Фото к тексту

Воду и советы не дают тому, кто их не просит

И всё-таки Махачкала не создана для радости. Вроде есть и солнце, и море, и природа, где вызревают фрукты и овощи из всех климатических поясов. И даже земли по большому счёту предостаточно. И люди есть здоровые и красивые. А вот радости нет. Сидя в Москве, читаешь дагестанский сегмент Инстаграма, и ничего кроме желчи и ненависти не наблюдаешь. Заходишь на Фейсбук, а там ещё хуже: алкаш-кафельщик поёт дифирамбы алкашке, которой якобы кто-то угрожал, и получает кучу лайков. Смеяться над этим, конечно же, можно, но поводов для радости никаких. Во всяком случае, так это видится со стороны.

Заур Газиев

Улетев в отпуск подальше от нашей жары, и гуляя по питерским и московским паркам, удивляешься чистоте, которая там такая же, как и в Европе. Всматриваясь в людей, гуляющих там, понимаешь, что дело не только в том, что там тщательно убираются, там люди просто не бросают мусор куда попало. Граждане там, особенно в Питере, вежливы и вообще мало обращают внимания друг на друга. Да, девушки ходят в коротких шортах и парни многие в шортах, но это вообще никого не напрягает. Какая разница, как одет человек, если он не вторгается в твоё личное пространство. И вот открываешь ветки с обсуждениями актуальных для Махачкалы тем, и оказывается, что главная проблема в коротких шортах и юбках туристов. Не в грязи, не в убогой архитектуре, не в засилье мата и хамства, не в отвратительном поведении на дорогах и бесчисленных жертвах автоаварий, а во внешнем облике гостей города. Приехали! Начнём с того, что лезть со своими советами к людям, которые тебе не мешают и вообще к тебе никакого отношения не имеют – это проявление сельской сущности в худшем смысле этого слова. Командовали бы лучше в своих семьях или занимались бы собой. А ещё лучше ловили бы тех, кто засирает наши улицы, подъезды, пляжи и леса. Ну а если останется ещё время, то неплохо было бы заняться самообразованием. В эпоху интернета это никакая не проблема. К тому же ещё и весьма полезно. И тогда не остаётся времени на обсуждение недостатков других людей.

К слову сказать, не меньше удивляет и то, что люди, которые позиционируют себя как моралисты и моральные авторитеты, почему-то больше всего обеспокоены моральным обликом других людей. Ну, прошла молодая женщина с мужем по Махачкале в коротких шортах – и что? Наши убогие дома стали ещё более убогими? Зато она и её муж оставили в Дагестане свои деньги. И оставили они их в карманах простых предпринимателей: в гастрономчиках, в гостиницах, в кафе или ресторанчиках. Наверняка зашли на рынок и закупились продуктами, может и из одежды себе что-нибудь прикупили. Все же жаловались, что три месяца сидели без денег и без работы. Вот они деньги, вот она работа! Спросите у любого торговца – есть ему разница, какова длина шорт человека, оставляющего тебе деньги, или нет! И что-то мне подсказывает, ответ будет вполне определённым. Ну а когда говорят о том, что такой внешний вид противоречит нашей культуре – это вообще трэш. Какой культуре? Пристроек? Грязных городов? Культуре воровства бюджетных денег? Культуре замусоренных рек и склонов гор? Можно подумать, в Махачкале мало местных дам с пониженной социальной ответственностью.

На самом деле объяснить такую страсть к морализаторству можно только попыткой оторваться на тех, кто слабее, кто не может дать отпор, кто не будет спорить, потому что это вообще ему не интересно. И вообще, вы заметили, что нашим главным морализаторам всегда нужны враги. Желательно безответные. Им всегда нужны враги, иначе у них нет стимула для деятельности. Только ненависть способна запустить моторчик, оживляющий их душу. Поэтому Махачкала – это город не для радости и счастья. Это город, в котором нужно погружаться в свой кокон и не впускать туда посторонних.

***

И всё же, главная история этого города про то, как суд признал право собственности на участок, выданное гражданке в 2009 году. Правда, судебный процесс состоялся ещё в прошлом году, но известно об этом стало только сейчас. Это ещё один штрих к нашей культуре. Как только территорию облагораживают, на неё находится хозяин. На этот раз речь идёт о следующем: жительница Махачкалы Султанханова Назлуханум Рамазановна купила у собственника участок на аукционе ещё в лохматом 2009 году. А сейчас она подала в суд, чтобы с половины её участка (110 кв. м. из 200) демонтировали элементы благоустройства. И суд её требования удовлетворил. Уже есть вступившее в силу решение суда. Суд установил, что все документы у неё подлинные и удовлетворил все её требования. Но, чтобы вы понимали, речь идёт о 110 кв. м., а не обо всем сквере. У неё в собственности 200 кв. м., на 110 из которых была плитка и бордюры, камень и четыре дерева. Частная собственность уже полностью освобождена во исполнение решения Советского районного суда г. Махачкалы от 14 марта 2019 года.

И здесь мне интересно, как и чем руководствовался суд. Это законно было продавать участок в зелёной зоне? Если женщина приобрела его у какого-то владельца, то каким образом тот человек завладел этим участком? Законно ли это было? И вообще, почему такие покупки не расцениваются как скупка краденого? Если бы мэр Москвы Сергей Собянин выбрал путь освобождения столицы России от незаконных построек через суды, он бы до сих пор разбирался с собственниками из лохматых девяностых. Но московский мэр, понимая масштаб проблемы, принял другое решение. Для Махачкалы такое решение должно было быть ещё более жестким. И вот я читаю комментарий по этому поводу руководителя пресс-службы администрации Махачкалы Зайнаб Алимирзаевой: «Торгового центра там не будет. Разрешение было выдано более 3 лет назад и с нарушением градостроительных норм. Новое разрешение хозяйке участка выдано не будет». Это означает, что владелица может сколько угодно владеть этим участком, но построить ей ничего не разрешат. При этом нас должно утешить ещё и то, что она должна платить налоги за участок в центре города. Но почему-то не утешает. Город нужно чистить жестко. Правда для этого мэром не должен быть человек, единственной заботой которого является забота о том, насколько сильно он нравится аварцам. Мэром должен быть горожанин до мозга костей заинтересованный в том, чтобы Махачкала становилось Городом с большой буквы.

***

Города не строятся слабыми людьми. Города не могут формироваться при слабых правителях. Если юрист махачкалинской городской администрации в марте 2019 года не смог донести до судьи Советского района г. Махачкалы, что девяностые годы прошлого века уже закончились, то это либо был плохой юрист, либо заинтересованный юрист, либо мэр внятно не объяснил ему, что он вообще хочет сделать с этим городом. Попробовали бы Собянину или Лужкову принести такое решение суда в кабинет, даже не представляю, что было бы с этим судьёй и юристом. Города как мегаполисы формируются личностями. Каким был барон Осман, сформировавший Париж? Каким является тот же самый мэр Собянин, который сделал Москву европейским мегаполисом, а не столицей страны третьего мира! Про других сильных людей, создавших города заново, я писать сейчас не буду. Примеров предостаточно. Почему всё это не является примером для мэра Дадаева? Потому что это очень плохой мэр, не способный на какие-то серьёзные решения или поступки.

Ещё более кошмарный пример – строительство на тротуарах. На дороге от Турали к Новому Хушету стоит дом, владелец которого не только занял тротуар, но и залил балконы над проезжей частью дороги. Здесь беззаконие просто бьёт в глаза. Человеку, чтобы обойти этот дом, нужно выйти на проезжую часть, подвергая себя опасности. А высоким транспортным средствам, для того, чтобы проехать этот участок пути, необходимо выехать на встречную полосу. Но владелец даже не шевелится. Говорят, что материал в суде, но слишком велика вероятность, что суд примет решение как из девяностых. И личность мэра, по авторитету которого бьют такие решения, слишком ничтожна, чтобы судья вдруг подумал об общественном благе, а не о возможностях частной собственности.

***

Я много лет писал про безобразия, которые творились в Махачкале, и делал это даже тогда, когда в городе правил всесильный и злопамятный Саид Амиров. К слову сказать, тогда город ещё можно было спасти. Но тогда не было ещё общественного понимания, насколько важно формировать городские общественные пространства, как важны зелёные зоны. Сегодня мэру несравнимо проще наводить в городе порядок, но, к сожалению, его хватает только для того, чтобы насажать на должности замов своих соплеменников, и не больше. Сегодня Махачкала – это город несчастья, город жадных, ненасытных, несчастных людей. И выхода из этой ситуации нет и не предвидится. Хотя, кто его знает… Судя по массовым награждениям, попахивает дембельским аккордом республиканских властей. В общем, подождём…