Russian President Putin holds annual question and answer session

В четверг, 20 июня, прошла 17-я прямая линия с президентом России Владимиром Путиным, во время которой он общался с россиянами в прямом эфире. Президент ответил на 81 вопрос. Мы выбрали наиболее важные тезисы, которые прозвучали в его ответах.

О главной проблеме России

«Если исходить из того, что главное, что мы должны сделать разными способами в ходе реализации нацпроектов, — это добиться повышения производительности труда и на этой базе решать вопросы, связанные с благосостоянием России, то, конечно, одна из ключевых проблем — рост производительности труда».

О законе об оскорблении власти

«В этом законе речь не идет о критике власти – люди должны и имеют право обращать внимание на проблемы, в том числе в функционировании властных институтов. Закон направлен на оскорбление символов государства – чтобы никто не позволял себе глумиться над флагом или гербом. А такие факты имеют место быть, мы не можем не обращать на это внимание. Такая практика – не какая-то «квасная», российская: уголовная ответственность предусмотрена в европейских странах, например в ФРГ».

О личной ответственности за коррупцию

«Я чувствую ответственность за это безобразие. А если бы не чувствовал, вы бы ничего не знали, – так же, как это происходит в некоторых странах, как и у нас бывало. Все равно встает альтернатива – часто мне говорят: может, мы это закроем? У меня всегда один ответ: нет. Если мы имеем дело с преступлением, коррупцией, наживой за счет граждан, мы всегда должны это доводить до конца и делать это гласно. И мы будем продолжать это делать. Откуда они берутся, эти деньги? Понятно, из коррупционных схем, из бизнеса. Кстати сказать, здесь, как правило, обе стороны виноваты: одни тащат – другие берут. Куда уходят деньги? В доход государства, разумеется».

О проблеме мусора

«Это большая проблема у нас. Она возникла не вчера. Мы много раз об этом говорили, возвращались к этому. Кстати говоря, заниматься этим стали года два – три назад и толчком была как раз очередная прямая линия. Жители Балашихи пожаловались на то, что у них происходит. С этого момента с моей стороны пошел сигнал коллегам в регионы. Сделали это предметом внимания на всех уровнях. Выяснилось, что мы десятилетиями накапливали мусор. И никто этим как следует никогда не занимался. Специалисты это знают точно, широкая публика, может, и не догадывается: мы генерируем 70 млн т отходов. И никто не занимается в промышленном смысле переработкой этих отходов. Тем более что полигоны скапливались десятилетиям еще с советских времен. Усугубляется это еще и тем, что общество у нас превратилось все-таки в общество потребления. Новые упаковки появились, много пластика применяется. В Тихом океане целые острова со среднюю европейскую страну образовались».

О падении доходов

«Несколько лет назад мы столкнулись сразу с несколькими шоками. Это даже не внешние шоки, связанные с санкциями, а с ситуацией на рынке в отношении наших традиционных экспортных товаров. Поэтому у нас и произошел такой малоприятный элемент в экономике и в социальной сфере. Реальные доходы граждан сокращались в течение нескольких лет. Самый большой спад был в 2016 г. Теперь они растут».