Фото к тексту_сайт главы РД

Мероприятие, которое прошло на минувшей неделе, иначе, чем избиением младенцев, назвать трудно. Заседание Совета при Главе Дагестана по градостроительству и архитектуре под руководством Сергея Меликова прошло совсем не так, как об этом рассказали официальные СМИ. И здесь у меня вообще нет никаких претензий к коллегам. Мэр Дадаев, конечно же, скверный мэр, но он всё ещё государственный человек, и равнять его бульдозером, конечно же, некорректно.

Заур Газиев

На мой взгляд, проблема мэра Дадаева не только в том, что он любит только аварцев, но и в том, что он слишком сильно верит в силу Зла и совсем не верит в силу Добра. А зря! Добрые люди помогают друг другу гораздо больше, чем злые. Поэтому его бесконечные старания в области телеграм-помоек просто обречены на провал. Во всяком случае, эта информационная активность – на нынешнем градостроительном Совете ему ничем не помогла. И три часа распинания его на этом мероприятии в который раз показали отношение к нему руководителя республики. Кстати, мероприятие проходило к тому же и в режиме видеоконференции, и свидетелей этой публичной казни было хоть отбавляй.

Самая первая претензия Меликова – почему на этом совете нет глав городских районов.

И это верно! Когда речь идёт о делах городских, зачем прятать такие бриллианты?! Пусть бы увидел Сергей Алимович своими глазами самых брутальных парней дагестанской властной вертикали! А они услышали бы своими ушами, что думает Сергей Алимович о том, как идут дела в городе. И узнали бы о том, что говорил врио Главы Дагестана не из официальных обрубков информации, а через собственную речь. «В настоящее время перед нами город, где канализационные стоки сбрасываются без должной очистки, где отравления людей водопроводной водой стали обыденностью, где отключения электроэнергии происходят регулярно, люди гибнут из-за неисправностей систем газового оборудования, а часть домов должна быть переселена из-за активных оползневых процессов. Ситуация достигла такой степени, что вопросы по сути местного значения – темы канализации, водоснабжения – пришлось поднимать в верхней палате российского парламента».

Хотя, нет никаких сомнений, что главы городских районов и сами обо всём этом знают. А куда деваются канализационные стоки из их районов – они тоже в курсе. Как, впрочем, и то, как обстоят дела с электричеством и внешним обликом Махачкалы. А ещё они услышали бы, как Сергей Алимович обратился к мэру с вопросом, почему тот не обращается за советами к коллегам из других городов. Ведь не только же в Махачкале есть такие проблемы! Салман Дадаев сидел, грустно опустив глаза, и понимал, что все эти долгие часы градостроительного Совета он будет в роли жертвы. И от этой роли никуда не денется, пока будет мэром. И в этот момент даже у меня возникло на некоторое время чувство сострадания к человеку, который, по сути, не может быть другим.

***

И вот я обращаюсь к цитате официального текста этого мероприятия. «Остановился Глава региона и на внешнем облике столицы республики, отметив, что годами площадь общественных пространств, зеленых насаждений планомерно сокращалась. Сергей Меликов предложил поднять архив с документальными кадрами и сравнить, какой была Махачкала 25-30 лет назад, и во что ее превратили. «Этот город был зеленым и интересным для всех, в том числе для туристов. А сегодня вместо парков и садов мы вырастили настоящие «бетонные джунгли», что вполне обоснованно вызывает недовольство жителей», – сказал руководитель субъекта.

Но тут один нюанс: Махачкала никогда не была красивым или удобным городом. И не один Дадаев виноват в этом. Тот, кто на протяжении 15 лет уничтожал этот город, сейчас в тюрьме. Но люди, которые убивали ипподром, продавали куски зелёных зон, возможно, ещё живы. Я даже не сомневаюсь, что у них есть собственность… И проблема сейчас уже не в делах давно минувших дней, а в том, что Дадаева позвали в Махачкалу для того, чтобы он начал наводить порядок и решать проблемы, а не для того, чтобы он убивал наше время. Как говорила Алиса из «Страны чудес»: «Время не любит, чтобы его убивали»! Но именно этим и занимается Салман Кадиявович. Когда он сообщил Серею Меликову, что придал Эльтавскому лесу новый статус, то в ответ получил пример того, что у соседей это сделали чуть ли не за полгода.

На градостроительном Совете Сергей Алимович ездил по Салману Дадаеву на большом гусеничном тракторе. И всё меньше оставалось у меня понимания, зачем всё это нужно Дадаеву! Да уйди ты уже наконец! Ну не получается у тебя быть мэром! Глава республики тебя держит только как мальчика для битья! Зачем тебе-то всё это нужно?! На все эти вопросы есть только один ответ: человек, который толкал Дадаева на занимаемые им должности, просто велел ему стоять до конца и терпеть всё! Наверное, даже дьявол пожалел бы Дадаева и вернул бы ему душу, чтобы тот ушел с миром. Очевидно, тот, кто делал карьеру нынешнему мэру Махачкалы, совсем не сентиментален.

***

Официальная версия мероприятия цитирует Сергея Меликова: «Нельзя сказать, что в городе никогда не принимали попыток изменить ситуацию. Проведено обновление центральной площади Махачкалы. Реализуются национальные проекты «Жилье и городская среда», но весьма хаотично. Никакого комплексного подхода нет».

Однако в неофициальной стенограмме звучит и вопрос Сергея Меликова по поводу цены на мозаичные ковры на площади и по поводу качества работы. И вообще, не нравится ему то, что происходит сегодня на площади. И, кстати, не только ему. Кофейные будки под памятником Ленина – это перебор, а эта большая красная цистерна – вообще непонятная история! Я понимаю, когда в столичных европейских городах на площадях устраиваются рождественские деревни с катками, торговлей сувенирами и глинтвейном, но это только в праздничное время!

Не устраивает то, что сделал Дадаев из официальной площади. Притом, что на каждом углу рядом с площадью уже есть кофейни. Город и так в ужасном состоянии, а тут единственное приличное место каждый день замусоривается кофейными стаканчиками и обертками от кулинарных изделий. При этом Дадаев с гордостью сказал, что не подписал ни одного разрешения на стройку. На что ему Меликов ответил, что стройки-то всё равно поднимаются. На это у мэра нашелся ответ: он не хотел плодить обманутых дольщиков… Здесь, пожалуй, удивились все. А ничего, что с такой формулировкой можно дом поперёк дороги построить? Дома, которые к моменту прихода Дадаева во власть были на нулевом цикле, уже превратились в многоэтажные бетонные колодцы. А через некоторые из таких дворов даже паровозики ездят. Меликову предстоит ещё много чему удивляться.

***

И ещё одна интересная цитата: «Сергей Меликов обозначил позицию, что осуществление Махачкалой столичных функций возможно только при обеспечении городом целого ряда условий общегородского масштаба. Среди них:

 – устойчивость общегородского развития, экологическая безопасность, охрана окружающей природной среды, учет требований гражданской обороны и предотвращения чрезвычайных ситуаций;

– сохранение природного, ландшафтного, исторического своеобразия столицы и ее пригородов;

– развитие в Махачкале систем городских общественных центров, а также зон рекреационных и спортивных комплексов как инфраструктуры национального и международного туризма;

– комплексное развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур города, обеспечивающих устойчивое функционирование всех систем обслуживания Махачкалы и гостей столицы».

Что из этого списка есть у Махачкалы и чем лучше другие города Дагестана, куда можно было бы перенести столицу, – пока неизвестно.

***

После такого разноса выступление главного архитектора республики выглядело весьма бледным. Председатель Комитета по архитектуре и градостроительству РД Незир Гусейнов с низко склонённой головой и расстроенным голосом сказал следующее:

«Для улучшения ситуации докладчик внес ряд предложений: комплексное развитие застроенных территорий, ревитализация промышленных зон, обеспечение комплексного развития территории. Начинать работу, по мнению главы профильного Комитета, следует с комплексного анализа потенциала развития Махачкалинской агломерации. Затем необходимо наведение порядка в документации территориального планирования и градостроительного зонирования.

Результатами территориального планирования должны стать современная социальная, коммунальная и транспортная инфраструктуры, обеспечение комплексной застройки территорий, предупреждение бессистемной застройки, актуализированная система градостроительного регулирования, качественная и комфортная среда жизнедеятельности человека».

***

Когда я приступал к ознакомлению с полной версией доклада Сергея Меликова, я думал, что, если там не будет словосочетания «ковровые бомбардировки» и «пробивание дорог грейдерами», то и слушать нечего. Но всё оказалось совсем не так. Руководитель республики был компетентен, говорил по делу и подмечал все детали. Надеюсь, это понимание проблемы принесёт свои плоды… Вопрос только в том, как долго ждать… Мне кажется, что Дадаев вечен…