Фото к тексту_Коммерсант

Поверьте моему опыту – история с Асхабали Заирбековым на этом не закончится. И то, что его один раз оправдали, а потом ещё и присудили выплатить ему из казны компенсацию в размере 9,5 миллионов рублей, вообще ничего не значит, кроме того, что этот человек – крепкий орешек, который подмял под себя систему. Но система никому и ничего не прощает. Добром всё это не закончится…

Заур Газиев

Начнём с того, что Кизилюртовский ОВД в конце нулевых годов был известен нам как один из самых страшных отделов по Дагестану. Пытали тогда, вообще-то, почти везде, но так изощрённо, как там, наверное, только в Советском РОВД Махачкалы. Помню историю с подростком, которого несколько дней избивали за пропавшую дрель. Как следствие этого – оглохший на одно ухо мальчик, это было незабываемо. Конечно, нужно учесть то обстоятельство, что времена тогда были кошмарные, и полицейских тогда убивали много. Полицейские в ответ доброты и понимания тоже не проявляли. В том числе и к тем, кто к экстремистскому подполью отношения не имел.

Однако хочу отметить, что в те непростые времена полицейские из Кизилюрта искали нетривиальные способы идеологического воздействия на свою потенциальную «клиентуру». Никнейм «Робин Гуд» у начальника Кизилюртовского РОВД Заирбекова родился после того, как в 2012 году в Интернете появилось видеообращение группы вооруженных людей в масках, угрожающих расправой участникам незаконных вооруженных формирований. На видеозаписи эти люди называли себя «народными мстителями» и «Робин Гудами». Секретом, что за люди скрывались под масками, было не долго. Очень скоро в социальных сетях появилась информация, что герои этого хоум-видео – сотрудники Кизилюртовского РОВД, в том числе его начальник Заирбеков. И естественно, что люди, обладавшие столь креативным подходом к решению профессиональных задач, не могли удержаться в рамках тех полномочий, что им были отведены. К слову сказать, звёздный статус Асхабали Заирбекову за пределами Кизилюрта обеспечили ещё и видеообращения к лидерам бандподполья, которые он делал уже без маски и вполне открыто. Это была реакция на многочисленные интернет-выступления Темирбекова с призывами к жителям Кизилюрта помогать экстремистам. Очередное выступление с угрозами Темирбекову появилось аккурат за несколько дней до его устранения. «Пока ты жив и будешь как заяц и трус по этому району бегать, я буду за тобой охотиться», – пообещал Заирбеков своему противнику, сообщив заодно, что Темирбеков вовсе не идеолог исламского сопротивления, как следовало из его видеороликов, а обычный уголовник, к тому же имевший в заключении статус «обиженного».

Еще одно запоминающееся выступление Асхабали Заирбекова последовало в конце 2012 года в связи с появлением обращения нового главаря кизилюртовской бандгруппы Гаджимурада Далгатова. Ему глава РОВД напророчил такую же участь, как и Темирбекову, и уже спустя несколько дней приговор был приведен в исполнение: Далгатова и шестерых других боевиков уничтожили в Махачкале 29 декабря 2012 года.

И, казалось бы, всё у Асхабали было хорошо, но в какой-то момент фортуна от него отвернулась. Асхабали Заирбеков был задержан в Москве сотрудниками ФСБ 23 февраля 2014 года при попытке покинуть Россию. По мнению нескольких интернет-изданий Заирбеков собирался вылететь в Турцию. По версии обвинения, к тому времени Заирбеков уже вошел в преступную группу, которую первоначально сформировали его подчиненные Махмуд Хайбуллаев и Газияв Джамалудинов.

***

Как считало следствие, полицейские создали вооруженную группу с целью совершения разбойных нападений на жителей Левашинского района Дагестана, перевозивших деньги через российско-азербайджанскую границу в Махачкалу. Обвиняемым инкриминировалось два эпизода разбоя. Четверо подсудимых, проходивших по этому делу вместе с оправданным полковником, были признаны виновными и приговорены к различным срокам заключения от 11 до 15 лет колонии строгого режима. Если проанализировать все сведения о деятельности Заирбекова, выходило, что он успешно совмещал свою борьбу с экстремистами с разбойными нападениями и пытками…

***

В канун нового 2012 года автомобиль Хатимат Сиражудиновой был найден рухнувшим в пропасть. В нем находилась и сама женщина. Это происшествие приняли бы за несчастный случай, если бы не следы пыток и удушения на ее теле, и не исчезнувшие из машины сиденья и другие элементы салона. Это была попытка замести следы: исчезло именно то, на чем остаются потожировые следы и прочие улики, с помощью которых можно установить, кто находился в машине. Вдобавок дочь покойной сообщила, что маме позвонил дядя Асхабали, и она уехала на встречу с ним, после чего ее никто не видел. «Дядей Асхабали» оказался начальник ОВД г. Кизилюрта Асхабали Заирбеков…

В тот период времени он находился в Москве на лечении, но неожиданно прилетел в Махачкалу, вызвал женщину на встречу с московского номера и после этого улетел назад. Практически сразу после этого был зафиксирован еще один странный звонок. Опуская подобности про других участников этой драмы, можно сказать, что на самом деле женщину похитили и затем убили. Это дело, к сожалению, было спущено на тормозах… Дело дагестанского «Робин Гуда» Асхабали Заирбекова и еще нескольких бывших сотрудников внутренних дел, обвиняемых в создании банды и серии других тяжких преступлений, закончилось сенсационно. Вечером 15 сентября 2016 года Северо-Кавказский окружной военный суд оправдал Заирбекова, однако трое его компаньонов – Газияв Джамалудинов, Магомед Пираев и Абдулмуслим Магомедов – получили реальные сроки строгого режима (15, 13 и 11 лет соответственно).

Еще одному подсудимому – бывшему сотруднику Кизилюртовского РОВД Махмуду Хайбулаеву – было назначено принудительное психиатрическое лечение.

В решении суда оправдание Заирбекова было мотивировано пунктом 1 части 1 статьи 27 УПК РФ («Непричастность подозреваемого к совершению вменяемых ему преступлений»). Суду, вынесшему это решение, аплодируем стоя!

***

Но и после этого удача не отвернулась от нашего героя. Оправданный военным судом начальник ОВД Кизилюрта полковник Асхабали Заирбеков, выведенный за штат в 2014 году после привлечения его в качестве обвиняемого по делу о разбое, обратился в рамках процесса реабилитации о выплате ему заработной платы из казны. Южный окружной военный суд, изучив материалы дела и зарплатный расчет, предоставленный МВД, предписал казначейству выплатить полковнику 9,5 млн рублей. Суд также обязал прокуратуру Дагестана принести публичные извинения полковнику, а сведения о реабилитации господина Заирбекова опубликовать в СМИ. Отметим, что компенсацию за моральный вред, причиненный его репутации незаконным уголовным преследованием и распространенной негативной информацией в прессе, полковник подал отдельным иском.

Выходит, что сейчас остаётся только восстановить Асхабали Заирбекова в должности, получается, что он тут не при делах, все эти дела делали его подчинённые за его спиной. Не исключаю, если дело пойдёт так и дальше, то его может ожидать и повышение. Но есть тут один нюанс – прокуратура очень не любит извиняться. Во всяком случае, я такого случая не припомню. Нет сомнений, что и новый прокурор постарается вдохнуть в это дело новую жизнь. Просто времена изменились, и игры с системой, возможные 5-6 лет назад, сегодня уже не проходят. Вертолёты уже прилетали даже за теми, кто казался таким неприкосновенным…

***

За время, пока я копил материал по этой теме, у меня сложился свой психологический портрет Асхабали Заирбекова: несомненно, могу утверждать, что человек он очень неоднозначный, но при этом очень сильный и целеустремлённый. Если он ставит перед собой цель, то он чаще всего достигает желаемого результата. При этом ни моральные, ни религиозные рамки его никак не ограничивают. Нет того, чего он не сделал бы, когда движется к своей цели.

И именно этим он и опасен для общества. Такой пример бывает заразителен. Поэтому система начинает подключать рычаги ликвидации его как проблемы. Но есть ещё один аспект этой истории: почему вдруг она всплыла как новость, которая взорвала социальные сети. Значит это кому-то нужно. А нам остаётся только догадываться, что да как. По сути, сегодня мы как маленькие дети, сидящие под столом, на котором серьёзные игроки играют в шахматы. А мы просто по звуку пытаемся угадать, какой же ход был сделан, и какая фигура полетит с доски.