Êàðèêàòóðà.  Ýêçàìåí.

После того, как Салман Дадаев учудил с очередным назначением, встал вопрос о компетенциях тех, кого назначают на профильные должности. Бог с ними, с замами махачкалинского мэра, большая часть которых оказалась его односельчанами, но, когда управлять городским образованием ставят по этому же национальному принципу – это перебор даже для Дадаева. Похоже, назначение Марата Ибрагимова на должность начальника Управления образования города станет камнем на шее Салмана Дадаева, который утопит его окончательно. И, слава Богу! Лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас.

Заур Газиев

Салман Дадаев, возможно, не понимает, что Махачкала населена не только представителями его нации. Но все остальные-то видят губительность его политики. Вал возмущений дошел до Главы республики, который, как выяснилось, тоже был шокирован очередным националистическим назначением. Уж он-то понимает мотивы Дадаева, как, впрочем, и то, что «хороший парень» – это совсем не профессия. В этой истории мне неожиданно стало жалко самого Марата Ибрагимова. По большому счёту он оказался заложником амбиций своей семьи и оказался главным объектом хейта недели. Эта история закончится, а цифровой след ненависти, которую вызвал к себе Марат, – останется. И для будущего Марата это несравнимо хуже, чем потеря должности. Как, впрочем, и то, что за эту неделю его имя стало синонимом карьеризма и готовности занять незаслуженное место. Напоминаю, что его компетенции и квалификация не подходят под эту должность настолько – насколько это возможно.

Присутствие непрофессионалов в этой отрасли уже слишком дорого обошлось дагестанскому образованию. Дальше терпеть это положение вещей уже просто невозможно. Поэтому на последней пресс-конференции Глава республики высказался за создание комиссии, которая хоть как-то будет анализировать республиканские назначения. Главное, чтобы её работа регламентировалась чёткими критериями и – никакой коррупции. И вот мы читаем официальное сообщение о том, что власти Дагестана планируют определять степень пригодности и компетентности управленцев. Для этого будет создан специальный орган, – сообщили журналистам в пресс-службе Главы региона. «Необходимо пересмотреть подходы к организации труда, в том числе в кадровой политике – прекратить назначение некомпетентных людей на должности. В ближайший месяц мы создадим кадровую комиссию и будем определять степень пригодности и компетентности управленцев», – цитирует пресс-служба Главу региона Сергея Меликова. Ну и как не согласиться с тем, что это прекрасная идея! Хотя для назначения на должность в любом случае должны быть какие-то требования. И графы «хороший, порядочный парень» там быть не должно.

***

Проблема в том, что огромное количество дагестанцев так и не поняли, что государственная должность – это не личный двор и не подарок. Это место, где человек должен радеть об общественном благе. Но, в первую очередь, он должен обладать соответствующими компетенциями. Если вы не врач, то вы не должны делать операции или назначать таблетки. Если вы не педагог, то и не нужно лезть в эту профессию. Если врач плохой, то он портит здоровье человека, если учитель плохой, то последствия его для общества ещё хуже, потому что результатом его деятельности оказываются испорченные судьбы людей. То, что в наших школах время от времени случается поножовщина, – это ещё вершина айсберга, там проблемы гораздо глубже. Начиная от неизживаемой школьной коррупции, гибельного качества преподавания предметов и заканчивая психологической обстановкой в классах. Там проблемы не для выпускника университета путей сообщения! Там нужен кризисный менеджер. И уж точно не коррупционер, готовый нажиться на полудохлой системе образования. Чем тупее и необразованнее человек, тем больше он топит в этой истории за Марата Ибрагимова. «Я вижу в нём перспективы!» – пишет мне какой-то, казалось бы, неглупый знакомый. «Но почему за счёт качества образования махачкалинских детей?» – «А что, те, кто были до него, лучше что ли были?» – «Это означает, что нужно окончательно добить образование?» – «У него хорошая команда!» – «Эта команда могла бы управлять больницей?» – «А причём тут больница? Система образования разве такая сложная структура?»

И чем больше мы общались, тем больше я понимал, что невозможно объяснить людям, привыкшим к имитации образования, насколько у нас всё в этой сфере погано. Им важно понравиться Марату и его семейству, но им наплевать на то, что будет с качеством образования десятков тысяч детей в Махачкале. Думаете, это наследие девяностых? Уже нет. Это чистейшей воды шариковщина. «Марата знаю давно и брата его, Магомеда, тоже знаю. Ничего плохого о них сказать не могу. Взвешенные и рассудительные ребята. Я сам не в восторге от спортсменов и не скрываю этого. Я считаю, что Марат может принести пользу, и думаю, это у него получится. Других там просто вынесут и не почувствуют!» – «Кадровая политика на основании интуиции не делается!»

***

Но больше всех удивила некая Арапат Курбанова. Пожилая дама, выглядящая как глава мафии из российских сериалов, в одной кружевной перчатке, с оранжевой петлёй на шее и в аккуратном парике записала свое выступление на фоне российского флага и портрета Путина. Она назвала себя лучшим следователям МВД. Но почему-то всё это напомнило выступления лесных братьев на фоне зелёного знамени. Там тоже такая же увлечённость и зомбированность. Я боюсь приводить текст Арапат Курбановой целиком, дабы не попасть под санкции, но если её не объявят душевнобольной, то ей придётся за этот текст отбиваться по суду. «Если на должность не генерал какой-нибудь отставной или же варяг, то это ком в горле у действующей власти. Пора нам, дагестанцам, брать рычаги управления в свои руки. Представителям всех национальностей… всем, всем, всем!»

Ну, и не могу не привести пару комментов по этому поводу.

– «Дай Аллагь вам крепкого здоровья, Арапат! Но, к сожалению, многие наши дагестанцы превратились в зомбированное безвольное стадо. Они не различают врагов от братьев, им не стыдно лечь под чужака. Я помню, как эти так называемые земляки кричали: дайте нам главу русского или еврея! Жаль, что мой народ живёт в болоте под названием Дагестан».

– «Кто это вообще такая? Что за позор? Сразу видно, что ей нафиг Марат не сдался даже, она специально и целенаправленно выступает против слов Главы Дагестана, против Меликова. Вы просто посмотрите на её рожу, сразу понятно, что она просто никчемный популист, набирает себе баллы и очки и позорит свою организацию, которую представляет. С таким видом хоть голосовое бы записала, а не видео!»

Честно говоря, женщина поступила очень неразумно, хотя бы потому что её выступление скопировали многие инстаграм-паблики и выставили на всеобщее обозрение. А там ей досталось по самое не могу. То, что писали хейтеры по её поводу, я приводить не буду. Даже будучи человеком не очень жалостливым – повторять не хочу. Никакая женщина этого не заслужила. Мне кажется, что, если ей зачитают вал комментов по её поводу, она сляжет с инфарктом.

***

Я много раз писал о том, что власть уже больше не живёт в башне из слоновой кости. Власть живёт в стеклянном доме со всеми вытекающими из этого последствиями. Люди видят не только то, что вам бы хотелось, чтобы они увидели. Люди анализируют, интерпретируют, делают выводы. Да, у нас нет прямых выборов, но все социальные сети просматриваются и анализируются. И алгоритмы отслеживаются жестко. Кстати, там очень хорошо видны комментарии ботов с двумя подписчиками. Поэтому бессмысленны все потуги дадаевской пресс-службы организовать хоть какую-то поддержку своему шефу. Ну, не тянет он работу мэра! Если генерал не избавится от него как можно быстрее, то город ждёт ещё много увлекательных историй, о которых лучше бы не знать. Просто есть люди, которые к чему бы ни прикасались, всё превращают в мусор и скандал. И даже если они делают что-то правильное, их иначе уже не воспринимают. По сути Дадаев испортил биографию Марату Ибрагимову. Марат, конечно же, это переживёт и бедствовать не будет. Но любой московский особист, принимая решение по его назначению, будет сталкиваться с этой токсичной историей.

Мир изменился. Можно и дальше бесконечно подделывать цифры на выборах, но в голову к людям залезть никто не может. И они, не сдерживаясь, пишут в социальных сетях всё, что считают нужным. Поэтому власть в своих решениях будет осторожней и впредь подобные назначения будет делать продуманней.