Фото_к тексту_www.photogoroda.com

На прошлой неделе прозвучала новость о том, что наряду с несколькими другими российскими городами Каспийск, Хасавюрт и Дербент попали в список самых экологически благополучных городов страны. После оглашения списка у многих возник вполне закономерный вопрос: «Неужто и Хасавюрт благополучен?» «Как так вышло?» Ни разбитые дороги, ни тотальная безработица, ни запущенная инфраструктура даже намёка не подавали на благополучие. Никогда такого не было, и вот опять?

Регина Гаджибалаева

Но все проще, чем кажется: в Хасавюрте, как и в двух других перечисленных дагестанских городах, отсутствует промышленность. Нет здесь крупных заводов, мануфактур или промышленности, которые загрязняют отходами городскую среду. А это уже сама по себе гарантия «экологической чистоты». Также можно сказать про весь Дагестан, где большая часть людей выживает, как умеет, где главная статья доходов огромного количества граждан – торговля и частное предпринимательство. Понятно, почему здесь развита сфера обслуживания: тут вам и рестораны, и небольшие кафе, и гостиницы на любой кошелек. Работы-то другой нет! В сухом остатке мы должны были бы получить идеальную туристическую среду: теплое море, заснеженные горы, торговые точки и развитая сфера обслуживания. И, кажется, что у кого-то сложилось впечатление, что Дагестан – давно идеальная курортная зона с «благополучной экологической обстановкой». Но, к сожалению, это только в теории. В реальности у нас страшные унылые города с неприветливым, агрессивным населением, с неразвитой инфраструктурой, с нервными мракобесами и народом, который не обладает достаточной политической культурой, чтобы обсуждать свои проблемы, не опускаясь до взаимных оскорблений и обвинений.

Зачем сюда кому-то ехать?! Начитаются они в Инстаграме, что пишут наши земляки про Крида, ночные клубы и фестиваль аниме, – и покупают билеты в другую сторону. А ещё у нас нет никакой государственной поддержки тех, кто встраивается в туристический бизнес. А без нее – никуда в туристическом деле.

Парадокс, не правда ли? Каждая теплая страна третьего мира для того, чтобы выбраться из экономических проблем, сегодня стремится инвестировать в свои курорты. Вся холодная старушка-Европа известна своими живописными горнолыжными турбазами, где средний класс, а то и элита со всего мира отдыхают так, что на эти деньги можно жить всей страной припеваючи.

Но пока страны третьего мира развиваются и растут в этом направлении, или Франция собирает очередной профит со своих прославленных нашими олигархами куршевелей, Дагестан остается местом, где всё могло бы быть, но ничего нет. А это значит, что мы – всего лишь бедные родственники в большом государстве, где нам не велено зарабатывать и обеспечивать самих себя.

Многолетние обещания инвестиций в курорты остаются на бумаге, ложатся под сукно, откладываются до лучших времен. Помните Чиндерчеро или Матлас? Проекты, которые нам обещали олигархи-выходцы из Дагестана, уже не вселяют надежды.

Сулейман Керимов, к примеру, этой осенью выразил желание создать в Дербенте «туристический центр», но, вспоминая его стекольные производства в пригородах столицы, клуб «Анжи» и наш горе-аэропорт, доверие к инвестору почти утрачено – все создается вполсилы, работает вполовину, утрачивает свою актуальность через пару лет. Да и вообще, надеяться на «барина» – дело неблагодарное и сиротливое.

И невольно возникает вопрос: неужели у нашей страны, которая вложила миллиарды в Сочи, потратила баснословные деньги на Крым, до сих пор не находятся средства для поднятия Дагестана как курортной зоны?

А вот у Грузии нашлись; и всего за несколько последних лет на ее территории, как грибы после дождя, стали возникать турбазы, где за небольшие деньги можно отдохнуть и развлечься. Собственно, именно на эти средства страна сегодня и живет, и обеспечивается. Живёт, может, и небогато, но чистоплотно, красиво, и в соответствии с законом.

Я думаю, и у России вполне хватило бы денег для того, чтобы вытащить Дагестан, как когда-то вытащили Чечню. Только было бы желание и немного организованности в наших государственных кругах. Всего-то и нужно создать программы, выбить деньги, предоставить строительные подряды, гранты или обеспечить стабильную господдержку частным предприятиям – и дело пойдет ускоренными темпами.

Только вот иногда мне кажется, что вся эта запущенность вовсе не от халатности чиновников регионального и государственного ранга. Может быть, мы чего-то не знаем? Может быть, голодными массами проще управлять? Тогда запущение «благополучной» дагестанской среды, так же как отсутствие курортных зон и производства, не что иное, как государственный заговор, призванный держать южные границы в состоянии нежизнеспособности без имперского рубля. Может быть, это создается синтетическим путем? А как же иначе можно объяснить тот парадокс, что такая «благополучная среда» как наш Хасавюрт, так неблагополучна и нежизнеспособна?