Фото_к тексту

«Человек – это животное, которое сошло с ума. Из этого безумия есть два выхода: ему нужно либо снова стать животным, либо стать больше чем человек». Карл Густав Юнг

И кто бы мог подумать, что небольшой комментарий, данный уважаемыми гладиаторами в Инстаграме Хабиба Нурмагомедова, вдруг станет громом среди ясного неба. Хабиб Нурмагомедов и Ислам Махачев осудили рэп-концерт, что прошел ещё в июне. И всё бы ничего, если бы вошедший в образ нравственного авторитета Ислам Махачев вдруг не назвал этих веселых детей топливом для ада. И тут началось…

Заур Газиев

Надо сказать, что ответка была настолько сильной, что Хабиб Нурмагомедов вынужден был закрыть комментарии в своём Инстаграме. Более того, через день ему вообще пришлось оправдываться. Хабиб в своём посте написал, что он прокомментировал это событие, так как интересуется всем, что происходит в Дагестане. Возможно, это так.

Странно, что топливом для ада не были названы люди, совершающие теракты, посылавшие флешки, грабившие и запугивавшие наших сограждан экстремисты. Его не заинтересовало лишение дагестанцев права на всенародные выборы. Ему было безразлично, когда у нас похищали, пытали, внесудебно казнили. Когда коррупция и неравенство, когда плохое образование, скверные дороги, здравоохранение, когда несправедливость повсюду – ему было неинтересно. Не было повода! А вот дети, прыгающие на рэп-концерте, – это топливо для ада… Странная, конечно, логика. Реакция людей на Инстаграм Хабиба стала как неожиданный холодный душ для чемпиона. Но, впрочем, всё по порядку.

***

В сентябре Хабибу будет 30 лет. В общем-то, молодой человек. Но он из поколения, которое было в огромном своём большинстве заражено экстремистскими идеями. Огромный процент их сгинул в КТО, спецоперациях и рядах НВФ. Это поколение, которое осталось в стороне от хорошей советской школы, в то же время нынешнее поветрие давать детям качественное образование и воспитание их не застало. Природный живой ум Хабиба, сила характера, врождённая выносливость горца, спортивная среда, в которой он вырос, вознесли его на вершину спортивного успеха. Этот человек выучил английский язык, влился в сложную американскую систему рейтингов. Это, безусловно, неординарный и талантливый человек, никто сей факт и не оспаривает. Но есть одно «но», которое будет регулярно бить его головой об асфальт. Это «но» и является проблемой для него и его поколения – речь идёт о системе ценностей.

В среде моих знакомых эта форма мышления называется «хасавюрт». И люди, у которых в голове «хасавюрт», – отдельное явление. Они категоричны и нетерпимы. У них своеобразные отношения с религией, спортом, с теми, кто не принадлежит к их кругу. Культ силы у них доминирует над образованностью. Для них грех – это то, что делают другие, а сами они идеальны. Им главное, чтобы никто не узнал, а за высокими заборами они будут предаваться каким угодно наслаждениям. Страх перед сложными решениями заставляет их искать простые ответы на сложные вопросы. И при этом много летающих чёрных пакетов в голове…

Когда несколько лет назад я делал интервью с Хабибом Нурмагомедовым, уже тогда меня удивило, насколько в этом человеке много всего – и притягательного, и пугающего. В нём наряду с какой-то природной мудростью неожиданно сочетается человеческое мелководье и отсутствие глубины в определенных очень важных вопросах. Он грамотно и интересно говорил о вещах, в которых он жил, но при этом, когда мы делали шаг в сторону, он начинал пугающе сыпаться. Особенно это касалось круга тем, в которых человек должен был бы проявлять гибкость, терпимость и снисходительность. В тот день я списал это на его молодость. Я слушал его тогда и думал, что неплохо было бы ему понять: сила – это не только способность побить всех, но и умение принять, что люди могут быть другими. И совсем не обязательно плохими.

После этого интервью я больше никогда его не видел. Но время от времени, сталкиваясь с его информационными следами, я снова и снова убеждался, что тот портрет Хабиба, который я тогда нарисовал, был абсолютно верен. Сложная картина мира очень трудно укладывается в его голове. Она сильно деформируется и искажается по причине присутствия там «хасавюрта». При всём том, что в нём очень много всего, что не может не вызывать восхищения.

***

Я в том возрасте, когда промахи других людей меня не радуют. Они заставляют меня задумываться, почему это произошло. При этом я понимаю: одни и те же поступки у разных людей в одном случае могут быть ошибкой, в другом – следствием образа мышления или образа жизни. Потому стараюсь не вступать даже в кратковременные отношения с людьми, чьи ценности я не разделяю или, на худой конец, не могу с ними смириться.

Когда я разговаривал с Хабибом, то не видел в нём злобного или агрессивного человека, несмотря на его грозный вид. Хотя борьба двух начал в нем была очевидна. Наверное, именно по этой причине попытки играть в самостоятельные игры для него оказываются не очень удачными. Вспомним хотя бы его участие в травле Емельяненко-старшего, когда тот негативно отозвался о боях без правил для детей, устроенных в Грозном. А этот человек, если что, личный друг Путина. А Путин помнит всё! Вспомните фоточку с Макгрегором. Вспомните историю с Лобовым, которая тоже вызвала шквал агрессии по самым разным направлениям. Иногда кажется, что в принятии решений Хабибу просто не от чего отталкиваться. Он заблудился в понимании того, что такое добро , а что такое зло. Такое чувство, что в книге, где он ищет ответы на свои вопросы, в самом нужном месте вырваны страницы, и он выбирает самое странное решение.

История с отжиманиями бомжей для цивилизованных людей вообще необъяснима. Может, это недоигранное детство, может, просто шутка, но картинка выглядела как глумление. У воспитанных людей в здоровом обществе принято бомжам сочувствовать или помогать, но никак не издеваться над ними. Как ему вообще пришло такое в голову – не понимаю! Может, в их кругу специфичное чувство юмора… Нет сомнений, что религия, в которой он пытается согреться и найти себя, не поощряет то, чем он зарабатывает себе на жизнь. Даже если Хабиб находит для себя какие-то лазейки и оправдания, на подсознательном уровне он понимает действительное положение вещей. Тем более, что и его недруги напоминают об этом при каждом удобном случае. Я не буду цитировать комментарии в Инстаграме Хабиба, где ему перечисляют, что и как он делает в противоречии с исламом – там было над чем задуматься! И поводом к напоминалке стал именно этот случай с осуждением посетителей рэп-концерта. Прежде чем учить других, сам должен быть образцом! А когда у тебя самого полно поводов стать топливом для ада, не нужно пальцем тыкать в других людей!

***

Но как бы там ни было, Хабиб – просто человек. Человек, на которого в его молодые годы свалилась слава, от которой крыша поедет у любого. И здесь нужно отдать должное его выдержке. У него ещё нет той стадии звезданутости, которая настигает людей в его ситуации. Он ещё относительно твёрдо стоит на земле. Ну, а те эскапады, что стали поводом для написания данной статьи, это скорее исключение, нежели закономерность. Может, он сам этого не понял, но он уже давно не принадлежит себе, он стал явлением, которое больше, чем его имя и карьера. На нём сошелся и спорт, и отношение к Дагестану, и наши поиски национальных символов, и наше желание брать свою жизнь в свои руки, и наша реакция на несправедливость к Дагестану федеральной власти. Мы за многое ему благодарны. От одной папахи в Америке – дух захватывает! Мы его любим, а агрессивные действия от того, кого любишь, всегда воспринимаются очень болезненно.

2018 год – это год, когда мы впервые за 100 лет почувствовали себя не частью государства, а колонией. Россия как будто перевернулась, и Дагестан выпал в окно…

А ещё дагестанское общество столкнулось с усталостью от религиозной пропаганды – что от джамаатских, что от думдовских. В дагестанском обществе всё больше людей, которые открыто говорят о том, что клерикальное давление на нашу повседневность – чрезмерно. И по комментариям к расплодившимся инстапроповедникам это видно невооруженным взглядом. Малограмотные, самоуверенные, говорящие с чудовищным акцентом, с логикой на уровне гайки и шурупа, они вызывают своей агрессией скорее неприязнь, нежели солидарность. А потом под этими постами мы читаем комментарии их сторонников и поражаемся, насколько это безнадёжно оскотинившаяся масса. Слушая их, понимаешь, что средневековье и «хасавюрт» в головах до добра не доведут.

***

Мир, в котором мы живём, очень сложное место. Понять всё происходящее невозможно. Не бывает простых ответов на сложные вопросы. Тыча пальцем в несовершенство других, лучше не становишься. Отрицая своими поступками, что нельзя желать другим, чего себе не желаешь, к раю ближе не станешь.

И ещё – время, когда в Дагестане боготворили спортсменов, заканчивается. Спорт как социальный лифт перестаёт работать. Бандиты, дарившие внедорожники чемпионам, потихоньку исчезают из поля зрения и свои закрома не демонстрируют. Пройдёт совсем немного времени, и у людей начнут спрашивать источник их богатств.

Общество становится прагматичным, отсекая радикальные течения. А ещё оно потихоньку избавляется от патронажа религиозников и спортсменов. Таково закономерное развитие жизни. Конечно, мы всегда будем восхищаться сильными, красивыми и успешными, но зубы лечить мы будем у стоматолога, стричься мы будем у парикмахера; экономикой будут заниматься экономисты; гладиаторы – драться, а певцы – петь. И всех вместе мы будем уважать, и никто не будет провоцировать ненависть по отношению друг к другу. А кто будет топливом для ада – оставим на усмотрение Всевышнего…

P.S. Очень сомневаюсь, что этот текст дойдёт до Хабиба Нурмагомедова. У него другой круг общения и другие источники информации. Но понять, что произошло, важно нам самим. Общество должно научиться договариваться. Без этого движение вперёд невозможно.