FILE PHOTO: A U.S. Marine passes out water to evacuees during an evacuation at Hamid Karzai International Airport, Kabul, Afghanistan, August 22, 2021. Picture taken August 22, 2021.  U.S. Marine Corps/Sgt. Isaiah Campbell/Handout via REUTERS THIS IMAGE HAS BEEN SUPPLIED BY A THIRD PARTY./File Photo

Кабул пал без боя и сопротивления. Чиновники и функционеры, щедро отфинансированные США, бросали всё и бежали из страны, как только стало понятно, что американцы уходят. Все помнят, как Наджибулла, сменивший Бабрака Кармаля по прихоти Горбачёва, закончил с петлёй на шее. То же самое ждало бы и представителей последней афганской администрации. А если учесть, что до Кабула один за другим без сопротивления сдавались все города страны и все её провинции, то торопиться им следовало.

Магомедтагир Муртазалиев

Пожалуй, лучшее из того, что умеют делать афганцы, – это воевать. Когда-то они выдавили из своей страны Британскую империю, потом СССР, а теперь США с их союзниками по НАТО. Что на самом деле произошло, никто так и не понял. 300-тысячная армия Афганистана, обученная и оснащенная НАТО по последнему слову военной техники, растворилась без сопротивления за несколько недель. 75-тысячное войско талибов, вооруженное только автоматами, не имеющее авиации, дронов, реактивной артиллерии, заняло в итоге страну. Такого парадного их шествия по стране не ожидали ни президент Байден, ни президент Путин. Однако, если вдуматься, то всё просто. Талибы в отличие от американцев для афганцев – свои. Они готовы воевать. А в стране, где способность к насилию и готовность убивать – это ресурс, другого исхода быть не могло. А есть ещё другие афганцы, которые устали от войны; они уже привыкли к сытой спокойной жизни, им есть что терять из-за войны. И если в 1996 году талибам весьма эффективно противостояли народы Северного альянса – таджики и узбеки, то сейчас всё не так однозначно. Из чисто пуштунского движения «Талибан» (организация, запрещенная в РФ) стал общеафганским. И те, кто против исламского фундаментализма, спешно покидают Афганистан. Но их, судя по всему, не так много. Похоже, что тонкий, создаваемый сначала СССР, а потом и США слой европеизированных афганцев смог весь уместиться на аэродроме Кабула и в нескольких палаточных городках беженцев в Таджикистане и Узбекистане.

Создать современное демократическое государство в Афганистане американцам не удалось. Триллион долларов потрачен зря. Эксперимент не удался. Без авторитетной для народа власти режим смог держаться только на американских штыках. А сидеть на них, как известно, не комфортно.

***

Надо сказать, что соглашение о выводе войск из Афганистана подписывал с талибами президент Трамп. Его условия были таковыми: чтобы с афганской земли не исходило угрозы США, и чтобы никаких ИГИЛ (запрещённая в России организация) и Аль-Каиды (запрещённая в России организация) не было. В обмен на обещание не трогать США, афганцам пообещали выпустить всех пленных талибов. В общем, в Афганистан вернулись опытные люди, владеющие не только искусством войны, но и готовые ради идеи проливать и свою, и чужую кровь.

Теперь же нет сомнений в том, почему вдруг падение проамериканского режима в Афганистане произошло так быстро. Что касается вывода американских вооруженных сил, ушедший президент Дональд Трамп и нынешний Джо Байден оказались полными единомышленниками. Это решение своего предшественника Джо Байден не только подтвердил, но и серьёзно ускорил. Он же и объяснил смысл происходящего: «Америка уходит из Афганистана, предлагая соседним странам – России и ее среднеазиатским союзникам, Китаю с его мусульманским Синьцзяном, Ирану с его шиитскими аятоллами – решать проблему радикального суннитского исламского движения самим. Пусть в борьбе с растущим влиянием талибов изнуряют себя враги Америки, которые вроде бы даже не брезговали платить талибам за голову каждого американского солдата (быть может, это только слух, но слух характерный и распространившийся широко). Сами американцы из борьбы устраняются. Они теперь не будут губить своих парней, тратить силы и деньги в горах Афганистана, а будут собирать силы на своей земле и на землях надежных союзников, которые ценят их и надеются на них – в Европе, в Японии, Южной Корее, в Израиле».

***

Официальный представитель политического офиса движения «Талибан» (запрещенная в России террористическая организация) Мухаммед Наим заявил, что война в Афганистане с приходом талибов к власти закончена. По его словам, в стране будет сформирована устойчивая политическая система, не предполагающая дальнейшей конфронтации. Заявление это весьма сомнительно, особенно, если учесть, что Афганистан штормит на протяжении пяти десятилетий, и стабильности там мало кто ждет. С самого начала весенне-летнего наступления боевики «Талибана» (организация, запрещенная в РФ) сочетали политику «кнута и пряника». Западные СМИ полнились сообщениями о массовых расправах, устраиваемых талибами на занятых ими территориях, но политический офис движения, находящийся в Дохе (Катар), эти данные отвергал. В его пользу играло то, что одновременно поступало немало сведений: террористы пытаются всячески задобрить население. Во всяком случае, достоверно известно (и даже по официальным сообщениям афганской армии), что при штурме городов они, как правило, давали двое-трое суток на эвакуацию всем желающим, пытались решить проблемы с поставками продовольствия, электроэнергии и т.д. Подобного от представителей самой безжалостной группировки никто не ожидал.

***

На сегодняшний день талибы представляют из себя весьма раздробленную группировку. Поэтому не удивительно, что разногласия могут проявиться в рядах самого «Талибана» (организация, запрещенная в РФ): в ней могут проявить себя радикальные деятели, которые будут считать себя обделенными в ходе нынешней победы претендовать на определенные должности и звания. Таким образом, существует вероятность начала борьбы за передел сфер влияния внутри самой талибской организации. Скорее, опасаться стоит именно этого. «Талибану» (организация, запрещенная в РФ) не удастся обеспечить стабильность в Афганистане. Во-первых, талибы сами по себе весьма раздроблены, единого и четкого командования там нет; во-вторых, региональные и другие державы будут продолжать играть на этих внутренних противоречиях.

И, наконец, в Афганистане есть ряд других вооруженных формирований, которые не пожелают подчиняться «Талибану» (организация, запрещенная в РФ). Если большинство талибов – это пуштуны, то в других группировках наибольшую долю составляют узбеки и таджики. Да, сейчас они уступили талибскому натиску, но просто так не сдадутся. Кроме того, в Афганистане, кроме «Талибана» (организация, запрещенная в РФ) есть и остатки «Аль-Каиды» (запрещенная в России террористическая группировка), которая способна очень быстро восстановиться, а также ячейки «Исламского государства» (запрещенная в России террористическая группировка). А ещё в сегодняшнем Афганистане нет крупных деятелей, способных объединить вокруг себя некое движение сопротивления талибам. Есть небольшие отряды, например, в Хазараджате (горный регион в центральном нагорье Афганистана) – проиранские «прокси» до десяти тысяч вооруженных бойцов; есть, примерно, столько же боевиков террористических группировок центральноазиатского происхождения. И сейчас «Талибану» (организация, запрещенная в РФ) важно не допустить раскола внутри самой организации и удержать потенциальных соперников под контролем. Важную проблему представляют и выпущенные талибами из тюрем бывшие заключенные – среди них есть самые разные люди. То есть вопросов много и возможны очаговые сопротивления. Но если талибы смогут избежать внутреннего раскола, они с ними справятся.

***

Афганистан сейчас полностью под контролем «Талибана» (организация, запрещенная в РФ). При этом талибам удалось в некотором роде стабилизировать ситуацию: нет никакого мародерства, которое имело место раньше. Сначала население испугалось, вспоминая захват власти 25 лет назад, когда члены движения установили очень жесткие правила. Сейчас же ситуация иная: пока нет никаких репрессий в отношении сотрудников Министерства обороны, безопасности, женщины еще ходят на работу, никаких сложностей в стране нет. Все говорят, что талибы, похоже, действительно ведут себя «прилично», совсем не так, как в 1996 году. Сейчас возникает ощущение, что это абсолютно другой «Талибан» (организация, запрещенная в РФ). В этом случае вероятность сопротивления им падает в разы. Все официальные структуры уже сдались, многие в народе (особенно малограмотная его часть) талибов поддерживают. Но проблема в том, что такие движения как «Талибан» (организация, запрещенная в РФ), как правило, бывают заточены под войну. Налаживанием мирной жизни они никогда не занимались. Война – это единственная среда, где они чувствуют себя уверенно, и где их система взаимоотношений эффективна. И вот появляется новость о том, что следующей мишенью талибов будет Таджикистан. Уже и дата озвучена. А это уже сфера жизненных интересов России.

***

Возможно, что на помощь нынешним среднеазиатским странам придет Турция. Нет сомнений, что амбициозный Эрдоган, мечтающий возродить Османскую империю, внимательно наблюдает за развитием событий. Сил остановить агрессивных единоверцев у Турции хватит. Безусловно, ей придется для этого делить сферы влияния с Пакистаном – еще одной региональной суннитской сверхдержавой.

И здесь самое время обратиться к аналитической выкладке историка Андрея Зубова:

«Но таскать каштаны из огня для России Эрдоган точно не будет. А самой России границу по Пянджу не удержать. Сил таких нет, и термоядерное оружие тут бессильно и невозможно в применении. Ни стратегическое, ни тактическое. Проникновение талибов в Среднюю Азию будет диффузным и гибридным. И тут ответ на второй вопрос – о том, что будет дальше? Поскольку «Талибан» (организация, запрещенная в РФ) из этно-религиозного пуштунского фундаментализма превратился в религиозное военное движение без какой-либо этнической привязки, что для Ислама более чем естественно, то следует ожидать перенесения войны в слабейшую часть региона, где народ менее всего солидарен с властью, где народ – мусульманский, а власть – никакая, как в только что закончившем существование американском Афганистане, а до того – в Афганистане коммунистическом. Такую власть в исторически исламских странах фундаменталисты разрушают легко. И как раз такая власть сейчас в Туркмении, Узбекистане, Таджикистане и, отчасти, в Киргизии и Казахстане. На них и будет направлен первый удар. И эти костяшки домино быстро падут, как пали Герат, Кабул и Кандагар, и народ будет встречать талибов, а кто-то – бежать на север. Но таких будет немного. Многие уже убежали».

***

Афганский капкан, в который раз захлопнулся для тех, кто попытался наладить жизнь в соответствии с тем, как это устроено в развитых странах. Понятное дело, что тихим местом Афганистан не будет ещё очень долго, вопрос в том, куда приведут те процессы, что сегодня явственно проявились после ухода США.

***

Бывший чемпион UFC Хабиб Нурмагомедов прокомментировал свою резкую реакцию на политическую ситуацию в Афганистане. Напомним, Нурмагомедов отказался комментировать ситуацию в Афганистане, после чего местные болельщики подвергли его критике.

– Реакция была на то, что я не хотел политические моменты комментировать. Да, конечно, я получил бурную реакцию от моих болельщиков, от афганцев. Я пересмотрел свой ответ. Думаю, было неправильно сказать, что то, что за тысячу километров творится, меня не касается. Вообще с самим афганским народом у меня очень тесные отношения. С 2012 года я нахожусь в Сан-Хосе, в городе Фримонт. Там 150 тысяч афганских семей живут, это самое большое коммьюнити. Там разные люди: есть те, кто работает на Google, Apple, есть спортсмены, есть бойцы UFC. Думаю, что они неправильно меня поняли. Когда я сказал, «что меня не касается», я имел в виду политическую обстановку, которую я не хочу комментировать.

Надеюсь, что меня простят. Если я на самом деле их чем-то обидел, хотел бы принести извинения. Мне не стыдно перед ними извиняться. Любой человек может сделать ошибку. Я просто не хотел комментировать политическую обстановку. Да, этот народ очень многострадальный, многое видел на своем веку. Конечно, народу за это больно, переживаешь. Просто хочу пожелать им всего самого наилучшего, – сказал Нурмагомедов во время пресс-конференции.