Фото_к тексту_www.rbk.ru

Это был трудный год. Год, когда нас болтало в разные стороны, и мы никак не могли понять, в каком же направлении мы движемся. Для того, чтобы подвести его окончательные итоги, нужно основательно проанализировать происходившие события, ну а пока хочется написать о своих ощущениях от этого отрезка нашей истории. Думаю, другого повода для этого уже не будет.

Заур Газиев

Самая подходящая для этого случая аллегория выглядит примерно так: нас в этом году заставили ходить по тёмной комнате с закрытыми глазами. При этом те, кто норовил засунуть по привычке руку в чужой карман, двигались на выход с вещами. Ну а для тех, кто наблюдает за всем этим плохо организованным хаосом, оставалось только одно – удивляться, материться и сажать, сажать, сажать. Учитывая наши традиционно сложившиеся отношения с законом, сажать можно было через одного. И тех, кто приносил пользу, и тех, кто банально воровал, потому что система управления республикой организована так, что добиться каких-то результатов, опираясь только на закон, невозможно. И вообще, такое чувство, что законы РФ в нашем климате не очень работают. Ну а по моим личным ощущениям, для тех, кто пытается навести порядок в Дагестане, с самого начала не очень понятно было, что здесь вообще происходит, и самое главное, как это можно исправить. К примеру, стоит незаконно построенное здание. При этом построено оно с нарушением всех мыслимых и немыслимых правил. По логике вещей, его нужно было бы сносить. Но снести невозможно, потому что там живут люди, которых выгонять на улицу невозможно. И не то чтобы их было как-то по-особенному жалко, но их очень много. И вот человек, рождённый в правильно организованном городе, смотрит на Махачкалу и думает, как же такое вообще могло произойти! Сколько же у вас в Дагестане дебилов, которые купили квартиры, даже не поинтересовавшись документами на ту недвижимость, в которую они вселялись.

Не меньше удивляют те, кто, будучи обязанными контролировать строительство, закрывали глаза на все эти безобразия. Кстати, хоть кто-то был по этому поводу наказан? Мне, например, это неизвестно! И вот я читаю о том, что Махачкала признана самым неэффективно управляемым городом России. А когда он стал таким? Ещё недавно ему давали титул чуть ли не лучшего города России, и чтобы что-то сильно изменилось с тех пор, я не увидел. Так кого нам нужно сейчас обвинять в том, что воры и проходимцы чувствовали себя в Дагестане как микробы в чашке Петри? Хотя тут тоже как сказать. Следователями Следственного комитета России за 2018 год возбуждено 14 190 уголовных дел. Наибольшее количество уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности возбуждено в Самарской области (308), Уральском следственном управлении на транспорте (326), Московской (349) и Ростовской (353) областях, Краснодарском крае (372), городе Москве (421), Республике Татарстан (459) и Челябинской области (639). Мы здесь даже не в первой десятке. Что в связи с этим думать о том, как обстоят дела в остальной стране, если в других регионах такая статистика, я уже и не знаю.

***

И вот сейчас мы пришли к тому, что Махачкалу легче снести до основания и строить заново, нежели что-то из построенного переделывать. При этом никто не говорит о том, чтобы вернуть всенародные выборы, как-то попытаться оздоровить государственные институции. Все перемены – на манер перестановки кроватей. Проблема в том, что сама система исчерпала свой ресурс, и народ, декларативно являющийся источником власти, таковым на самом деле не является. К тому же, у нас нет эффективных элит, которые могли бы быть гарантами и заинтересованной стороной в стабильности дагестанского общества. А естественные элиты появляются только вследствие определённых обстоятельств: регулярной ротации, реально работающего института выборов, свободы слова, независимого суда и т.д.

Глядя на Махачкалу, мы понимаем, что этим городом управляли грабители. Потому я и пребываю в убеждённости, что дагестанские элиты на 90% – это грабительские элиты, в основе состояния которых лежит кража общественной собственности. И, к сожалению, нынешняя система иного варианта для накопления капитала не давала и не даёт. Очень хотелось бы ошибаться, но мы часть большой страны, насаженной на вертикаль, где есть и несравнимо более тяжкие условия. Видел тут на днях, как люди выбираются из Якутска. И знаете, Махачкала, конечно же, не рай земной, но у нас хотя бы климат иной, и нет тех ужасов для людей, которые хотят покинуть регион. Но есть ещё кое-что, что в этом году выявилось для нас со всей очевидностью – это отсутствие у нас новых эффективных кадров. А для Дагестана политика обновления крайне необходима. И вопрос сейчас не только в том, чтобы новые, более компетентные люди приходили в государственное управление, но и в том, чтобы переломить консервативные тренды, которые свойственны традиционному дагестанскому обществу.

Правда, как на всё это повлияет увеличение пенсионного возраста, нам всё ещё предстоит узнать. Ведь огромное количество пожилых людей не освободит свои рабочие места для молодых, и при этом работодатель избавиться от них не сможет – закон им этого сделать не позволит. Нет сомнений, что на эту тему у нас ещё будет повод поговорить.

***

В этом году нас многое удивляло. И среди тех вещей, которые вводили нас в это состояние, была статистика. К примеру, мы узнали, что в Дагестане одна из самых низких зарплат по РФ. При том, что мест, где столько же дорогих особняков, как у нас, стоит ещё поискать. Ну разве что на Рублёвке. Напомню, что ниже, чем у нас, зарплаты только в Кабардино-Балкарии. Не лучше у нас обстояли дела и с пенсиями. Здесь мы в тройке, здесь мы тоже в нижних строчках рейтинга. Бюджетообеспеченность региона одинаковая с Ингушетией и Кабардино-Балкарией. Бюджет Махачкалы в районе 6 миллиардов рублей. Защищённые статьи – 5 миллиардов. Выходит, что только один миллиард на развитие, что ничтожно мало. Это при фактическом населении в миллион человек. Бюджет Казани при почти таком же населении, как у нас, в три раза больше – 21 миллиард рублей. Следующие цифры, которые поразили нас в истекшем году, это бюджет Грозного, где на уборку мусора выделяется 600 миллионов рублей. В бюджете Махачкалы на уборку мусора было выделено 300 миллионов рублей.

Я намеренно привожу статистику из Татарстана и Чечни. Они более других в девяностые отличались сепаратистскими настроениями. Дагестан же в 1999 году воевал за единство страны. Чем отплатила нам наша страна? Можно ещё раз пробежаться глазами по статистике, приведённой выше. Ещё немного цифр для ясности. Бюджет Москвы на благоустройство города составляет 320 миллиардов рублей. Примерно столько же идёт на образование. Общий бюджет Дагестана – примерно 100 миллиардов рублей. Это все деньги, что приходят в бюджет республики из всех источников. Деньги, которые приходят в Чечню, в три раза больше. Примерно по миллиарду в день. Про бюджет Ставрополя я писал в прошлой своей статье. Город, в котором живёт чуть больше четырёхсот тысяч человек, имеет бюджет в 10 миллиардов рублей. И знаете, радости в этом случае тоже было мало. А если добавить ко всему этому то, что пенсионный возраст увеличен, что налоги поднимаются, что оплата за коммунальные услуги растёт, то приятного в этом году было не так уж и много. При этом цена за киловатт электроэнергии, поставляемой в Китай из России, составляет 1 рубль 30 копеек. В Махачкале киловатт электроэнергии стоит 2 рубля 48 копеек, а вообще по стране доходит до 5 рублей 50 копеек. Про цены на бензин и газ писать не буду вообще. Даже махачкалинский исполняющий обязанности мэра по этому поводу обратился к заправщикам с предложением вспомнить о совести. Вот только мало верится, что алчность эту можно обуздать уговорами. Но с другой стороны, цены формирует рынок. Он слезам не верит.

***

Попытка изменить общество, которое срослось со своими пороками, очень непростая задача. Проблема в том, что в Дагестане нет сил, которые можно было бы назвать здоровыми. Все, так или иначе, чтобы выжить, шли на компромисс с теми безобразиями, которые нас окружали. Мы научились приспосабливаться к любому злу, которое отравляет нашу жизнь. И этот год показал, что найти людей на замену старым – очень непросто. И это касается всех сторон нашей жизни. Обидно только одно – многие из них большую часть своей жизни провели так, как нам бы этого не хотелось, в стране, которую мы хотели бы сделать другой. Но при этом многие ли из нас сделали хоть что-то, чтобы изменить положение дел? Но это уже другой, отдельный разговор. Всех с наступающим Новым годом. Надеюсь, он будет лучше, чем предыдущий.