Я прочитал отрывки из автобиографической книги Хабиба Нурмагомедова на Sports.ru. На самом деле это чтиво ужасное во всех отношениях. Помимо того, что человек, занимающийся редактурой, не очень хорошо владел литературной речью («калейдоскопическая скорость»), он ещё и не очень понимает последствия таких откровений.

Заур Газиев

Не всё из того, что происходит с людьми, следует делать предметом публичности. Есть истории, из которых человек вырастает, и их нужно оставлять в прошлом. Если, конечно, Хабиб из них вырос… В том, что я прочитал, я увидел человека, единственной радостью которого было бить, запугивать, отбирать чужое, унижать, причинять боль. И при этом от всего вышеперечисленного он получает радость и испытывает гордость за содеянное. Ну а потом, когда на душе вдруг появляется груз, можно вспомнить про веру и спрятаться за неё, как за ширму, дабы поднакопить сил и снова приняться за старое. Нет в этой книге никакого сожаления о причинённых людям болях и страданиях! Есть бесконечная бравада этим. Прочитанные мною отрывки напрочь отбили всякое желание знакомиться с остальной частью текста, ибо, благодаря перу Заура Курбанова, перед нами предстаёт воплощение абсолютного зла. Главная ценность для героя данного произведения – это демонстрация своего превосходства. Он всё время ищет виноватых и хочет кого-то наказать! Он — как носитель какого-то страшного внутреннего конфликта, преодолеть который можно через причинение боли другим людям.

Когда я приступал к чтению, я ждал, что там будет рассказ человека, который побывал во многих странах, узнал чужой язык, ел вкусную незнакомую еду, видел красивые города, встречался с замечательными людьми, которые изменяли его и делали лучше. Но ничего этого я там не нашел. После прочтения у меня оставался только один вопрос: неужели за всё это время Хабибу не встретился ни один хороший человек, который дал бы ему повод радоваться каким-то другим вещам, кроме причинения страданий людям? Даже человек, которого он любит и уважает – его отец – бьёт его. И ведь речь шла в большинстве случаев не о ринге или спорте – речь шла о банальном бытовом насилии. Ещё больше меня удивили те, которые прочитав эти откровения писали: «А почему такая реакция, собственно, человек изложил историю одного известного человека, одну частную историю, причем история-то обычная для Махачкалы!» Во-первых, эта история, наверное, обычная для людей, которые уже совсем не отличают зло от добра. Во-вторых, то, что пишет человек с 13миллионами подписчиков, уже не может быть частной историей. В третьих, скверные поступки не становятся хорошими, кто бы их ни совершал. В какой-то момент мне вдруг стало бесконечно жаль человека, который несёт в себе столько боли и зла, в которого так и не удалось в детстве заложить систему внутренних табу, которые помогали бы ему хоть как-то социализироваться среди нормальных людей, а не толкали его самоутверждаться самым брутальным образом.

Читая эти отрывки, я почти сразу вспомнил мои посещения нейрохирургического отделения РЦКБ. Врач, работавший там, мне показывал и рассказывал, вследствие каких обстоятельств там оказываются молодые люди. Я шел мимо заполненных палат, в которых лежали молодые люди, и испытывал холодный ужас от того, что почти с каждым из них происходило нечто непоправимое. Избитые до состояния инвалидности, покалеченные физически и психологически, искалеченные судьбы – вот она, оборотная сторона героизма, подобного хабибовскому. А у входа в нейрохирургию мы почти всегда видим толпы родственников, ожидающих исхода операций.

В том, что я там прочитал, в этих отрывках нет раскаяния в содеянном, есть гордость и счастье от того, что ты поставил ногу на грудь тому, кто оказался слабее тебя. Не знаю, как это на самом деле, но судя из текста, мы имеем дело со злым, упивающимся своим превосходством человеком, для которого главное счастье – это причинение несчастий другим людям. И те, кто восхищаются им, по сути, ничем от него не отличаются. Наверное, сейчас это для Дагестана не актуально, но людей в нормальном обществе принято возвеличивать за то, что они помогали людям, спасали жизни, строили дома, храмы, школы, дороги. Я не знаю ни одного здорового общества, где бы героизировалось то, что я прочитал в отрывках книги Хабиба Нурмагомедова. Но проблема в том, что если раньше описанное было предметом восхищения в отдельной молодёжной субкультуре, то теперь эта поведенческая схема навязана всему Дагестану. И ведь это работает! Раньше победы наших спортсменов объединяли Дагестан, теперь победы – повод для того, чтобы кого-то назвать «топливом для ада», при том, что сами, кто это говорит, далеко не святые. Единственное, что мне хотелось бы в заключение написать, так это то, что хитромудрый Заур Курбанов в своей книге наверняка не учёл: зло всегда возвращается к своему отправителю. Это Карма, и исключений не бывает.