это показатель того, что общественная модель должна быть реформирована и усовершенствована. Дагестан можно держать на коротком поводке у империи, можно пристёгивать к батарее наручниками, а можно делать его органичной частью государства, предлагая гибкие федеративные связи. Наши проблемы системны, они вызваны ошибками на уровне базовой программы. Можно бесконечно отстреливать этих дурачков в камуфляже, при этом ничего не делать для того, чтобы такого рода люди больше не появлялись. Иными словами, не борясь с причинами этого явления, мы не можем быть застрахованными от подобных историй в будущем.

На самом деле произошедшее в Кизляре вызывает много вопросов. Отвечая на них, мы рискуем утонуть во множестве мелких деталей, за которыми мы не увидим главного. Бороться нужно с причинами болезни, а не только с её симптомами. И тогда страшная, но понятная история не превратится в кошмарную головоломку. Чего никому из нас не нужно!