Фото к тексту_www.riadagestan.ru

Среди новостей, что приходили к нам с Петербургского международного экономического форума, была и такая: «15 июня Глава Республики Дагестан Сергей Меликов провел встречу с генеральным директором ППК «Российский экологический оператор» Денисом Буцаевым». Не заметить эту новость мы не могли, хотя бы потому что тема мусора в республике более чем актуальна.

Заур Газиев

Сейчас худо-бедно – из Махачкалы мусор вывозится. Что называется с глаз долой – из сердца вон. Куда он девается, нам уже как бы и неинтересно. Хотя новостная лента последних недель известила нас о том, что свалки горят в Дербенте, Хасавюрте и в Махачкале. Одной из причин этого называется то, что остатки мусора, прикрытые верхним слоем грунта, в результате химической реакции самовозгорелись. По версии экологов, площадь возгорания настолько увеличилась и распространилась в глубину, что погасить её имеющимися средствами практически невозможно. И такое происходит каждый раз с наступлением жары. Свалки, даже прикрытые слоем грунта, источают запах всё время, но летом это становится особенно невыносимым. От этого сильно страдают жители окрестных населённых пунктов. Надо сказать, что дым от горящей свалки был заметен на окраинах Махачкалы, и шум по этому поводу начали поднимать пользователи социальных сетей. Поэтому вопрос о том, что происходит, начал выясняться простыми гражданами в режиме реального времени.

Вскоре стало известно, что место действия – это Черкес-кутан Буйнакского района и Новый Параул Карабудахкентского района. Чуть позже узнаем, что на самом деле горящий мусорный полигон не является чем-то цельным и неделимым. Свалку делят между собой три муниципалитета: город Махачкала, Карабудахкентский и Буйнакский районы. К Махачкале относится 5 гектаров. Когда говорят, что свалка находится в посёлке Талги, – это неправильно, потому что посёлок Талги находится в более чем 10 километрах от места возгорания. Главной проблемой является то, что от жары вследствие проникновения кислорода свалка начинает самовозгораться. Очевидно, что из-за пожара шлейф белого дыма ожидаемо распространился по округе на многие километры, наполняя окрестности едким, и, скорее всего, токсичным дымом. Фотографии и видеозаписи происходящего не могли оставить граждан безучастными. Они буквально засыпали жалобами профильные ведомства. Это, безусловно, сделало активными и сами ведомства. В первую очередь, они начали насыпать слой грунта, дабы остановить приток кислорода, способствующий возгоранию.

***

В Телеграм-канале Минприроды Дагестана появилось заявление о том, что с самого начала возгорания свалки ситуация была взята на контроль, а также, что работы по ликвидации возгораний уже начаты. В них по поручению руководства республики участвует спецтехника МЧС, администрации Махачкалы и Минприроды – всего порядка 25 машин.

И тут начали вылезать интересные подробности, о которых мы даже и не подозревали. Махачкалинцы свою свалку ликвидировали. А вот представители двух других муниципалитетов пока этого не сделали. Это положение дел очень возмутило представителей махачкалинской городской администрации. Они сообщили, что только их усилий недостаточно. Приведением в порядок земли на полигоне кроме них должны заняться ещё и администрации Буйнакского и Карабудахкентского районов.

«Мы ещё тогда обратились в Министерство природных ресурсов и экологии республики, в администрации Буйнакского и Карабудахкентского районов, потому что свалка располагается частью на территории Карабудахкентского и Буйнакского районов. В нашем обращении мы указали, чтобы они за свой счёт тоже провели изыскательские работы на участках, находящихся на их территориях. На своих 5 га мы имеем право проводить эти работы, а на территории других муниципалитетов – не имеем. Мы планируем провести на своём участке рекультивацию. Но желательно всё это делать синхронно вместе с другими собственниками земли. На той территории, которая за нами закреплена, мусор не складируется. Рекультивация только нашего участка, наверное, ожидаемого эффекта не возымеет».

***

Очевидно, что в сложившихся обстоятельствах морализаторствовать бессмысленно. Есть проблема – и её нужно решать, понимая, что это очень важный вопрос не только для экологии республики, но и для её экономики. У нас очень мало земли. Земля в пригородах по определению может быть использована для туристической индустрии. Я думаю, что это понимают все. А, между тем, в пресс-службе Минприроды Дагестана сообщили, что потушить постоянно возгорающуюся свалку сложно: «Свалки в Хасавюрте, в Дербентском районе и в Махачкале потушены. Имеются небольшие очаги тления, по которым работы продолжаются. Тушить сложновато. К сожалению, 40 лет свозили мусор туда. Тело свалки очень глубокое, объёмное, и процессы возгорания идут глубоко внутри». Поэтому встал вопрос о том, чтобы решать эту проблему в принципе. И, прежде всего, есть необходимость в мусороперерабатывающем заводе. У нас большая часть отходов – это упаковка. Поэтому возведение этого объекта является насущной необходимостью.

А ведь в республике уже несметное количество раз говорилось о том, что вот-вот построят мусороперерабатывающий завод. Может, уже настало время претворять этот проект в жизнь?

***

И сейчас самое время вернуться к теме, с которой мы начали: подписанию соглашения по созданию устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в Дагестане. Соглашение заключено на полях ПМЭФ Главой Дагестана Сергеем Меликовым и генеральным директором ППК «Российский экологический оператор» Денисом Буцаевым. На этой встрече обсуждались детали сотрудничества, направленного на формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами в регионе. Согласно официальной информации, здесь рассмотрена возможность предоставления мер поддержки для реализации проекта по созданию и эксплуатации в республике объектов, на которых осуществляется обращение с ТКО. Напомним, реализация мероприятий осуществляется в рамках нацпроекта «Экология».

Именно создание комфортной и безопасной среды для жизни россиян является одной из национальных целей, установленных Указом Президента Российской Федерации на период до 2030 года. По итогам встречи подписано Соглашение о взаимодействии. В нем, помимо прочего, отмечена заинтересованность сторон в создании устойчивой системы обращения с ТКО, которая обеспечит сортировку 100 процентов отходов и снижение объемов, направляемых на полигоны, в два раза. В настоящее время активно ведется работа по формированию территориальной схемы обращения с отходами.

***

Говоря о значимости соглашения для республики, Сергей Меликов отметил: «Для Дагестана тема обращения с твёрдыми коммунальными отходами – одна из важнейших. Сегодня наша задача – сделать этот процесс современным и цивилизованным, поставить его на системный уровень. Нам очень в этом помогает поддержка «Российского экологического оператора» в лице Дениса Петровича Буцаева. Уверен, сегодняшнее соглашение будет способствовать созданию комфортных и безопасных условий жизни не только в городах республики, но и в самых отдалённых районах».

В свою очередь, Денис Буцаев выразил руководству региона благодарность за сотрудничество. «Когда мы начинали, в системе был настоящий коллапс, но сейчас подобраны земельные участки, уже завершается их проектирование, а самое главное – уже в этом году для начала строительства будет предоставлено первое финансирование. Ни у кого не вызывает сомнений, что к 2024 году объекты будут введены в эксплуатацию, и регион станет одним из лидеров по целевым показателям федерального проекта», – подчеркнул он.

***

И ещё одна цитата. На этот раз от Телеграм-канала «Высоковольтный»: «Немного математики на злобу дня. Я сейчас про касумкентских майнеров, которые наворовали на 45 млн рублей, и нашумевшую историю про горение мусора в Карабудахкентском районе. Мусоросжигательный мини-завод МПЗ-5000 вместе с цехом (расширенная комплектация) может перерабатывать в своем производительном варианте до 10 тонн в час. При этом сортировочная станция способна выделить из общего объема ТБО 16 видов отходов. На таком заводе (перерабатывающем комплексе) может работать до 40 человек. Для его размещения потребуется участок длиной 80 метров и шириной 40 метров, при этом за восьмичасовую смену он будет принимать до 15 мусоровозов. Сколько стоит такой комплекс? Полная стоимость оборудования вместе с постройкой цеха обойдется в 30 млн рублей. Какие из этого выводы? Во-первых, хотели бы – давно решили бы проблему мусора в республике, даже если не республиканском, то на муниципальном уровне. Финансы позволяют. Во-вторых, один случай майнинга в конкретном районе Дагестана по деньгам сопоставим со стоимостью 1,5 мусороперерабатывающего завода (пусть и малогабаритного)».

***

По тому, как люди относятся к своему мусору, можно оценивать степень развитости общества. К сожалению, мы провалили этот экзамен уже на уровне внешнего вида домов, построенных в Махачкале. Часть из нас уже даже не притворяется приличными людьми… Ну, хотя бы с мусором и с очистными сооружениями для махачкалинской канализации что-то придумать нужно! Ведь нерешение этого вопроса становится физически опасным.