Фото к тексту

Есть в Хасавюртовском районе тихое, на первый взгляд, село Куруш, где живут переселенцы из знаменитого аула овцеводов из Докузпаринского района. Однако в тихих омутах, как известно, черти водятся. Видимо, поэтому 4 июня 2018 года в Куруше и произошло непостижимое преступление, когда в кругу своих односельчан, соседей и даже дальних родственников был забит насмерть молодой пастух Расим Фарзалиев, а виновные в его смерти до сих пор не понесли наказание. Во всяком случае, в этом уверен дядя покойного Славик Шахмарданов, который даже спустя три года после смерти родственника твердо намерен довести расследование его смерти до конца.

Тамерлан Магомедов

Молодого мужа и отца – 22-летнего Расима – его дядя Славик показывает мне на экране своего телефона. По-своему обаятельный парень скромно танцует с родственницей на сельской свадьбе. По лицу видно, что человек он незлобный, тихий и в какой-то мере даже ведомый. Поэтому его убийство и выглядит особенно диким. Парня изувечили явно без реального повода, и какого-либо оправдания этому поступку найти невозможно. А били его страшно. На фотографию невозможно смотреть без боли. Разбитая в двух местах челюсть, множественные переломы носа, запавшие от отеков глаза и кровь. В таком состоянии Расима привезли домой сами преступники. Привезли умирать, надеясь, таким образом, если не скрыть преступление, то хотя бы запутать следствие, поведя его по ложному пути. Увы, следствие раскрывать убийство и не спешило. Возможно, что смерть пастуха так и осталась бы безнаказанной, если бы не принципиальность его старшего родственника.

«Расим – мой племянник, но особо близки мы не были. Его родители развелись, большей частью его воспитала сторона матери, но, когда я узнал о его смерти, во мне словно что-то заклинило. Понял, что не смогу закрыть глаза на произошедшее и спокойно жить, пока не добьюсь справедливости», – говорит Славик, разворачивая передо мной на экране смартфона различные документы, карты, видеозапись с места преступления, снятую при помощи квадрокоптера.

«Первоначально я установил круг подозреваемых, которые находились в тот вечер на сенокосном поле, где избили Расима. В тот вечер на поле распивали спиртное молодые сельчане Адигюзелов Казбек, Турабов Шагьин, Талибов Руслан и знакомый с ними житель Азербайджана по имени Амиль. Среди них я сразу выделил Талибова Руслана как наиболее вероятного убийцу. Он более всего засветился в этом деле и имел мотив, но я ошибался – дело оказалось гораздо более запутанным, а замешано в этом преступлении намного больше людей. Роль каждого из них мне сегодня практически понятна – кто бил Расима, кто помогал вывезти его тело с поля, кто просто все знал, но скрывал от следствия правду», – начинает он свой долгий рассказ.

***

По словам Славика, Расим некоторое время назад сдружился с дальним родственником, Русланом Талибовым, который работал физруком в местной школе и был парнем физически развитым. От сельчан дядя покойного узнал, что в последнее время тот вел себя по отношению к его племяннику неуважительно, требовал оплачивать взятую в долг выпивку в магазине, где работала его теща, пытался запугивать, увидев в Расиме слабого человека, не способного постоять за себя в драке. Наглость Талибова начала доходить до того, что, придя после очередной совместной попойки в дом Расима, он пытался приставать к его жене, пока пьяный Расим спал в другой комнате. Все это привело к проблемам в самой семье Расима – жена пригрозила ему разводом, если друзья будут и дальше позволять себе подобное.

«Компания молодых сельчан из числа приятелей Талибова издевалась над Расимом достаточно продолжительное время. И их поведение в результате безнаказанности становилось всё наглее. Брали в сельском магазине спиртное и просили записать в долг, причем на имя Расима. Вваливались в любое время к нему домой, и требовали у жены Расима их накормить», – рассказывает Славик, уточнив, что под следствием оказался только один Руслан Талибов.

«Им же невыгодно, чтобы установили всех участников. Тогда получится убийство группой, там и наказание строже и отмазаться тяжелее. По всей видимости, родственники преступников договорились между собой, что всю вину берет на себя Талибов, а остальные взамен помогают деньгами его семье, а также содействуют через свои связи его скорейшему освобождению. Иначе как объяснить появившиеся после ареста сына автомобили у его родителей, которые толком ничего не зарабатывают и еще вынуждены постоянно тратиться на адвоката? На суде 13 августа Талибову назначили наказание в виде 9 лет лишения свободы, но получается, что все остальные соучастники ушли от ответственности», – негодует Славик, начиная рассказывать о том, как произошло преступление.

По словам Шахмарданова, вечером 4 июня Расим закончил пасти скот и отправился отдыхать домой, на окраину села, где он жил со своей беременной женой Муминат и полуторагодовалой дочкой. Эту информацию подтверждает в своих показаниях и сама Муминат. Однако, по словам вдовы, через несколько часов на телефон мужа начал настойчиво звонить Руслан Талибов и требовать, чтобы Расим пришел на то самое поле, где в это время распивала спиртное собранная Талибовым компания молодых парней.

«Расим не хотел выходить из дома, но физрук стал угрожать, что сам приедет за ним домой и заберет с собой силой. Не желая скандала в доме, Расим вышел из дома, когда понял, что Руслан уже едет за ним на машине. В это время на поле продолжали выпивать Адигюзелов Казбек и гражданин Азербайджана – Амиль, который вообще не значится в материалах следствия. Они позднее присоединились к трактористу Сурхаеву Магомеду, который закончил прессовать тюки сена и тоже начал с ними выпивать. На улице Расима подхватила белая «шестёрка» Талибова, за рулем которой был Турабов Шагьин. Тогда его видели живым в последний раз. И через несколько часов жена нашла избитого Расима на диване в гостиной в состоянии агонии», – вспоминает мой собеседник.

***

«Как мне объяснили врачи, у него мозг в тот момент был уже мертв. Кровь текла даже из ушей, что говорило о тяжёлой травме мозга. В комнате рядом с телом Расима Муминат увидела пьяного Талибова, который опять начал к ней приставать, запрещая звонить родным и вызывать «Скорую помощь». Лишь через час вдове удалось выхватить у Талибова свой телефон и позвонить родственникам, которые позднее и вызвали врачей. Однако его уже спасти не смогли. Расим скончался в районной больнице. Поэтому я первоначально и пришел к выводу, что убийца Талибов. Однако изучив все обстоятельства дела внимательнее, я установил, что дело обстояло иначе», – уточняет Славик, переходя к подробностям.

«Сам характер нанесённых повреждений говорит о том, что Расима бил явно не один человек. Его били несколько, причем, первый удар был для него неожиданным и нанесен ногой, когда он сидел. По сути, этот удар и был смертельным – сразу двойной перелом челюсти и смерть мозга. Эти подонки его добивали уже в бессознательном состоянии. Просто глумились над телом. И начал избиение, скорее всего, не Талибов Руслан. Информация, собранная мной у свидетелей, и распечатки звонков показали, что через некоторое время Расим отошел от выпивающей компании на берег, чтобы поговорить с женой, которая неоднократно ему звонила, так как переживала. Именно в этот момент кто-то подошел и нанес ему роковой удар ногой в лицо», – рассказал С. Шахмарданов.

Дело в том, что Талибов Руслан регулярно напивался и устраивал дома скандалы жене и родным. В том числе, на свои пьянки он выманивал деньги у Расима. После очередной такой попойки, незадолго до убийства, Талибов Руслан устроил дебош в доме родителей, разгромив там посуду и мебель.

На следующий день после того погрома отец Руслана Замир Талибов публично устроил на улице Расиму скандал, пригрозив, что убьет его, если тот еще раз напоит его сына. Хотя все прекрасно знали, что Руслан сам напивался на деньги Расима, и перед отцом он всю вину за свои выходки свалил на моего племянника. И у них был мотив ненавидеть моего племянника, считая, что в пьянстве и скандалах их сына виноват Расим.

***

В вечер убийства Талибов дважды приезжал за спиртным в магазин, где работает его теща. Согласно распечаткам звонков, которые смог получить наш адвокат, его теща в этот период времени звонила своей дочери – жене Талибова Руслана, а также отцу и матери зятя. Уверен, что теща опасалась очередного скандала, который Руслан может после попойки учинить ее дочери, и требовала по телефону от его родных, чтобы те вмешались в ситуацию. После этих звонков, как я подозреваю, на поле срочно выехали брат Руслана Талибова Аслан и его отец Замир, а также по дороге они подхватили друга и одноклассника Талибова Руслана – Марата Велиметова, который является сыном бывшего директора школы, где Руслан Талибов работал физруком.

Подъехав на машине Аслана Талибова к полю, они, видимо, заметили сидящего на берегу канавы Расима и бросились его избивать как зачинщика пьянки. Кто именно нанес первый удар – Талибов Аслан, его отец или Велиметов Марат – я не знаю. Это должны были установить следователи, которые ровным счетом не сделали ничего для полноценного расследования. И сегодня работники Следственного отдела и прокуратуры покрывают друг друга, понимая, что в случае установления подлинных обстоятельств убийства к их профессиональным качествам возникнут вопросы.

Когда же, успокоившись, преступники увидели состояние Расима и поняли, что он может умереть, видимо, решили запутать следы и отвезли его тело домой, надеясь, что Руслану удастся запугать его жену и ввести следствие в заблуждение. Для этого Адигюзелов Казбек позвонил своему однокласснику и родственнику Ферзалиеву Шкюру, который живет напротив Расима и хорошо знает этот район села. Адигюзелов мог вызвать Шкюра в поле под предлогом того, что Расиму стало плохо, и попросить отвезти его домой на своем мотороллере. Судя по всему, набросали с поля сена в кузов мотороллера, чтобы не осталось следов крови, и так и довезли.

Всего там только соучастников, которые помогали скрыть следы преступления либо утаивали правду от следствия, несколько человек. Это сам Талибов Руслан, его отец Замир и брат Аслан, его друг – сын бывшего директора школы Велиметов Марат, Турабов Шагьин, Адыгузелов Казбек (все они на фото), Ферзалиев Шкюр, тракторист Сурхаев Магомед и житель Азербайджана Амиль, – делает на этих словах паузу Славик. – Доказать или опровергнуть мою версию можно путем проведения биллинга. Получив данные о том, какие телефонные номера и в какое время находились на месте преступления, можно восстановить всю картину. Сам биллинг – это несложная техническая процедура, которую могут легко провести в МВД республики. Но все следователи, занимавшиеся делом об убийстве Расима, несмотря на наши многочисленные ходатайства, в проведении биллинга упорно отказывали. Помог им и суд, отказав в наших ходатайствах о проведении биллинга. И это лишь укрепляет мое подозрение, что подлинных убийц Расима хотят «отмазать», позволив им уйти от законной ответственности», – говорит Славик, пристально глядя мне в глаза, словно рассчитывая, что я ему смогу помочь.

Увы, ход судебного расследования от меня не зависит. Как журналист я могу лишь рассказать об имеющихся в уголовном деле нестыковках и, мягко говоря, странностях предварительного следствия. Исправлять их должны уже вышестоящие по должности работники или надзорные органы, которые либо вдруг всё-таки проявят сознательность и запросят данные биллинга, чтобы сверить все версии и факты. Либо и дальше продолжат делать вид, что забил Расима до смерти, а потом отвез его тело домой, перекинул через забор и уложил на диван один лишь Руслан Талибов, который в тот вечер был вдребезги пьяный. Перефразируя выражение из классического уже телефильма, скажу: «Для кого-то и такая версия – правдоподобна!»