Фото к тексту

Главной федеральной темой недели стал митинг либерально настроенной общественности с требованием допустить к выборам в Мосгордуму оппозиционных кандидатов. Видимо, осознав, что его жестоко сливают, Сергей Собянин пошел напролом, не только спровоцировав массовый протест навальнистов, но и сумев ответно демонизировать федеральную власть самым массовым и безжалостным избиением граждан. И всё это происходило в прямом эфире во всех социальных сетях. Ещё большая волна поднялась, когда Собянин лично поблагодарил росгвардейцев за эти действия…

Тамерлан Магомедов

Понятно, что преемником Путина Собянину уже не быть. Но контролируя Москву, Екатеринбург и еще несколько регионов страны, Сергей Семенович будет за себя биться. Отголоски этой битвы мы, возможно, услышим и в Махачкале, мэр которой – Салман Дадаев – выглядел достаточно мрачно всю минувшую неделю. В выигрыше от протестной акции в Москве неожиданно оказался и системный критик махачкалинского мэра – дагестанский блогер Керим Гамидов, которого также задержали на митинге. Попав в один автозак с достаточно известными московскими либералами, он получил свои 15 секунд славы, когда видеозапись его задержания разлетелась в популярных интернет-пабликах.

ПОЛИТИКА ПАРТИЙНАЯ

Комментируя события в Москве, телеграм-канал «Красный Сион» отметил, что либеральному протесту давно уже не хватает связи с «глубинным народом». Ведь основной запрос замордованного бедностью и безысходностью «молчаливого большинства» – это социальная справедливость, бесплатные и качественные медицина и образование. К требованию «Допустить Яшина до выборов!» (кто такой Яшин, искренне поинтересуются 90% россиян) надо прибавлять (а скорее, выдвигать вместо него) – «Минимальная зарплата – 35 тыс., минимальная пенсия – 25 тыс., минимальное пособие по безработице – 20 тыс.» и т.д. Вот такие лозунги будут понятны подавляющему большинству. Ничего нового придумывать не надо. Те же «Жёлтые жилеты» во Франции – о том же, да и в целом все антиэлитные протесты в мире о том же.

Устал повторять как мантру, что большевики в 17-м году пришли к власти на простых и понятных всем лозунгах, которые в одночасье словно забыли даже Авезов с Махмудовым из КПРФ: «Земля – крестьянам, фабрики – рабочим». О том, что ЕдРо, оседлав либеральные лозунги, ускачет намного дальше, чем участники митинга, который прошел в Москве, я уже прежде писал. Но сомневаюсь, что кто-то услышал. Хотя о природе протестов все написано в наших учебниках истории. Сто лет назад власть в стране совершала ровно те же ошибки, что и сегодня. Население голодало, а царское правительство строило дворцы, вывозя за рубеж зерно для оплаты взятых на строительство иностранных займов. Кстати, зерно (а не только нефть и газ) сегодня тоже все активней вывозят, вынуждая нас, россиян, есть хлеб из фуражного зерна, прошедшего отбелку двуокисью хлора. Из-за нехватки витамина «Е» от такого хлеба мрут подопытные мыши. В отличие от мышей, россияне пока еще живут. Но в политических реалиях разбираются все меньше и меньше. Настала та стадия отупления, когда отсутствие у людей веры в саму возможность перемен приводит к нигилизму и апатии.

На первый взгляд, подобное отупление населения – это победа власти. Но вспомните 1917-й. Насколько интеллектуально развит был российский крестьянин тогда? И кто, собственно, совершил революцию? Удивительно, но политическая жизнь в нашей стране не сильно отличается от ситуации в Ливии или Сирии, где даже гражданская война ведется исключительно вдоль автотрасс. Раскачать режим в России могут лишь жители городов-миллионников. Что творится в остальной «пустыне», практически не имеет значения для сохранения стабильности политического режима. Поэтому и внимание к оппозиции (как залог самого ее существования) отмечается опять-таки лишь в Москве, Питере, Екатеринбурге и еще парочке крупных городов. Однако это не значит, что дагестанцы не участвовали в революции 1917 года. Правда, это были такие глыбы, как Коркмасов, который был подкован не на много хуже самого Ильича. Сегодня таких в республике мы не видим, но в целях борьбы с полит безграмотностью мы на этой неделе в рамках дискуссионно-аналитического центра «Альтернатива» запустили импровизированный лекторий «Политпросвет». Первую мини-лекцию про классификацию политических партий прочел Эдуард Уразаев. Следующие ближайшие лекции будут посвящены анализу программных лозунгов и практической деятельности партий. Смотреть эти лекции можно будет в прямом эфире на Facebook. Конечно, сформировать столь мощную оппозицию, как ее в красках распишут в своих отчетах профильные чиновники, нам не удастся. Да мы и не ставим такой цели. Хочется, чтобы хоть наш «думающий класс» вспомнил, что такое вообще «политика» в правильном понимании этого слова.

ПОЛИТИКА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ

Главными политическими акторами минувшей недели стали глава Дербента Хизри Абакаров и мэр Махачкалы Салман Дадаев. Не имевший ранее опыта работы чиновником, Абакаров вновь обскакал махачкалинского градоначальника, широко разрекламировав позитивную по своей сути идею. Он объявил конкурс на разработку мастер-плана развития Дербента. Правда, заявляя о разработке плана социально-экономического развития, дербентские чиновники под руководством приглашенного по этому поводу Владимира Васильева непостижимым образом скатились на банальную урбанистику. На фоне долгих попыток одного из местных экспертов довести до дербентской администрации мысль о необходимости проведения полноценного форсайта, такой подход иначе как заведомо провальным не назовешь.

Конкурсное задание на выполнение мастер-плана предусматривало ряд пунктов. Среди них: комплексная оценка потенциала развития города; выработка стратегии его развития; сценарий пространственного развития; концептуальная модель функционирования городской экономики. С учетом того, что сквозной темой задания являлась экономика, непонятно, почему среди финалистов конкурса не оказалось ни одной профильной компании. Вся стратегия, очевидно, сведется лишь к планировке дальнейшей застройки города. Сомнение в успешности этой затеи вызывает и то, что среди разработчиков вовсе не оказалось дагестанцев. Да, можно говорить громкие слова о том, что разработкой мастер-плана будут заниматься «лучшие специалисты мира», однако подобное мы уже слышали, когда в 2013 году была приглашена со стороны команда Булата Столярова для разработки приоритетных проектов развития республики.

К сожалению, громкие заявления о великих преобразованиях в Дербенте пока до боли напоминают эпопею под названием «Анжи – новая история». Если кто забыл, тогда Хизри Абакаров на деньги Сулеймана Керимова реконструировал стадион «Хазар», на котором выступали лучшие футбольные игроки мира. Закончился весь этот ажиотаж тем, что стадион «Анжи-арена» был продан, и теперь его собираются перестроить под очередной торговый центр. А от футбольной команды «Анжи» даже «Академии футбола» не осталось. Той самой Академии, которая больше всего и была нужна нашей республике. Боюсь кого-либо обидеть, но наблюдая за тем, что сегодня происходит в Дербенте, невольно хочется напомнить, что торговых центров в Дербенте и без разработки подобного рода «мастер-планов» сегодня предостаточно.

С мастер-планами все понятно. Кроме торговли, другой экономики в Дербенте не было и не будет. А гигантская набережная и дороги в магалах – это такой же успех, как Это’о в составе «Анжи». Их удобно демонстрировать в отчетах, однако практического толку как с козла молока. Пугает то, что ситуация в Махачкале еще более удручающая. У нас тут тоже кроме торговли ничем не пахнет. 30 июля в администрации Махачкалы был презентован проект строительства крупнейшего в республике торгово-развлекательного центра. Проект предложен анонимным (во всяком случае, пока) инвестором, а руководил презентацией почему-то представитель международной консалтинговой компании «Collers international» Борис Маца.

Как сказали бы единоверцы Бориса Мацы, беэзрат Ашем, данный проект будет реализован и послужит всем на пользу. В том числе и простым дагестанцам. Но ведь есть и вопросы. Судя по результатам вышеупомянутого конкурса, в Дербенте хотя бы пытаются будущие торговые центры встроить в общую концепцию архитектурного развития города. В Махачкале мы наоборот видим начало новой волны точечной застройки последних клочков земли. Не про нас будет сказано, но глупец тот, кто не замечает, что торговые центры являются одной из главных транспортных проблем этого города. Наглядно это видно на примере торгового центра «Европейский» на улице Танкаева, где вечерами покупатели паркуются порой прямо на дороге, причем в три ряда. Конечно, в данном случае предусмотрена подземная парковка, но даже вопрос организации удобных для всех (в том числе и пешеходов) въездов и выездов к гигантскому торговому центру на задыхающемся в пробках проспекте Шамиля, является достаточно непростым.

***

Обращаясь к нанявшим Бориса Мацу предпринимателям, хочется вновь напомнить опыт израильского города Нетания, где крупные торговые центры давно уже строят в промышленной зоне. В период выборов главы Махачкалы в январе этого года я писал о том, что Махачкала нуждается в комплексном развитии. Когда крупная торговля будет так же, как и в Нетании, сосредоточена в промышленной зоне на одной окраине города. А методом квартальной застройки на другой окраине будут возведены новые великолепные спальные районы. В свою очередь, исторический центр города превратится в туристические кварталы с воссозданной аутентичной атмосферой прежнего города, которую с любовью вспоминают живущие в Израиле репатрианты из Махачкалы. В том числе, обязательно сохранить в центре исторические городские рынки, куда небогатые горожане могли бы пешком приходить за свежими продуктами питания. Ведь за одеждой, бытовой техникой и другими товарами не повседневного спроса состоятельные махачкалинцы вполне могут добраться на машине и на окраины города.