Фото_к тексту_сайт Минспорта РД

У людей с высоким интеллектом, как правило, маленький круг общения

Я не сторонник того, чтобы людям портить праздник. Даже если этот праздник по поводу, который для меня ну вообще не повод. В качестве подарка к этому празднику я с удовольствием поудалял из друзей на Фейсбуке фанатов Нурмагомедова, которые заполнили мою ленту панегириками чемпиону. И продолжил наблюдать за происходящим уже с очищенным от раздражителей внутренним пространством. Хочется, чтобы всё это кончилось побыстрее.

Заур Газиев

Как я вижу эту ситуацию. Человек дерётся на ринге за деньги. Делает это хорошо. Он лучший. Но он делает это в спорте, где принято оскорблять друг друга и вообще, где размыты понятия дозволенного и недозволенного. Там бои без правил во всех смыслах этого слова. И любой приходящий туда это знает. Если я встану на дороге, где на полной скорости летит «КАМАЗ», который меня в последствии сбивает, виноват не «КАМАЗ», хоть и нельзя летать выше разрешенной скорости, виноват я сам – не нужно было выходить на дорогу. И точно также не нужно жаловаться на то, что Конор и его команда вели себя по-свински – они с самого начала не обещали быть другими. В UFC трэш-токи – неотъемлемая часть истории. Тот, кто заходит в эту систему, принимает эти правила, и он не должен жаловаться на оскорбления. Конор и его команда говорили мерзости, которые оскорбили бы любого человека, но они это делали и до Хабиба и, скорее всего, будут это делать всю свою жизнь, пока не сдохнут на какой-нибудь помойке. Но если бы Конор победил, вряд ли премьер-министр Ирландии или президент США поздравляли бы его. Футболистов бы поздравили, хоккеистов бы поздравили, чемпиона в любом олимпийском виде спорта поздравили бы, но в случае с UFC – нет. Эти люди живут в иной системе координат, в иной системе ценностей.

То, что Хабиб на ринге доказал своё превосходство – это прекрасно. То, что началось потом вокруг октагона и внутри него – это омерзительно. Как бы человека ни провоцировали – получи свой пояс, забери свои деньги и уходи. Если ты не выдержал эмоционального давления – очень сочувствую, но с последствиями придется иметь дело только тебе самому. То, что Хабиб в Америке не ходит в любимчиках, тоже не новость. После отжимающихся бомжей в стране, в которой даже темнокожих не принято называть неграми, а памятники конфедератам сносятся, после того, как человек откровенно высказывал свои фундаменталистские взгляды, ничего удивительного в этом нет. Ну а после того, как его друзья на ринге бросились дубасить поверженного Конора, сильно удивлюсь, если их вообще впустят в Америку. Ещё раз подчеркну – не жалко Конора, он и сам не жаловался на то, что огрёб – для него это не первая взбучка и не последняя. Вопрос номер один – что из всего этого должно было обрадовать меня? Ничего!

***

Теперь что касается Хабиба. Его победа обрадовала многих людей. И они имеют право на праздник. Как впрочем и те, кто победу Хабиба праздником не считает. Главное обвинение оппонентов: когда убили братьев Гасангусейновых – вы сидели дома, когда принимали пенсионную реформу – делали вид, что вас это не касается, когда у вас отбирали право на родной язык и всенародные выборы – вы молчали! А теперь вы заполонили улицы и беситесь от счастья. Вы не граждане – вы биомасса, которая руководствуется только своими инстинктами. В данном случае инстинктом толпы. В ответ тоже летело вполне веское обвинение в национальном предательстве, в зависти и непонимании души дагестанского народа. Отдельной историей было, когда дамочки вполне светского вида постили фоточки с Хабибом и поздравляли с победой земляка. В ответ им прилетало – вы же для него обычные шкуры, вы топливо для ада. Он таких как вы вообще за людей не считает! «Он наш земляк! – отвечали дамочки. – И мы радуемся победе дагестанца»! А Миясат Муслимова вообще написала стих, полный пафоса и каких-то неологизмов. «Хорошо, что там было всего три куплета, – писали, заклятые подруги Муслимовой, – иначе в мозгу начались бы какие-то необратимые изменения».

То, что случилось на стадионе после встречи с Хабибом Нурмагомедовым, вообще отдельный трэш. Не хочется цитировать оскорбительные фразы типа «планеты обезьян», но педагогическая запущенность очевидна. Но были и те, кто писал, что любовь народная – она как ураган, и фанаты ведут себя везде одинаково, что на рок-концертах, что на боях без правил, что на встрече победителя. Фанаты Нурмагомедова в этом плане ничем не отличаются от фанатов Джастина Бибера или Ланы дель Рей. Последних почему-то никто не осуждает. Ну разве что сам Хабиб и его окружение. В общем, всё смешалось в доме Облонских. Теперь мы знаем, что когда случается массовое умопомрачение, то всё выглядит именно таким образом. Наши варяги в этой истории уже совсем потеряли логическую нить происходящего и смотрели на Дагестан как на неизлечимо больное общество. Мои соболезнования.

***

Нравится нам это или нет, но толпа живёт по своим законам. Для них Хабиб – герой. И с этим нужно считаться. Но вопрос сейчас в том, что на самом деле даёт победа Нурмагомедова Дагестану. Те, кто нас не любит, любить от этого не начнут. Те, кто нас любил, любить не перестанут. Денег прибавится только у Хабиба. И то если ему выплатят хотя бы что-то. Я не увидел, чтобы в Дагестане хоть кто-то хоть осудил прыгнувших в октагон хабибовцев, которые начали избивать обессиленного Конора. Очевидно, что теперь это станет нормой. В Америке у Хабиба уже репутация нового Бен Ладена, и последний бой в этом мнении их только укрепляет. Однозначно нормой для дагестанского интернета станет трэш-токинг. Люди, которые и так легко оскорбляли друг друга, получат к этому ещё и моральные обоснования. Мораль и правила приличия, и без того существующие в нашей реальности на птичьих правах, станут совсем уже экзотикой.

Социальные сети, которые сделали великое дело – дали право голоса тем, чей голос никто не хотел слышать, сегодня стали местом групповой казни любого, на кого укажет чемпион. В истории с Кридом и Тимати мы увидели это во всей своей красе. Причём то, что нас всех раздражало в Коноре и его конорейках, прощается хабибовским поклонникам – они же наши земляки! Есть ли у Хабиба Нурмагомедова политические амбиции? Понимая, что у него миллионы подписчиков, и увидев полный стадион фанатов, он обязательно это канализирует в политическое влияние. На самом деле в этом бою он выиграл больше чем 2 миллиона. И в глазах земляков Хабиб, размазывающий тех, кто его оскорблял, выиграл больше, чем все деньги мира. В Дагестане, уставшем от договорняков, от покорных депутатов, которые готовы за 3 копейки продать Родину, честь, родной язык, Хабиб – это человек, поступивший так, как нужно поступать со своими врагами. И в этом вопросе солидарность абсолютная.

Но проблема в том, что Хабиб – это троянский конь, который несет Дагестану другие проблемы. Он по всем своим убеждениям фундаменталист, и не сильно скрывает это. Это мировоззренческий конфликт. Очевидно, что он выиграл для джамаатских молодую аудиторию, а это значит, что и тарикатисты будут поднимать ставки. Хабиб является проблемой для властей, которые видят дальше Миясат Муслимовой. И я так полагаю, они уже знают, что с этим делать. И судя по тому, какие силы, вступили в игру, ловушки уже расставлены.

***

Ещё одна проблема – это то, что мы получим ещё одно поколение мальчиков, которое вместо того, чтобы развиваться, учиться, получать качественное образование, будет пропадать в спортзалах. И всё бы ничего, если бы наши спортивные залы не были местом распространения экстремистских идей. Про то, кто из звёзд спорта уходил в лес, я уже писал много раз. Ну а про экстремистские настроения в среде хабибовцев даже писать не хочется. То, что мы прочитали в комментах нурмагомедовских поклонников – это большая беда для Дагестана. И мы не видели, как Хабиб возражал против этого или сделал бы хоть что-то, чтобы остановить это. Будет ли Хабиб в данном случае миротворцем? Сильно сомневаюсь. Раньше он таким не был, и сейчас, глядя на миллионы фанатов, причин что-то делать иначе у него не будет. Его победа – главная причина бежать отсюда молодёжи, которая не хочет слышать заявлений по поводу того, кому можно приезжать в Дагестан с концертами, а кому нельзя. Прогрессивная и образованная молодёжь не будет спорить с хабибовцами – она будет искать место, где им будет психологически комфортно, оставляя Дагестан и дальше для мракобесов и религиозных фанатиков.

То место, которое занимают спортсмены в общественных умонастроениях дагестанцев, это гарантия будущих гражданских конфликтов и эволюционного отставания от соседних территорий. С точки зрения эволюции решающими качествами являются выраженная индивидуальность и развитый интеллект. И совсем не способность набить сопернику морду или забросать оскорблениями. Высокий уровень сострадания и сотрудничества, низкий показатель враждебности и агрессии – вот что формирует среду, в которой общество получает возможности для движения вперёд. Что из этого нам даёт победа Хабиба? И здесь проблема уже не в Нурмагомедове, а в обществе, которое загоняет себя в эволюционный тупик.

***

С оскорблениями есть одна интересная особенность: вы чувствуете себя оскорблённым, только если вы принимаете их от человека, мнение которого для вас авторитетно. Оскорбления как подарок: вы можете принять их, а можете и не принять. Вы никогда не сможете изменить то, что творится в чужих головах. Вы никогда не узнаете, что могут на самом деле думать о вас люди. Просто живите своей жизнью, побеждайте, учитесь, любите, помогайте тем, кому плохо, стройте дома, ешьте вкусную еду и слушайте хорошую музыку. Те, кто оскорбляет вас, скорее рассказывает о своих внутренних проблемах, а не о том, какой вы человек. Правда, чтобы понять эту простую вещь и не уходить в базары и скандалы, нужно эволюционировать. А вот это уже вопрос ваших приоритетов.