ANJI

Жизнь – как новогодняя ёлка: всегда найдётся тот, кто разобьёт самые красивые шары

Итак, мы снова побежали по тому же кругу. Опять начались убийства полицейских, похищения предполагаемых членов НВФ, запугивание организаторов светских мероприятий, а ещё, как грибы после дождя, появились малограмотные инста проповедники, которые запугивают народ карами Всевышнего за то, на что мы даже внимания не обращали. И всё это происходит на фоне бесчисленных рекламных врезок проекта «Мой Дагестан». Сюрреализм какой-то.

Заур Газиев

Изнасилованный здравый смысл валяется там же, где и надежда на то, что в пределах нашей жизни Дагестан станет спокойной, доброжелательной, чистой республикой, где люди сами выбирают своего президента. А между тем воинствующие мракобесы, не встречая никакого сопротивления, бесстрашно осваивают интернет-пространство. За последние несколько дней я насчитал как минимум четверых. Один из них даже делает свои обращения на фоне кладбища. Ограниченные в своём понимании жизни, малограмотные – они с умным видом вещают о том, что считают правильным или неправильным. Жаждая хоть какой-то славы, своей активностью они приводят в бешенство одних и вызывают чувство солидарности у других.

Подпевалы мракобесов накручивают им просмотры, ставят лайки, а также пишут комменты с чудовищными грамматическими ошибками. И надо сказать, что единственные, кто ещё оказывает заметное сопротивление – это дагестанские женщины среднего возраста. Остальные бегут от этих обсуждений, как от чумы. Я, конечно, понимаю, что вступать в дискуссию с фанатиком бесполезно, но не делать этого тоже нельзя. Хотя бы потому, что при отсутствии сопротивления у них появляется ощущение собственного величия и безапелляционности всего бреда, который ими произносится. И как ни странно, именно простые дагестанские женщины не спускают мракобесам их попыток поставить Дагестан на колени.

В последнее время я дважды сталкивался с очень горячими спорами в их лентах. В одном случае это было обсуждение, можно ли женщинам быть на пляже в купальниках, а в другом случае женщин обвиняли в том, что из-за их открытых платьев мужчины становятся импотентами. Надо сказать, что и в первом, и во втором случае появлялись женщины, которые в одиночку вставляли мракобесам так, что те закрывали обсуждение и ретировались. Мужчинам спорить с фанатиками сложнее – начинается переход на личности и запугивание угрозами членам его семьи. Следует признать, что такая уверенность в себе у проповедников имеет вполне конкретные причины. Они привыкли вещать в своём малограмотном кругу, не сталкиваясь с другой точкой зрения, а как только им на пути попадается кто-то аргументированно отвечающий на их глупости, их позиция начинает сыпаться как карточный домик. Вот что интересно: утопающие в мусоре горы и реки, скверное образование, коррупция и бардак на дорогах их не смущают, а вот женщины, не закрывшиеся в паранжу, их возмущают. Но наши женщины редко сдаются! В этих обсуждениях появляются такие диалоги, что снимаешь шляпу, читая реплики наших дам, которые ставят в тупик самых самоуверенных инста звёзд. Простые человеческие ответы, за которыми стоит хорошее образование, жизненный опыт и система ценностей, разбивают в прах весь пафос мракобесов. И спасибо этим женщинам большущее!

***

Гораздо меньше повезло организаторам рок-концерта. По этому поводу очень интересный текст прочитал в газете «Молодёжь Дагестана», который называется «Злой рок или десять лет спустя». Все, кому интересны подробности, могут посмотреть эту статью на сайте издания, но меня удивило полное отсутствие реакции со стороны правоохранительных органов. Очевидно, что журналисты ради истины рисковали жизнями, подставлялись под удары религиозных фанатиков, а от правоохранителей нет ни звука. Ну и чтобы было понятно, о чём речь, кратко изложу суть дела. Одна из немногочисленных махачкалинских рок-групп решила провести концерт в одном из кафе. Сделали афишу и разместили на своём сайте объявление. Кто-то фотографию этой афиши разместил в одной из исламских интернет-групп. Им ведь обязательно нужно кого-то осудить. И начался ад с угрозами и психологическим давлением. Я так и не понял, что обидело этих святош. Если бы концерт музыканты решили проводить в мечети, тогда я бы понял, с чего весь шум. Но концерт планировался не там. Какое им до этого дело! Они, оказывается, чувствуют ответственность за Дагестан! За мусор, в котором утопает республика, за коррупцию, за лицемерие и ложь – сердце у них не болит, а вот рок-концерт с кучкой городских сумасшедших – это угроза моральному облику Дагестана.

Характер угроз тоже был очень специфичный. Там были и «добрые», и «злые следователи». Сначала рокеров запугали агрессивными комментами. Некий Habibullah000 написал: «Этих организаторов нужно выгнать из республики, которые только о своих карманах думают». Mavlet53: «…а лучше всего сжечь прямо на концерте. Да простит нас Аллагь». Nurmagomedov.84: «Пора уже одному быть инициатором, лидером, думаю, многие поддержат, помогут. Нельзя такие вещи пускать в нашу республику, гнать организаторов всех концертов». И последний пример, за которым очень трудно не рассмотреть призыва экстремистской направленности, от юзера Russian_analitica: «Когда в Дагестане было мало видео-наставников, а были неравнодушные мужчины, которые просто вставали и ехали туда, где, к примеру, рок концерт, и наказывали там всех, – тогда и не было подобного. Сегодня единственное, что могут сделать, так это снимать. Берите пример с Чечни, там ребята с пейнтбольными ружьями заставили женщин одеваться».

А потом к рокерам пришел какой-то религиозный мужик и убедил их отменить концерт «по-хорошему». Музыканты сдались. А зря. Тут очень большое поле деятельности для служб по борьбе с экстремизмом. Нет сомнений, что здесь присутствуют экстремистские призывы во всей красе! Однако в ведомствах по борьбе с экстремизмом, видимо, были не в курсе. Для чего нужно было принимать пакет Яровой, если даже в этом случае от правоохранителей ничего не слышно.

И ещё один нюанс – я бы ни в коем случае на месте организаторов концертов не давал задний ход. Хотя бы потому, что в следующий раз религиозные фанатики будут чувствовать себя гораздо увереннее. А на следующем этапе их деятельности останавливать таких людей будет гораздо труднее.

***

Мир в сложно устроенном обществе – это не данность, спущенная с небес, – это трудная работа. Но главная основа этого мира – соблюдение общих правил всеми участниками процесса. Я убеждённый противник всякой дискриминации по идеологическому принципу до тех пор, пока люди не начинают переходить красную черту. Я много раз писал об этом, когда представители государства переходили её, но в данном случае это делают представители вполне определённой социальной, вернее, религиозной группы. Не должна одна социальная группа в правовом государстве навязывать всему обществу свои стереотипы поведения. У нас в недавнем прошлом уже было такое. И ничем хорошим это не закончилось. Потом годы ушли на мучительные зачистки.

Однако сейчас всё это начинается снова. Самый яркий пример этой активности – один товарищ, весьма близкий к Муфтияту. Однажды он сумел посредством клерикального запугивания помешать проведению фестиваля красок. Его после этого даже поймали на том, что, забыв перелогиниться, он стал писать от своего имени комменты, поддерживающие его же позицию. Правда, благодаря этому выяснилось, что людей, придерживающихся экстремистской позиции, не так много. Однако сидят они под кучей ников и засирают интернет-пространство своим мракобесием, создавая иллюзию массового участия большого количества юзеров.

Но после запрета проводить фестиваль красок прошло два года, и эта история снова повторяется. И как понимать происходящее, я пока не знаю. Зачем им вдруг так понадобилось обозначать своё присутствие? Проба на крепость Владимира Васильева? И кто у нас окажется жертвой клерикального террора в следующий раз? Очевидно, что на этом они не остановятся – рокеры не будут последними. Сначала запугивают одних, потом выбирают жертву покрупнее, – разбираются с ними, а затем уже и всё общество погружают в страх.

***

Нам рассказывают, что у нас сильное государство, которое присутствует в нашей жизни везде и всюду, но как получилось, что в этот раз никто из представителей государства даже не попытался вмешаться в ситуацию? Будем ждать, пока экстремисты начнут снова взрывать и убивать на каждом шагу, диктуя свои условия? Я понимаю, что залётные татары спрятались на третьем этаже Белого дома и вообще плохо понимают, что происходит в Дагестане. Но кто-то из местных, наверное, остался же в Белом доме и мог бы намекнуть, что подобное невмешательство – это проявление слабости государства. А это уже грозит нам новым витком терактов и самых разных видов насилия.

Наверное, не моё это дело, но людям, специализирующимся на борьбе с экстремизмом, неплохо было бы поддержать коллег из МД. И когда в очередной Владимир Васильев соберёт журналистов вручить награды, хотя бы грамоту за хорошую работу, если денег на борьбу с экстремизмом уже не осталось.

***

Социальный мир в Дагестане это не данность. Его строили на многочисленных компромиссах и договорённостях, участники которых понимали, что им можно делать, а чего нельзя. Мир – это соблюдение общих правил для всех. Когда люди, не понимающие и откровенно ненавидящие Дагестан, пытаются работать тут по иным правилам, они хотя бы должны осознавать, в какую цену им обойдётся то или иное продавленное решение. Но проблема в том, что цену эту придётся платить не им, а Дагестану.

***

Ещё одна тема, которой нас буквально били по голове на этой неделе, это история с финансированием футбольного клуба «Анжи» (Махачкала). Для клуба, оказывается, нет денег. Если чего-то я и не люблю, то это футбол, и не фанат «Анжи». Более того, глядя на то, какой там идёт распил бюджета, какие там у работников были понты, я скорее испытываю нелюбовь к ним, нежели скучаю по их звёздным временам. Но для многих людей в нашей республике эта команда была поводом для радости и гордости! И не уважать чувства сограждан я не могу.

Мне нынешняя ситуация более чем очевидна. С одной стороны, понятно, что прежние спонсоры поиздержались, а новых нет, и финансирование на себя могло бы взять государство. Клуб попросил поддержку в размере 296 698 797 рублей. Но какое дело до дагестанских национальных символов татарам, присланным сюда по каким-то никому не известным причинам. Ожидать иного решения даже смысла не было. «Общественные организации своё содержание должны осуществлять за счёт средств учредителей, спонсоров, коммерческой и иной не запрещённой законом деятельности. Учитывая изложенное, положительное решение вопроса не представляется возможным», – говорится в ответе, подписанном первым заместителем министра финансов РД Али Исламовым.

Выходит государство в нашем случае не заинтересовано в финансировании этой общественной организации. Я не буду перечислять общественные организации, которые финансируются за счёт государства, и не буду писать, какое говно эти общественные организации, но хозяин – барин. Я думаю, что всем всё ясно – идёт целенаправленное избавление Дагестана от того, что может быть хоть каким-то поводом для гордости. Да и повод для отказа у них тоже имеется вполне обоснованный. В то время когда жители Буйнакска и Избербаша сидят без воды, финансировать футбольный клуб, мягко говоря, нелогично. Но впрочем, эта история только в самом начале своей раскрутки. Я думаю, что они понимают цену того решения, которое они примут. Запасаемся напитками и попкорном.