Фото к тексту

Право частной собственности в капиталистическом обществе незыблемо. А если в каких-то случаях это входит в разрез с интересами общества? Получается ночь длинных ковшей, как у мэра Москвы Собянина. И сегодня никто не скажет, что право владеть халупой на центральном перекрёстке или на другом видном месте важнее, чем интересы огромного количества людей. В конце концов, цивилизованная страна от страны третьего мира отличается тем, что она в первую очередь выглядит достойно.

Заур Газиев

На этой неделе в социальных сетях начали обсуждать историю задержек ввода в строй путепроводного моста в районе Новой (Северной) автостанции г. Махачкалы. Суть проблемы в том, что мост проходит по касательной через несколько неаккуратных строений. И, безусловно, требуется перенос их на другое место. Однако владелица торговой точки имеет на эту землю все права собственности и требует за это место несколько десятков миллионов рублей. При этом ей безразлично, что она задерживает ввод в строй объекта, который строится из средств федеральной целевой программы.

Прошло уже бесчисленное количество судебных заседаний, переговоров, уговоров и т.д. Суды вообще не облегчают задачу строителям. Фемида поворачивается лицом то к одной стороне конфликта, то к другой, но окончательного решения всё нет и нет. Проблема в том, что строительство путепроводного моста подходит к своему завершению, но к своей развязке эта ситуация никак не подходит. Уже много лет на выезде из Махачкалы время от времени скапливаются километровые пробки, и этот путепровод мог бы разгрузить этот поток, однако из-за жадности и несговорчивости владельцев магазина – проблема всё никак не разрешается. И здесь у меня возникает вопрос, что в этом случае должна делать власть? Как нужно решать вопрос с теми, кто не хочет договариваться с обществом, и свои эгоистичные интересы ставит выше общественных? Люди, глядя на всё это, задаются вопросом, а где в республике власть? Если суды принимают вредные для общества решения, если в республике не могут призвать к ответственности бизнесменов – то и до анархии тут недалеко. Я не могу знать, как такого рода вопросы решаются в других регионах, но я знаю точно, что есть законы, согласно которым должен обеспечиваться доступ к инфраструктурным объектам.

Читая по этому поводу комментарии в социальных сетях, несколько раз столкнулся с информацией, что эти строения вроде как крышует кто-то из власть имущих. Так это ещё лучше – находите этого человека и разговаривайте с ним. С людьми, которым есть что терять, всегда разговаривать легче! А ещё сегодня становится ребром проблема непонимания судьями своей общественной функции. Если у человека есть документы на землю в зелёной зоне, почему у судьи не возникает желания поинтересоваться, каким образом он их получил? Женщина, которая никогда в жизни официально не работала, вдруг оказывается владелицей многомиллионного объекта, который является проблемой для общества. А ещё я думаю, что нужно хорошо заинтересоваться судьями, которые выносят такого рода вредные для республики решения. Я убеждён, что отнимать или экспроприировать собственность без компенсации – это неправильно, но идти на поводу у откровенных мироедов – ещё хуже.

***

Вы можете назвать это военным коммунизмом или левацким уклоном, но даже в западных странах с их неприкосновенностью собственности и супер честными судами сегодня всем интересно происхождение капиталов. И если вы хотите быть в Великобритании уважаемым гражданином, вам недостаточно быть членом солидного благотворительного общества – вы должны объяснить происхождение своих капиталов. Ваши сделки должны быть прозрачны, налоги должны быть уплачены вплоть до копейки. И если 15-20 лет назад офшоры не были чем-то криминальным, то сейчас наличие капиталов в офшорах становится чёрной меткой. И всё это я говорю к тому, что если человек неуважительно относится к своим согражданам и ему наплевать на общественные интересы, может, и государство должно отвечать им тем же? Неужели люди, покупавшие за копейки участки на зелёных зонах, не знали, что они покупают незаконное? Почему за скупку краденого товара или драгоценностей есть статья, а по поводу скупки незаконно отчуждённой общественной собственности суды могут беспомощно разводить руками?

Махачкала превратилась в бетонный муравейник не за один день. У нас к этому вела постепенная деградация нравственности и городской культуры, и вообще любых морально-этических норм. Мы видели, как наглые и беспринципные люди превращали город в большое село, отнимая у него возможности для развития. Почему преступники, нагревшие руки на продаже общественной собственности, сегодня могут спокойно сидеть и ничего не опасаться? Мэр Собянин всё правильно сделал. Люди, скупавшие участки на территории общественных пространств, изначально вступали в серые схемы. В конце концов, вернуть им деньги, внесённые в бюджет города, и вернуть назад участки городу.

***

В прошлом номере газеты я уже писал про женщину, которая оказалась владелицей части аллеи на проспекте И. Шамиля. Сейчас там сняты элементы благоустройства и находится импровизированная автостоянка. Но для махачкалинской мэрии этот факт должен был бы стать поводом для серьёзного разбирательства внутри своей структуры. Такого рода суды нужно воспринимать серьёзно и задействовать, прежде всего, административный ресурс. Сейчас пришло время сносить вообще всё, что было построено с нарушением законодательства, не говоря уже о том, чтобы узаконивать участки, доставшиеся без аукционов и конкурсов. Такое чувство, что Махачкала всё никак не вылезет из девяностых годов. Ну, а мэр города озабочен только тем, чтобы рассадить на должности аварцев и понравится муфтию.

Самое нехорошее во всём этом – потеря времени. Если бы Махачкала не оказалась в бетонной ловушке, как сейчас, она вполне могла бы развиваться как курортный город. Сегодня, когда внутренний российский туризм развивается, Махачкала получила бы огромный толчок для развития. На сегодняшний день столица Дагестана задыхается от пыли и выхлопных газов, при этом количество зелёных зон увеличивается невероятно медленно.

На днях появилась информация о том, что в Махачкале появятся три новых кладбища. Такое намерение мэр озвучил на встрече с муфтием республики Ахмадом Абдулаевым. Не знаю, насколько важно в этом случае получить благословение лица с духовным саном, но мне интересно, где они возьмут территорию под эти задачи. Одобрение муфтия не прибавит в городе земли. Однако руководитель Муфтията эту инициативу поддержал. Более того, он подтвердил «важность выделения земельных участков, последующего их ограждения и создания условий для организации похоронных процессий. Существующие городские кладбища практически исчерпали свой ресурс».

И ещё раз задамся тем же вопросом – где они возьмут территорию под кладбища? Тем более что муфтий озвучил требования, предъявляемые к этим территориям. Предшественники Дадаева не позаботились ни о школах, ни о больницах, ни о возможности расширения дорог и зелёных зон, и сомневаюсь, что они оставили возможность для создания кладбищ. И здесь самое время мэру посочувствовать.

***

В одном из инстаграм-пабликов, где была выложена история о сложной судьбе путепровода на Северной автостанции, некоторые люди писали, что владелица магазина поступает правильно. Если это её собственность, то и отжимать нужно сколько получается. «Правильно делает, что требует десятки миллионов рублей. Изначально проект моста был в сторону Агачаула, а не Ленинкента. Владелец «Киргу» дал подрядчику и властям города, чтобы мост повернули в сторону Ленинкента, более 120 миллионов рублей. Пусть оттуда отдадут хозяйке строения 30 или 40 миллионов рублей, которые она требует. Им можно заработать на мосте, ей нельзя что ли?»

Но ответ на этот комментарий прилетел очень быстро. И не согласиться с ним невозможно. «Даже не имея власти, вы готовы идти по головам людей, чтобы только вам хорошо было. Страшно представить, что будете творить, заполучив власть»!

И ещё одна цитата: «А у нас, то одна тетка заставляет всю городскую администрацию разбирать весь сквер из-за того, что у нее оказались документы на это место. Причем никого не волнует, как она умудрилась оформить землю на парковой территории. То другой собственник кошмарит половину Махачкалы, заставляя мучиться в пробках, не открывая построенный мост уже в течение года. Одного волевого решения хватило бы и сквер сохранить и мост открыть. А пока нам приходится мучиться в пробках, теряя нервы и здоровье, ожидая, когда же они решат мелкие проблемы, которых бы не было при умном планировании и жёстком руководстве».

Ну, это в общем-то всё, что можно сказать об ощущениях, которое оставляет сегодняшнее руководство Махачкалой. У нас на каждом шагу эти камни преткновения. И разбираться с этими проблемами некому.