Фото_к тексту

В минувшие выходные напротив того, что осталось от ипподрома, руководители республики, Махачкалы, журналисты и общественники сажали деревья. Наверное, это самое благородное и полезное из того, что происходило в республике за последнее время. Вроде бы это простое дело, но подобные акции никогда прежде не становились общим делом граждан и руководства Дагестана. За что мы очень благодарны людям, организовавшим такое дело.

Заур Газиев

Я тоже принял участие в посадке деревьев. Спустя какое-то время после начала акции подъехал Владимир Васильев. Обходя ряды насаждений, он подошел ко мне и, пожав руку, поблагодарил за участие. «На самом деле это вам спасибо! – сказал я главе республики. – Нас уже на этом свете не будет, а эти деревья останутся!»

Понятно, что Владимир Васильев вряд ли знает меня, но оказавшись с ним на расстоянии вытянутой руки, я увидел, насколько он был по-человечески счастлив и насколько для него важна эта объединительная составляющая этого мероприятия. Пожалуй, в первый раз за столько времени мы увидели, как дагестанское общество вдруг почувствовало потребность в том, чтобы что-то сделать вместе. Люди собрались не для того, чтобы осуждать, критиковать или клеймить, – они собрались, чтобы вместе сделать общее дело. Именно таким мы видим Дагестан будущего, где люди с уважением относятся друг другу, сохраняя при этом свою самобытность и индивидуальность.

Кстати, сажали деревья и за день до этого, только происходило это рядом с аэропортом. Всего было высажено 1400 деревьев. В мероприятии приняли участие глава республики Владимир Васильев, муфтий Дагестана шейх Ахмад-Афанди Абдулаев, председатель Совета иудейских общин РД Валерий Дибияев, отец Виталий, представители органов государственной власти, муниципалитетов, общественности, вузов республики и волонтеры. Из всех комментариев по этому поводу я нашел только один негативный. В нём было сказано, что посадка деревьев — это замечательно, но будет обидно, если кто-то потом придёт и срубит эти деревья, и прихватит этот участок для застройки. В остальных комментариях приветствовали то, что произошло. Когда потом я разговаривал с участниками акции, то заместитель временно исполняющего обязанности мэра Махачкалы Запир Алхасов сказал одну интересную мысль: «Дети, которые участвовали в посадке деревьев, уже никогда не будут их ломать».

Кстати, для Махачкалы, которая за последние десятилетия очень много зелёных зон потеряла, это на самом деле благое дело. В Дагестане в процентном соотношении на самом деле не так много лесов, хотя климат это вроде бы позволяет. В общем, как горожанин, гражданин и дагестанец я благодарен за такое прекрасное начинание. Дагестану это на пользу.

***

Однако на этой неделе были и другие темы, волновавшие нашу республику. И прежде всего, речь идёт о желании чеченцев иметь свой мононациональный район в составе республики. Кстати, Ауховский район в составе Дагестана просуществовал 10 месяцев. Образованный в мае 1943 года, в феврале 1944 года он был расформирован. Почему его когда-то создавали, расчленив Хасавюртовский район, понять трудно – ведь мононациональных районов в Дагестане очень мало. Тем более, Хасавюртовский район весьма многонационален был изначально. А вот почему Ауховский район расформировали, всем хорошо известно. Теперь вопрос в том, что мы называем исторической справедливостью и насколько это полезно для Дагестана.

Депутат Государственной Думы от Республики Дагестан Бувайсар Сайтиев, принявший участие в 10-м съезде чеченцев в городе Хасавюрте, высказался за создание в республике моноэтнического чеченского района. «Заметная проблема у дагестанских чеченцев в том, что у них нет мононационального района, как у других титульных национальностей республики. Однако сегодня, когда республикой руководят новые – глава Дагестана Владимир Васильев и председатель кабинета министров Артем Здунов, у дагестанских чеченцев есть надежда на решение проблемных вопросов», – сказал Бувайсар Сайтиев.

Вроде ничего незаконного человек не сказал. Люди имеют право хотеть жить с теми, с кем им хорошо. Но с другой стороны, давайте не будем ходить вокруг да около: с момента, когда Рамазан Абдулатипов озвучил своё решение сделать Бувайсара Сайтиева депутатом Государственной Думы от Дагестана, мы всё поняли сразу. Сначала депутатство. Потом создание отдельного чеченского района. Ну а потом он вместе с этим районом присоединится к Чеченской Республике. Учитывая, как жестко наши соседи прошлись по ингушской границе, учитывая историю с границами на карте (а дыма без огня не бывает), мы понимаем, что на нашей западной границе кому-то наши слабость и раздор только на руку.

***

Как писал интернет-ресурс РИА «Дербент»: «Предыдущий глава Дагестана Рамазан Абдулатипов обещал способствовать разрешению этой проблемы главе Чечни Рамзану Кадырову в обмен на его ходатайство перед Москвой о принятии постановления об ускоренном социально-экономическом развитии Дагестана». Как это было на самом деле, сейчас понять трудно, но злые языки поговаривали, что предыдущий глава республики легко сдавал одну позицию за другой взамен на организацию Рамзаном Кадыровым встреч с Путиным, или какие-то ещё важные статусные штуки. И вообще, взаимоотношения с нашим западным соседом совсем не такая простая история, как бы нам этого хотелось. Как пишет тот же самый интернет-ресурс: «Многие эксперты и наблюдатели предполагают, что в первую очередь чеченская сторона намерена восстановить Ауховский район, затем добиться включения в его состав двух сел – Ленинаула и Калининаула Казбековского района, а уже потом поднять вопрос о границах и правовом статусе Ауховского района, проведя референдум жителей».

***

Вот что касается меня лично, то я бы дал ауховским чеченцам возможность иметь свой район. И, если они так хотят стать частью Чеченской Республики, дать им такую возможность. Если людям хочется присоединиться к большой Чечне, то и пусть идут туда с миром. Нельзя заставлять людей жить с теми, кто им не мил. Всё равно мы для них чужие. И любить они нас как братьев не будут. А если и полюбят, то только как лёгкую добычу. Как говорится, чем выше заборы, тем лучше соседи. Но вопрос присоединения или неприсоединения решаю не я. Для этого есть закон. И всё, чего мне в этом случае хотелось бы, – это чтобы всё делалось в соответствии с законами Российской Федерации и волей людей, к которым эта ситуация имеет отношение. И речь идёт об аварцах, лакцах и чеченцах. К слову сказать, и без Ауховского района у нас проблем хоть отбавляй. Хотя бы одной меньше будет. Хотя нет никакой уверенности, что аппетиты наших соседей на этом будут удовлетворены. Сегодня у многих наблюдающих за ситуацией в Дагестане есть всё больше убеждённости, что за всеми этими скандалами в нашей республике стоят спонсоры из Грозного. Учитывая, что из Дагестана частенько ездят в Грозный местные подлизы и убеждают Кадырова, что Дагестан только и ждёт повода оказаться под его властью, то ничего удивительного в этом нет. Тем более что о проекте более тесной связки Дагестана, Чечни и Ингушетии разговоров всё больше.

Сегодня уже очень многие открыто говорят, что все эти скандалы с Кридом, ночными клубами, анимешками затевали те, кто частенько кормится у наших западных соседей. И всё это делается для того, чтобы расшатать дагестанское общество. Так откалывать по кусочкам нашу республику будет легче. Инакомыслие для Дагестана никогда не было проблемой. Мы априори люди терпимые к разным религиям и национальностям. Для нас главное – чтобы люди относились к нам уважительно и соблюдали общие правила приличия, законы. Дагестан всегда был силён своим разнообразием. Эта агрессивная иразиевщина вкупе с мракобесием – совсем чуждые нам поветрия. Дагестанцам всегда было свойственно благородство и уважение друг к другу. У нас никогда не считались нормой травля людей, танцы на костях или пиар на чьём-то горе. Артисты, которые много лет продавали негативный образ «дага жиесть», вдруг возомнили себя моральными авторитетами и попытались диктовать обществу свою повестку дня. Что из этого вышло, мы все увидели. Не прокатило!

***

Время расставляет всё по своим местам, несмотря на то, что мы думаем о том или ином событии здесь и сейчас. Иногда вам кажется, что вы стали очевидцем какого-то грандиозного события, но потом оказывается, что всё совсем не так. А бывает так, что вы проходите мимо того, о чём потом будут рассказывать с восхищением ваши внуки. Мы ведь на самом деле просто маленькие суетные существа, которые маячат где-то между прошлым и будущим. И сейчас вопрос только в том, какой след мы оставим после себя. По итогам этой недели пока видны только посаженные деревья, всё остальное – безрезультатная и эмоционально затратная суета.