Фото к тексту

Мы много раз публиковали информацию о том, что коронавирус это опасная история, и что относиться к ней легкомысленно нельзя ни в коем случае. Все новостные паблики предупреждали об этой проблеме информацией о том, что одна страна за другой капитулируют перед вирусом… Каждый день нам сообщают новые цифры зараженных и погибших. Но вот как на этот вызов отреагирует дагестанское здравоохранение, было особенно интересно. Эта статья как раз про то, с чем столкнулся простой человек, который пришел со своей проблемой к врачам.

Заур Газиев

Моему старому знакомому друзья подарили путёвку в Мексику. Мурад ехал туда спокойно, понимая, что там эпидемии коронавируса нет. Затем была поездка в Армению, к другим друзьям. Вернувшись после отпуска на работу, он оказался в эпицентре истерики по поводу коронавируса.

Начальство от него потребовало справку о том, что он здоров. Его первым действием был звонок в Роспотребнадзор. Приятный женский голос в трубке сильно удивился причине обращения и сказал, что с этой проблемой нужно звонить в Минздрав. Не менее приятный голос из Минздрава сообщил, что к ним это отношения не имеет, и дал номер телефона «Горячей линии» по коронавирусу. На «Горячей линии» на звонок ответил уже неприятный мужской голос, который в агрессивном тоне предъявил претензии Мураду по поводу того, что таможенники не сообщили ему о том, что Мурад пересёк государственную границу, хотя были обязаны это сделать.

Пока Мурад переваривал сказанное, голос не без раздражения поинтересовался, есть ли у Мурада симптомы болезни. Мурад сказал, что симптомов у него нет. «Тогда какого х… ты сюда звонишь, отвлекая серьёзных людей от работы», – спросил голос с нескрываемой злобой. Мурад ему спокойно ответил, что на работе от него требуют справку о состоянии здоровья. После этого голос посоветовал вызвать на дом врача. Но Мурад сообщил ему, что он не знает, как его вызывать, так как никогда не болел. Однако голос, предварительно спросив все данные Мурада, посоветовал ему всё же обратиться в поликлинику по месту жительства.

***

Мурад находит номер своей поликлиники, звонит туда, объясняет причину своего звонка. На что получает неожиданный совет не заниматься глупостями и топать в поликлинику своими ножками: «Ваш участковый врач принимает с четырёх часов, приходите сюда!» Мурад спросил о том, какие документы им нужны. Ему по телефону надиктовали целый список. Постаравшись прийти заранее, он нарывается в поликлинике на длиннющую очередь. Героически выстояв её, он подаёт в окошко весь пакет документов для того, чтобы завести медицинскую карту. Но, недобрая женщина в регистратуре недовольно говорит ему: «А зачем вы мне это принесли? Мне нужны только копии! – Вы можете сделать копии сами? Я готов заплатить, – говорит Мурад. – Нет, идите через дорогу и возвращайтесь с копиями. – Но если я больной человек и заражен коронавирусом, разве можно ходить по публичным местам? – поинтересовался Мурад. – Много не разговаривай и иди делать копии, здесь здоровых нет! Здесь и так все больные!» – сказала недобрым голосом недобрая женщина из регистратуры.

Мурад идёт через дорогу и делает копии документов, считая количество тех, кого он мог бы заразить… Вернувшись к окошку, он выясняет, что полис медицинского страхования у него недействителен. Мурад удивился: «Там же печать стоит, подпись, дата не просрочена!» Проблема, оказывается, в том, что полис выдавался в ВТБ. Но сейчас на этом полисе должна стоять печать компании «Макс-М», и без этой печати полис вроде как недействителен. Но идти туда сегодня уже поздно. Они и так долго оформляли его медицинскую карту, старательно и от руки заполняя все графы. О каком-либо электронном заполнении не было даже и речи. Каким-то чудом Мурад уговорил пустить его к врачу, клятвенно заверяя, что печать на полисе будет уже завтра, полагая, что может решить хотя бы часть проблем сегодня.

***

Однако на этом приключения не закончились. Когда Мурад зашел в кабинет – врача там даже близко не было. Была медсестра. Она потребовала снять рубашку. «Зачем? – удивился Мурад. – Будем мерить давление!» – гордо сказала она. Давление у Мурада было в норме. Потом она спросила о самочувствии. Затем строго потребовала лечь на кушетку, чтобы закапать глаза. «Зачем?» – снова удивился Мурад. Медсестра сказала, что так положено делать, когда заводят медицинскую карту. Мурад еле отбился от того, чтобы ему ничего в глаза не накапали!

Затем он снова встал в очередь в регистратуру и получил направление к врачу. Когда он пришел в кабинет к врачу, то ему снова пришлось рассказывать историю о том, что он приехал из-за границы, и ему нужна справка на работу, что он не болеет вирусом. Врач тоже почему-то удивилась, что ей ничего не сообщили про Мурада пограничники. «Вероятно между ними есть какая-то связь», – подумал Мурад. Выходит, что в страну въехало очень много людей – потенциально инфицированных, о которых врачи просто не знают. Затем врач залезла в свою какую-то базу на компьютере и нашла его имя. После этого она повела Мурада к инфекционисту. Инфекционист посмотрел с прищуром на посетителей и сказал, что нужно взять анализы. Но было понятно, что он реально не знает, какие анализы нужно брать. Вы думаете, что герой этой статьи сдал мазок или материал для теста на коронавирус? Ничего подобного! Ему выписали кучу бумажек-направлений и сказали, чтобы он в 8:00 утра завтра пришел в поликлинику с банкой мочи. Перечень анализов, которые были ему назначены: флюорография, кардиограмма, общий анализ крови, кровь на сахар и холестерин.

***

В 8:00 утра Мурад приходит в поликлинику с банкой мочи, и каково же было его удивление, когда он оказался 27 (!) человеком в очереди на сдачу крови. Пока он стоял в одной очереди, умные люди ему подсказали, чтобы он одновременно занял очередь и в другие кабинеты. Когда он сдавал кровь из вены, сделать это сразу у медсестры не получилось. Пришлось колоть другую руку. Когда медсестра готовила другую руку, положила шприц с открытой иглой на свой стол. Затем, когда вены на другой руке были готовы, она попыталась взять шприц со старой иглой. Однако Мурад стал возмущаться, и со словами «Ой, какие мы нежные» она нехотя открыла новый шприц.

Факт приёма баночки с мочой без очереди вызвал у Мурада просто прилив оптимизма. Бег по кругу с анализами у него занял больше двух часов. Сполна пообщавшись с огромным количеством людей и нашутившись с людьми в очередях по поводу коронавируса, Мурад снова попадает в регистратуру. В регистратуре ему сказали: «Мы вас помним! Вы обещали, что сегодня поставите штампик компании «Макс-М». Езжайте-ка туда и выполняйте обещанное».

***

Мурад поехал в страховую компанию «Макс-М». Потом он вполне серьёзно говорил, что эту компанию можно смело назвать филиалом Ада на Земле № 3. По его градации: первый филиал – это «Почта России», второй – это его поликлиника и третий филиал – компания «Макс-М».

В маленьком и тесном помещении компании «Макс-М» одновременно находится не меньше четырёх десятков людей. Он занял очередь. В очереди к заветному окошку он простоял около часа. Когда он добрался до цели, у него снова попросили все документы. Доброжелательная тётенька открыла свою базу на мониторе компьютера и в течение трёх минут сделала всё, что было нужно, затем попросила Мурада поставить подпись и поставила штампик. Но его удивило другое: почему всё это нельзя было сделать в электронном виде, дистанционно! Ведь полис у него не поменялся, номер паспорта прежний, все остальные документы не поменялись! Для чего мучать людей в очередях?

***

Разговаривая с Мурадом, я чувствовал, что его возмущение просто перетекает через край. При этом у него нет обиды на врачей или тех, кто по воле случая оказался на линии огня. Эти люди не готовы к пришествию коронавируса. У них нет необходимых знаний и должностных инструкций, они даже не знают, как себя правильно вести в тех или иных случаях. Врачи не хамили и не грубили, они не убегали от потенциально опасного человека. Они честно выполняли свой долг. Ну, как могли. Но вот что сделало само министерство здравоохранения, чтобы оградить этих людей от больных или инфицированных? Нам по этому поводу ничего не известно.

Читаю в социальных сетях тексты, посвящённые коронавирусу, и вижу, что пишут врачи. Они объясняют, что опираясь на готовую систему медицинских учреждений (реанимации, доступ к кислороду, возможность зонирования помещений и т.д.), вполне реально подготовить адекватные, правильные решения для изоляции и лечения всех заражённых. Это очень правильный путь, и это спасёт много жизней, когда начнётся пик эпидемии. Процитирую блог врача-онколога Михаила Черкашина: «Лечить будут реаниматологи при поддержке инфекционистов и всех других. Но есть куча задач, которые будут решать врачи любых специальностей – санпосты на входе, сортировка, описание снимков, рутинная работа лабораторий, подвоз патронов и снарядов и т.д. Работа найдётся всем. Сейчас даже мы (онкологическая больница) готовимся. План развёртывания интенсивных коек. Действия при первой выявленной пневмонии. Оповещение эпидбюро и маршрутизация такого пациента. Средства защиты. Зонирование корпусов и изоляция зон разной степени угрозы. Действия на случай перегруза городской сети. И много чего другого. И в каждой больнице должен быть такой план».

***

Всё что было нужно Мураду – это тест на коронавирус. Но его в Дагестане нет. Всё что нужно сейчас – это карантин, но никто даже не пытается объяснить людям причину, по которой нужно посидеть недельку дома. Всё что нужно – это подготовить дагестанские медицинские учреждения и врачей к эпидемии. Я не говорю уже о какой-то работе с общественным мнением. Наш Минздрав на это не способен. Скандал с врачом-травматологом это показал весьма наглядно. Но вы хотя бы своих людей подготовьте! Не ждите, пока трупы пожилых людей будут валяться на улицах. Судя по тому, через какие круги ада прошел Мурад, ничего этого не сделано, и министр Гаджиибрагимов просто врёт главе Дагестана, что все к эпидемии готовы. А между тем в дагестанской РКБ в прошлом году избавились по какой-то идиотской причине от одного из наших лучших пульмонологов – Серажутдина Ахкуева…

Наше здравоохранение убьёт сотни людей, прежде чем поймёт, больны эти люди коронавирусом или нет! Я, конечно же, противник ажиотажного набега на магазины, но наши люди слишком хорошо знают, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. В случае с дагестанским Минздравом это правило как никогда актуально. Если Мурад окажется больным или инфицированным коронавирусом, то он из-за сложившейся ситуации – заразил не меньше полутора сотни человек.