Фото к тексту_www.sukhumcity.ru

Майнинговая ферма, как бизнес, сама по себе не представляет ничего плохого. Бизнес как бизнес. Но если у нас люди начинают зарабатывать деньги, то им наплевать на последствия их деятельности. Помните, как открывались автомойки, когда насосами туда забиралась вода, а окрестные дома стояли без воды? В то время как на мойках вода была всегда! Это бизнес по-дагестански! Другим он не бывает. Так же и майнинговые фермы. Майнили бы себе на здоровье и платили за потребленную электроэнергию, но нет. Они подключаются к ветхим сетям на полудохлые трансформаторы и оставляют целые районы без света. И совесть их не мучает.

Заур Газиев

По этому поводу терпение лопнуло у всех. И вот на официальном сайте главы Дагестана мы читаем следующее: «На заседании межведомственной рабочей группы по топливно-энергетическому комплексу РД, прошедшем 8 декабря под руководством главы Дагестана Сергея Меликова, был рассмотрен вопрос противодействия незаконному потреблению энергоресурсов при осуществлении деятельности по майнингу криптовалют.

По информации «Россетей», в последнее время Дагестан занимает первое место среди регионов СКФО по числу выявленных незаконных майнинг-ферм. Согласно имеющимся данным, за десять месяцев этого года в республике общий объем похищенной майнерами электроэнергии превысил 41 млн киловатт-часов. Это сопоставимо с выработкой электроэнергии на Гунибской ГЭС им. Расула Гамзатова (годовая выработка электроэнергии – 57,6 млн кВт-ч).

«То есть, в условиях, когда в Дагестане не хватает мощностей запитать строящиеся больницы, детские сады, школы, отдельные лица присваивают столь дефицитные общественные ресурсы. Всё это говорит о том, что ситуация в топливно-энергетическом комплексе и сфере жилищно-коммунального хозяйства республики требует самого пристального внимания. У меня очень большие нарекания к чиновникам», – подчеркнул глава Дагестана.

По словам директора филиала ПАО «Россети Северный Кавказ – Дагэнерго» Магомеда Абдурашидова, майнинг-фермы, незаконно подключающиеся к электрическим сетям, представляют серьезную угрозу дагестанской энергосистеме – от нехватки напряжения в сетях и частых аварий страдают обычные потребители. «Майнеры всячески пытаются скрыть реально потребляемый объем энергии, вмешиваясь в работу приборов учета. За текущий год специалистами «Дагэнерго» совместно с сотрудниками правоохранительных органов выявлено 25 майнинг-ферм, хищение электроэнергии зафиксировано в объеме 26 млн кВт/ч., сумма ущерба при этом составила более 70 млн рублей. Есть случаи, когда в домовладениях, где никто не проживает, не установлены приборы учета, идет бесконтрольное потребление электроэнергии, а оплата ведется по нормативам», – сообщил докладчик.

***

Продолжая тему оплаты за электричество по нормативам, Магомед Абдурашидов проинформировал: у порядка 122 тысяч абонентов республики по тем или иным причинам приборы учета вышли из строя, при этом сумма оплаты по нормативам гораздо ниже реального объема потребляемой электроэнергии. «Если проводить анализ, за 11 месяцев текущего года не учтено и отнесено к потерям 432 млн кВт/ч, это более 1 млрд рублей в денежном эквиваленте. Потребители заинтересованы в том, чтобы выводить из строя приборы учета и использовать бесконтрольно электроэнергию, что приводит к ее массовому хищению и росту количества майнинг-ферм», – дополнил руководитель компании.

Рассказал Абдурашидов и о совместных рейдовых мероприятиях сотрудников «Дагэнерго» и полиции по выявлению незаконных потребителей. В этой связи заместитель генерального директора по взаимодействию с органами власти и институтами гражданского общества ПАО «Россети Северный Кавказ» Сергей Поляков обратился с просьбой к руководству МВД по Дагестану взять под особый контроль проведение подобных мероприятий. В то же время, в целях ужесточения мер, направленных на декриминализацию рынка электроэнергии, ПАО «Россети Северный Кавказ» предложило Минэнерго России обратиться в правительство страны с инициативой о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ в части, касающейся снижения суммы причиненного имущественного ущерба собственнику при хищении электроэнергии, по достижении которой наступает уголовная ответственность. «Подобных инициатив у нас достаточно много, и при внесении таких поправок можно будет привлекать похитителей электричества к более строгой ответственности, что скажется на снижении потерь электроэнергии и повышении платежной дисциплины», – убежден Сергей Поляков.

***

Продолжая обсуждение вопроса, заместитель министра внутренних дел по Дагестану Дмитрий Гутыря сообщил, что выявление подобных фактов находится в ведомстве на особом контроле. «Создана специализированная группа, которая рассматривает все материалы. Уже в текущем году ряд лиц привлечен к административной или уголовной ответственности по обвинениям в хищениях электроэнергии», – сообщил Дмитрий Гутыря.

Замглавы правоохранительного ведомства обратился с вопросом к директору филиала ПАО «Россети Северный Кавказ – Дагэнерго», попросив назвать число официально подключенных майниг-ферм в республике, с которыми заключены соответствующие договора, на что Магомед Абдурашидов затруднился привести конкретные цифры. Дмитрий Гутыря же сообщил, что в ходе проведения оперативных мероприятий были установлены 72 «фермы», из которых 54 имеют официальные договорные отношения с «Дагэнерго» и здесь установлены приборы учета. В этой связи Гутыря выразил озабоченность тем, что компания, зная о нагрузке на изношенные сети, все же допускает их использование для производства криптовалюты. Согласившись с мнением замминистра регионального МВД, Сергей Меликов в качестве примера озвучил ситуацию, согласно которой 8 декабря на 12 часов дня в 36 населенных пунктах пяти муниципальных образований республики люди остались без электричества. Сергей Меликов подчеркнул, что погодные условия при этом не самые сложные, а районы, в которых зафиксированы отключения, не самые высокогорные, но потребители обесточены.

Продолжая, руководитель республики жестко потребовал от руководства «Дагэнерго» исполнения взятых на себя обязательств в части гарантийного обслуживания населения. Подключение майнинг-ферм к ветхим электросетям явно этому не способствует, подчеркнул глава региона.

Далее руководитель Дагестана попросил представителя МВД по Дагестану озвучить данные по количеству заведенных дел в отношении незаконных потребителей электроэнергии. «По выявленным фактам возбуждено 8 уголовных дел, по 10 материалам лица привлечены к административной ответственности. По остальным фактам проводятся проверки, поскольку есть подозрение на неучтенное потребление электроэнергии. Только за декабрь месяц было установлено 16 майнинг-ферм», – проинформировал Дмитрий Гутыря.

***

Надо сказать, что большинство криптовалют не имеют владельца. Это одно из преимуществ «новых денег». Они управляются децентрализовано. За производство токенов отвечает любой желающий. Их добыча происходит с помощью вычислительного оборудования любого желающего. Электронные устройства, решая определенные математические задачи, производят токены. Такие математические задачи необходимы для подтверждения транзакций, совершаемых между пользователями криптовалюты. В системе Bitcoin каждая операция с токенами должна получить до 120 подтверждений. И только после этого ее признают правомерной. Оборудование, участвующее в таком подтверждении, получает награду, которая оказывается в кошельке ее владельца.

Процесс использования своих вычислительных мощностей для подтверждения транзакций и называется майнингом. Людей, занимающихся таким видом деятельности, называют «майнерами». Также этим термином называют специальное, уже готовое для использования оборудование для добычи токенов. Изначально майнинг Биткоина проходил с помощью обычных компьютеров. Но сеть росла, и возможностей домашних компьютеров для этого уже не хватало. Стали использоваться видеокарты, а затем и специальные фермы, которые для эффективности объединяли в себе несколько видеокарт. Когда пассивного участия персонального компьютера для поддержки нормальной скорости транзакций Bitcoin (первой криптовалюты) стало недостаточно, умельцы стали использовать специальное оборудование. Умные люди быстро смекнули, что на майнинге можно заработать приличные деньги. Современный майнинг – это, по сути, добровольная сдача в аренду своих мощностей. И, как всякая другая аренда, она приносит доход. Как и с арендой недвижимости или транспортных средств, чем дороже сдаваемый в аренду объект, тем больше дохода можно получить.

В случае с майнингом Биткоина такой ценностью обладают майнинг-фермы. Они представляют собой объединение нескольких видеокарт и систему охлаждения. Чем больше вычислительные мощности оборудования, тем больше можно получить токенов. Объединение нескольких видеокарт – отличный способ создания оборудования для получения стабильного дохода. Что такое майнинг-ферма простыми словами? Это место выращивания Биткоина и других криптомонет. Без таких ферм большинство криптовалют не смогли бы функционировать. Ещё некоторое время назад Биткоин упал, и майнинговые фермы закрывались одна за одной. Однако сейчас он снова начал расти. А вслед за ним стали как грибы после дождя появляться майнинговые фермы. И мы в Дагестане увидели это. Только кто-то из наших земляков стал с этого получать прибыль, а кто-то остаётся без света.

Поэтому в нашем случае майнинговые фермы у нас вызывают только негативную реакцию. Ну, а с другой стороны, то же самое происходит с теплицами, которые воруют газ, и никто ничего с этим поделать не может…