31 октября 2018. Благоустройство Большого и Малого Златоустинских переулков. На фото Глава управы Салман Дадаев показывает благоустройство переулков

31 октября 2018. Благоустройство Большого и Малого Златоустинских
переулков.
На фото Глава управы Салман Дадаев показывает благоустройство переулков

Пошла третья неделя, как объявили, что новым и.о. мэра Махачкалы должен стать Салман Дадаев. Объявить-то объявили, но Салман Дадаев как в воду канул, ни звука! И судя по той звенящей тишине, что воцарилась по его поводу, сам он про это ничего не знал. Или, может быть, решение ещё не продавили. Вероятно, этим сейчас и занимаются. И пока Дадаева, фигурально выражаясь, держат привязанным к батарее или загоняют иголки под ногти, дабы он согласился приехать в Махачкалу, ситуация закручивается самым неожиданным образом.

Заур Газиев

19 декабря Салман Дадаев встречался с жителями Басманного района Москвы, и люди, пришедшие на встречу, полагали, что он объяснит положение дел. Но всё прошло так, будто ничего не произошло. Правда, муниципальный депутат Люся Штейн в своем аккаунте в соцсети написала следующее: «Сегодня провожали главу управы, которого назначают мэром Махачкалы, а там такая тенденция местная, что с этого поста обычно уходят на зону. Веселое было заседание, в общем». Хотя сам Дадаев заявил: «С утра я еще, вроде, глава Басманного».

***

Не могу знать, как эта ситуация выглядит с высот махачкалинского Белого дома, но история с новым мэром пока больше напоминает комедию положений, нежели продуманную политическую игру. Кстати, здесь обнаружили себя самые разные силы. Достаточно было погрузиться в виртуальные дебри, чтобы прочитать версии, достойные «Игры престолов». Социальные сети рамзановского толка сначала сокрушались по поводу того, что век Мурада Алиева в должности оказался столь недолгим, затем начали рассказывать, как прекрасен новый молодой и.о. мэра.

Следующей стадией стал запуск Салмана Дадаева. Наработавшие опыт травли в истории с Егором Кридом и закрытием ночных клубов, смело бросились в бой. Самой резонансной была информация о том, что Дадаев – человек, близкий к Магомеду Гаджиеву (в миру Мага Фикса). И тут же понеслась по сетям волна негодований. Из возмущённых комментов я узнал, что в связке с Магомедом Гаджиевым идёт Сулейман Керимов. А последний и так подмял под себя Дербент! Выходит, что Керимов тихой сапой пытается взять Махачкалу. Учитывая, что он, на моей памяти, не довёл ни один свой проект до конца, отдавать в руки его людей и без того больную и покалеченную Махачкалу было бы откровенным вредительством. Хотя, что нужно ещё сделать с Махачкалой, чтобы стало хуже, трудно представить! Разве что ковровые бомбардировки.

Сейчас вопрос только в том, как из всего этого безболезненно выпутаются дагестанские власти. А ещё интересно, как будут объяснять затянувшуюся паузу с Салманом Дадаевым. Или что сам Салман Дадаев расскажет по поводу того, что не торопится в Махачкалу. Пауза затянулась не на шутку! Нет сомнений в том, что пишущим дагестанскую повестку дня нужно придумать нечто, что хоть как-то отвлечет внимание; в качестве примера можно указать Ауховский район. Очевидно, что Владимир Васильев, в силу своих личностных качеств, Рамзану Кадырову не уступит ни метра дагестанской территории, но как он поведёт себя, если вдруг притязания Кадырова поддержат в Москве? С Ингушетией ведь поддержали, даже осознавая все негативные последствия. Что сможет сделать Владимир Васильев, если его вызовет Кириенко и даст прямое указание? Сумеет ли он быть достаточно убедителен, объясняя, насколько опасны игры с границами на Кавказе? Пока Владимир Васильев на поклон в Грозный не ездил, и уже одно это прибавляет ему вес. Бог с ним, с этим Дадаевым. Согласился он, а потом отказался – неловкость ситуации сгладится, нам важнее, чтобы он сдерживал натиск от западных границ. А там уже рисуют карты, от которых в Дагестане становится неспокойно.

***

Судя по всему, нынешний и.о. мэра Махачкалы не очень-то обрадовался новости, что дни его в амировском кабинете сочтены. Месть свою он долго не обдумывал, и первым его шагом стало назначение Арсена Набиева главным редактором «Махачкалинских известий». Все бы ничего, если бы не одна деталь: газетная и телевизионная журналистика отличаются друг от друга так же сильно, как стоматология и хирургия. Хотя и стоматолог, и хирург – врачи. Вот только Мураду Алиеву никто не объяснил эту разницу, а своего понимания вопроса у него не оказалось. На вопрос из Белого дома, что сие означает, господин Алиев произнёс фразу: «Ничего, он справится!» Интересно, он лечил зубы у хирурга? Можно себе представить состояние другой стороны площади, где планировали провести конкурс на это место и выбрать того, кто его заслуживает, а тут такая самодеятельность! Думаю, новому градоначальнику мягко намекнули, что он только исполняющий обязанности, и его место легко освобождается…

Но всё это просто лирическое отступление по сравнению с тем, что проблемы Махачкалы накапливаются, а решения их как не было видно раньше, так не видать и сейчас. К слову сказать, население Ставрополя 433 931 человек. Махачкала по самым примерным оценкам в два раза больше. Бюджет города Ставрополь из открытых источников около 10 миллиардов рублей. Бюджет Махачкалы около 7 миллиардов рублей. И что тут можно ко всему этому добавить?! Ну, разве что для блокировки Телеграмма Роскомнадзор предложил потратить 20 миллиардов рублей. Господа, это три бюджета Махачкалы! Вытащите город из дерьма, и пусть кто угодно и что угодно пишет в Интернете!

***

История с Салманом Дадаевым, конечно же, затянулась. И понятно, по какой причине. Не хочет человек из сытой и благоустроенной Москвы перебираться в Махачкалу. Он ведь понимает, что Махачкалу нужно строить заново. От основания, от канализации, от водопровода, электросетей, дорог. Целой жизни не хватит на то, чтобы привести город в порядок при нынешнем бюджете. А если учесть, что город полностью разграблен, разворован, продан и перепродан, то Салману Дадаеву нет даже места для того, чтобы оттолкнуться в своих преобразованиях. И уже неважно, из какой он команды. Керимов не залезает в проекты, где нужно тратить такие деньги. Он не даст Махачкале столько, сколько ей нужно, да и нет у него столько! Налоговая база в Махачкале маленькая. Не удивлюсь, если на содержание налоговых органов у нас уходит больше, чем собирают налоги. А даже если соберут, то, зная, как работает наша налоговая система, весь существующий бизнес станет нерентабельным и тут же закроется. Потому что наша налоговая система, собирая деньги, не оставит после себя ничего живого! И к проблеме недосбора прибавятся ещё и безработные, потерявшие работу на закрывающихся в связи с выплатой налогов предприятиях. Правильно делает Салман Дадаев, что не торопится, – он понимает свое бессилие в сложившихся обстоятельствах. Тут показателен пример Артёма Здунова. Успешный министр экономики Татарстана в Дагестане не может сделать ровным счётом ничего, кроме участия в официальных мероприятиях. Может я не в курсе, но мне не известен ни один из проектов, призванных изменить экономическую ситуацию. Возможно, Артём Алексеевич искренне хочет изменить ситуацию, но не может. Нет у него опыта вытаскивания региона из кризиса. Нет у него понимания того, что такое дагестанская экономика, дагестанская ментальность, что здесь можно, а что нельзя. Ещё более показателен пример Екатерины Толстиковой, которая даже пресс-секретаря найти себе не может – от неё люди сбегают! Про работу Минимущества писать вообще не хочется. Там сплошные поводы для удивления.

И хотя нам официально сообщают, что доходы Республики Дагестан выросли на полтора миллиарда, мы должны понимать, что с учётом инфляции и общим поднятием цен на всё, на качество жизни простых дагестанцев это никак не повлияет. В России есть только один успешный опыт вытаскивания ситуации из разрухи – это Чеченская Республика. Бюджету России этот «успех» обходится в миллиард рублей в день. Нам такое и не снилось! Как бы это ни было неправильно, но коррупционные деньги, заходившие в товарооборот республики, давали работу большому количеству магазинов, сервисов, обслуживающему персоналу. Теперь этих денег нет и доходов тоже нет. Люди, приветствовавшие борьбу с коррупцией, в конечном итоге остановились на позиции, что не всё так однозначно. Да и к тому же дагестанцам ещё нужно объяснить, что деньги в бюджете – это не просто цифры, а какие-то блага, к которым у них появится доступ. К примеру, детские сады или качественные дороги. Но многие годы отношений власти и народа убедили население в том, что радоваться можно только тем деньгам, которые есть у тебя в кармане, а деньги в бюджете – это деньги в бюджете, и к нам они никакого отношения не имеют, так как принадлежат другим большим дядям.

***

Махачкала сегодня без нормального градоначальника. Возможно, получится уговорить Салмана Дадаева, и решить проблему на один срок. Но гораздо правильнее было бы вернуть всенародные выборы мэра и начать выстраивать здоровые отношения власти и граждан, а не прибегать каждый раз к волевым решениям. Наверное, всё это будет уже в следующей жизни…