Фото к тексту

Нет сомнений, что 10-летие III Съезда народов Дагестана, состоявшегося 15 декабря 2010 года в Махачкале, – это дата, на которую имеет смысл обратить внимание. Инициатором проведения съезда был тогдашний президент Дагестана Магомедсалам Магомедов. Ситуация, в которой тогда находилась республика, была очень сложной и требовала неординарных мер. Поэтому решение собрать максимальное количество лидеров общественного мнения под одной крышей – было вполне объяснимым. Основной задачей съезда стал поиск дороги к гражданскому миру в республике, а борьба с экстремизмом и терроризмом была главным лейтмотивом мероприятия.

Заур Газиев

Одним из итогов правления Муху Алиева были многочисленные гражданские конфликты. Открытое противостояние между официальным исламским руководством – ДУМДом – и салафитами, приверженцами течения Ахлю сунна валь джамаат становилось всё более напряженным. И не было сделано ни одной удачной попытки выстроить хоть какой-то внятный гражданский диалог.

Более того, определёнными силами романтизировалась идея создания некоего теократического государства на территории Дагестана. Начиналось всё с борьбы против празднования Нового года, потом дошли и до других праздников. Для многих молодых людей стало модным дружить с «лесными братьями» и ходить в салафитскую мечеть. Апогеем всего стал уход чемпиона Европы по вольной борьбе среди кадетов Камала Устарханова в ряды НВФ и последующая его гибель в 2008 году в ходе спецоперации. Для местных олигархов было делом престижа иметь своих людей «в лесу». Мы наблюдали, как Дагестан, который всегда был терпим к другим религиям и вообще к инакомыслию, вдруг обрастает горячими конфликтами, выхода из которых никто не видел. Общество всё больше погружалось в пучину противоречий. Результатом всего были теракты и бесконечные взаимные претензии на просторах социальных сетей. Дело доходило даже до того, что милиционеры начали опасаться выходить на улицу в форме.

В этих обстоятельствах необходимо было найти хоть что-то, способное встряхнуть общество, помочь ему найти какие-то варианты выхода из сложившегося положения дел. Понятно, что ни у кого не было готовых рецептов. Поэтому оглянулись на несколько десятилетий назад и вспомнили про знаменитые Съезды народов Дагестана.

***

Первый Съезд народов Дагестана состоялся 13 ноября 1920 года в Буйнакске (тогда этот город назывался Темир-Хан-Шура). Проходил он в здании городского театра. Количество участников насчитывало порядка 300 делегатов, представляющих самые разные социальные слои. Выделялось довольно значительное количество представителей духовенства и тех, кто побывал в хадже. Было большое количество алимов, присутствовали также и представители Али-Гаджи Акушинского. Председателем съезда был избран Джелал-эд-Дин Коркмасов. Все заседание проходило в чрезвычайном напряжении, все речи переводились на следующие языки: кумыкский (Коркмасов), даргинский (Тахо-Годи), аварский (Хизроев) и тюркский (Мамедбеков, Хан-Магомедов). Не переводили на лакский язык, так как все делегаты-лакцы знали кумыкский или тюркский, не переводили на лезгинский язык, так как делегаты-лезгины знали тюркский. Для того времени это было нормальное явление, ибо среди делегатов лезгинских районов тогда преобладали служивая интеллигенция, духовенство и аульская верхушка.

Тогда же в связи с приездом Иосифа Сталина в Дагестан был поставлен вопрос об автономии. Отмечу, что Сталин приехал из Баку в тот же день – 13 ноября 1920 года. До этого от Серго Орджоникидзе была получена телеграмма о его приезде. В телеграмме ставился вопрос об автономии и времени съезда по этому вопросу.

Съезд открылся со вступительной речи Коркмасова о целях приезда представителей центра и краевой власти. После Джелал-эд-Дина Коркмасова выступил Иосиф Сталин. Он рассказал о ситуации в стране, и о том, что Центральное Правительство считает первоочередными вопросы благоустройства Дагестана и его восстановление после длительной гражданской войны. «Центральное Советское Правительство считает, что первым условием, которое должно облегчить дагестанскому народу восстановление их хозяйства и налаживание их новой свободной жизни, является автономия Дагестана, и Центральное Федеративное Правительство уполномочило меня передать это вам. В прошлом в России власть была в руках царей, помещиков, фабрикантов. Россия царей и богатых угнетала очень многие народы, жила и развивалась за счет соков этих народов. Народ изнемогал под тяжестью этого ига, проклиная Россию царей и богачей. Этот период прошел. Великая Октябрьская революция похоронила Россию царей и богачей. После похорон старой России выросла новая Россия – Россия рабочих и крестьян».

Именно тогда и начался процесс оформления дагестанской государственности в её нынешнем виде. 13 ноября 1920 года и было объявлено о преобразовании Дагестана в Дагестанскую автономную советскую социалистическую республику, столетие которой мы отмечаем в нынешнем году.

***

Далее номера Съездов народов Дагестана разнятся. В разных источниках нумерация идёт по-разному. К примеру, в ноябре 1992 года было проведено мероприятие, которое тоже называлось Съездом народов республики. Его провел Конгресс народов Дагестана совместно с другими национальными движениями. Буквально через две недели республиканские власти провели II официальный Съезд народов Дагестана. Тогда на съезд собралось 800 депутатов. И это было настолько широкое представительство, что называть съездами другие мероприятия было бы неправильно. На этом съезде была принята концепция новой Конституции Дагестана. Правда, потом некоторые идеи перекочуют оттуда в текст Конституции 1994 года.

II Съезд народов Дагестана, проведенный в ноябре 1992 года, окончательно закрыл вопрос о сохранении Дагестана в составе Российской Федерации. Для того времени это было очень важное решение, так как оно избавило Дагестан от кровопролитного ичкерийского варианта развития событий.

***

Проведение III Съезда народов Дагестана первоначально было намечено на 16 декабря 2010 года. Он изначально привлёк к себе внимание тем, что собрал самую широкую палитру участников. Записаться для участия в нем с целью выступить с докладом мог любой желающий. Доклады не проходили цензуру и предварительно не уточнялись.

Всего для участия в нём было делегировано 2 800 человек. По замыслу президента Дагестана съезд должен был стать чрезвычайно авторитетным по своему составу и легитимным. На нём изначально планировалось дать слово всем лидерам общественного мнения, а также сделать так, чтобы он действительно стал общедагестанским съездом. Ставилась задача разбудить людей и обратить их внимание на то, что перемены назрели. Тогда не было задачи похвалить власть – была задача сделать так, чтобы граждане, прежде всего, осудили терроризм и экстремизм. Тогда этого требовала стремительно ухудшающаяся ситуация. Для сравнения: если в 2009 году в республике было совершено 154 посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов и 3 теракта, то в 2010 году уже было совершено 174 посягательства и 8 терактов. Эта тенденция требовала того, чтобы её сначала поломали в головах у дагестанцев, так как огромное количество жителей республики уже смирилось с тем, что Дагестан катится в бездну. Тогда большинство дагестанцев полагали, что бороться с терроризмом и экстремизмом – исключительно дело властей и правоохранительных органов, и к ним это никакого отношения не имеет. А между тем в борьбу с этим злом должно было включиться всё общество, и людям нужно было объяснить, что беда может в любой день постучаться и в их дома.

Чтобы не превратить проведение съезда в формальное мероприятие, демократично и открыто были избраны делегаты съезда. В каждом городе и районе разворачивались дискуссии по поводу того, что люди считают важным обсудить на съезде. В составе делегаций оказались уважаемые, авторитетные люди, пользующиеся доверием населения и способные выражать их взгляды и интересы.

***

И вот 15 декабря в стенах Дворца спорта имени А. Алиева в Махачкале начал свою работу III Съезд народов Дагестана, в котором приняли участие более 2 900 делегатов. В нем принимали участие вице-премьер России, полномочный представитель Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин, Герои Советского Союза и России, Герои Социалистического труда, члены Совета Федерации и Госдумы.

С основным докладом на Съезде выступил президент Дагестана Магомедсалам Магомедов. Затем развернулась дискуссия, в которой смогли принять участие все желающие.

***

Лично для меня это событие ознаменовалось тем, что на одной площадке встретились люди, которые в лучшем случае не были друзьями, а в худшем – враждовали. Лидер салафитской общины Аббас Кебедов выходил на ту же трибуну, на которой до него выступал Саид Афанди Чиркейский, и говорил о мире и взаимопонимании. Интеллектуал Сулайман Уладиев говорил не только о судьбах Дагестана, но и о том, какое место в преодолении тяжелого наследия может занимать нравственность.

Ну, а до них говорил президент Дагестана Магомедсалам Магомедов. Я слушал его доклад, сидя в зале вместе с другими коллегами. И фраза о том, что «нужно хорошо понимать, что дагестанцы способны переносить трудности и лишения, но никогда не будут терпеть несправедливость», прошла через меня, словно электрический ток. Ведь и вправду для нас справедливость – это очень важный показатель качества управления. А ещё была фраза: «Насилие не может приблизить построение справедливого государства, а благие намерения не могут оправдать злые дела».

Были и другие очень важные слова. Но дело даже не в них; тогда все увидели, что ситуация в Дагестане действительно может измениться, и проходить эти изменения будут через диалог, через примирение, через поиск путей к более гуманному и справедливому обществу. Но об этом уже в следующих номерах нашего еженедельника.

P.S. Самые интересные и важные доклады вы можете найти на сайте нашего издания www.respublic.net