Фото к тексту_www.midag.ru

Все последние выходные самые различные источники подбрасывали нам информацию о предположительной отставке мэра Махачкалы Салмана Дадаева. «Какой-то слушок, что Салман написал заявление, и в понедельник якобы всё. Вроде как уволен его Джамал из конторы»… И такого ко мне прилетело за выходные вагон и маленькая тележка. Я даже не знаю, как на всё это реагировать, но Махачкала, словно жертва изнасилования, валяется в отключке, и кто будет издеваться над ней следующим – уже почти не имеет значения.

Заур Газиев

Нам неведомо, когда Салман Дадаев оставит пост мэра. Но в истории Махачкалы Салман Дадаев останется как мэр – разочарование. Человек, который понимал, видел, осознавал происходящее, но так и не сделал того, что было неоходимо. Однако при этом сделал то, в чём город вообще не нуждался — сужал дороги. Мэр Дадаев – это человек, который в силу своего возраста и интеллекта просто не имел права разделять людей по национальному признаку – но он это делал. Его кадровая политика сомнений в этом не оставляет. Последнее его фиаско – это реконструкция улицы Коркмасова, которую должен будет исправлять тот, кто придёт ему на смену. Такого наплевательского отношения к интересам горожан мы не видели уже давно. Такого равнодушия к нуждам города мы тоже не знали прежде. Вот только подумайте – как можно заужать дороги в городе, где и так нет просторных улиц и практически повсюду наблюдаются бесконечные пробки! Зачем нам качели на месте, где всегда была парковка? То, что Дадаев сделал якобы для туристов, обернулось для горожан бесконечной головной болью, и выхода из этого состояния не видно. Площадь должна быть свободным пространством. Зачем было превращать Университетскую площадь в развилку? Зачем? Как людям добраться до места работы в городе, где общественный транспорт либо отсутствует, либо находится в коматозном состоянии…

Мэр Дадаев – это градоначальник, который любил казаться прогрессивным и демократичным. Вот он на велике, вот он в нефорском кафе… Красссавчик! Но как мне припарковаться к парикмахерской, когда вы сократили проезжую часть до одной полосы, а на половине тротуара высадили газон и поставили качельки. Зачем??? И теперь я, будучи инвалидом, должен ковылять пешком три километра до места встречи, чтобы заезжие туристы сказали про нашего мэра какой он продвинутый молодец.

Я пытаюсь вспомнить, что же хорошего сделал этот человек, в чём проявилось его современное видение городской среды, кроме как в зауживании проезжей полосы, и не вижу ничего! Вообще ничего. Мне безразлично, сколько денег шло ему лично в карман. Я не бился в истерике, когда все обсуждали его смех в турецком магазине, где он отоварился на сумасшедшие деньги. Я пытаюсь увидеть, что он сделал для города, и какой след он оставил. Махачкала – мой родной город – и для меня это важно. Порой кажется, что от его колхозников, что были до него, было больше пользы, чем от него, такого всего продвинутого.

***

Я не знаю, как это будет укладываться в текущее российское законодательство, но пока в городе не будет реально избираемого горожанами мэра – ничего в Махачкале не изменится. Даже если на город прольётся дождь из денег. Человек, который никак не отвечает перед горожанами за то, что делает, – никогда не принесёт пользу городу. Эта история повторялась с многими городами, которые вылезали из помоек и кризисов. Без открытого и прозрачного бюджета, без понимания, на что он расходуется, не может быть современного города. Сегодня мэр отвечает только перед своими покровителями – и больше ни перед кем. Если даже глава республики его костерит на чём свет стоит, и при этом ничего не меняется, то здесь проблема существует уже на уровне какой-то базовой программы. Мэр должен зависеть от горожан. Слава Богу, что у нас остались позади мэры-бароны, которые не занимались коммуналкой, но занимались политикой. Сегодня мэру в его телеграм-канал сами горожане накидают столько претензий, что у него времени на политику при всём желании просто не останется. Да и властная вертикаль выстраивает иерархию так, чтобы никто не выделялся из общей массы и перед начальством свой гонор не показывал.

Однако, что управление сейчас стало более профессиональным, тоже не скажешь. Это очень хорошо видно по тому, как организован в Махачкале общественный транспорт. Он и раньше у нас был не в самом лучшем состоянии, но сейчас он вызывает у горожан массу нареканий. Особенно заметной проблемой стало то, что большое количество мужчин либо мобилизовано, либо попряталось от мобилизации в своих родных сёлах. В прошлом номере я уже писал о том, что явно высветилась эта проблема в работе такси. Вызывая машину, вы должны рассчитывать на то, что раньше, чем через полчаса, вас не заберут. То же самое говорят про маршрутки. Они и без того ездили как им нравится, а сейчас это стало огромной проблемой.

В общем, в Махачкале работу надо искать рядом с домом, либо обзаводиться своим личным транспортом. Вам также не повезет если ваша локация будет находиться в центре города, ведь тогда припарковать свой автотранспорт будет весьма проблематично.

***

И в тот момент, когда тема отставки махачкалинского мэра была уже как бы похоронена, несколько анонимных телеграм-каналов сообщили о том, что отставка вроде как всё же должна состояться. При этом, официально пока нет никаких сообщений. При том, что сообщали об этом телеграм-каналы совсем не местные. Удивляли некоторые подробности, которые были им известны. К примеру, о том, что ни о какой другой должности для Дадаева в Москве, либо в республике и речи не может идти. Их инсайдеры утверждают, что Дадаев, скорее всего, уедет либо в Турцию, либо в Эмираты. Во всяком случае, по их уверениям деньги на проживание там у него есть. Так что волноваться за него не нужно. Теперь бы дождаться этого счастливого времени, если, конечно, наверху вдруг всё не переиграют.

На место мэра Махачкалы прочат Ризвана Газимагомедова. Он один из немногих людей, работавших в команде Саида Амирова, и не вызывавших к себе антипатии. Нет сомнений, что он прекрасно знал всё, что творится в администрации, но правила были таковы, что выступать против безудержной распродажи зелёных зон, тротуаров и целых хозяйствующих субъектов было не принято.

Кратко его звёздный путь выглядит следующим образом. В 1998 году он был избран председателем махачкалинского Собрания народных депутатов; в 2007 году – депутатом дагестанского парламента, заместителем председателя Комитета НС РД по экономической политике; с августа 2007 года – заместитель председателя Правительства Республики Дагестан. В феврале 2013 года он был назначен министром промышленности и энергетики РД.

Очевидно, что его пока ещё преждевременно поздравлять с новой должностью, тем более, с такой должностью, откуда большинство уходило в наручниках. Но огромное количество людей так хочет освобождения от Дадаева, что готово увидеть на этом месте кого угодно, только бы не его. Хотя в идеале на эту должность должен был бы сесть тот, кого выберут горожане на прямых выборах, а не тот, кому это кресло достанется в результате аппаратных игр. Чистое византийство. Надо сказать, что для Дадаева освобождение от этой должности – тоже свобода. Избавиться от балаха под названием «Махачкала» и не сесть за решётку – этот ещё тот подарок. Так что ещё неизвестно, кого больше поздравлять, того, кто придёт на это место, или того, кто от него освободится.

***

Махачкалу в нынешние выходные снова затопило. И снова паблики размещают реки воды, которые мощными потоками стремятся по улицам Махачкалы. Очевидно, что в этом нет вины мэра Дадаева. Так построен город. Такова география местности. Поэтому обвинять его в том, что идут дожди, наверное, не правильно. Но вот то, что можно было бы предусмотрительно сделать, так это переходы для людей. Не все перемещаются по Махачкале на внедорожниках. Поэтому было бы правильным, если бы городские власти хоть что-то предусмотрели для таких случаев. Но, к сожалению, в Махачкале нет традиции заботиться о горожанах. Городом, за редким исключением, правили и правят не его уроженцы. Им плевать на то, как чувствуют себя люди, родившиеся здесь и любящие этот город.

Я люблю осень. Люблю дождь. В пыльной Махачкале – это одна из немногих возможностей подышать свежим воздухом. Но в дождливую погоду нужно сидеть дома, потому что переправляться через реки дождевой воды без высоких резиновых сапог невозможно.

Заметки по поводу предполагаемой отставки Дадаева были весьма красноречивы. Одна из них называлась «Смытый дождём». И вот я читал и думал, сколько же ещё должно пролиться на нас дождя, чтобы смыть то, что уже давно должно быть в прошлом. Дадаев больше ничего не может дать этому городу. И вампирить его он тоже больше не может. Он уже подошел к той черте, после которого всё для него может закончиться плохо. Уходить нужно вовремя. В его случае – это лучшее, что он может сделать для Махачкалы. И чем раньше – тем лучше.