Фото к тексту_www.pinterest.com_1

Эта история в который уже раз всколыхнула дагестанское общество и поставила вопрос о том, что соцсети и телефоны могут стать причиной конфликта, в результате чего может случиться убийство. Надо сразу сказать, что обвиняющие во всём социальные сети аргументируют это тем, что при личном общении люди бывают осторожнее в словах. Но, с другой стороны, социальные сети – это только способ коммуникации, а уж как им распоряжается человек – дело его собственных рук.

Заур Газиев

Всё началось, как это часто бывает, с Интернета. Разные версии этого убийства распространялись по сетям, как снежный ком. Поначалу речь шла о том, что молодые люди поссорились на почве ревности: один из них приревновал свою девушку к другому. И какое-то время эта версия казалась вполне правдоподобной. Люди активно высказывались по этому поводу и осуждали вполне определённые пороки.

Потом появилась другая версия: между этими двумя молодыми людьми случился конфликт по причине ссоры их родственников, а потом через социальные сети в него втянулись и они. И опять последовал вал комментариев и версий. Люди высказывали своё возмущение по поводу существования социальных сетей и говорили о том, что молодёжь утратила всякое чувство реальности, что тоже не так далеко от правды.

История эта произошла в довольно большом дагестанском селе – Каякенте. Это, конечно, ещё не город, но не совсем и село в привычном для нас понимании. Однако и там люди так или иначе знакомы друг с другом. И вот такая степень ожесточённости между близкими людьми, в первую очередь, нас и удивляет! Однако, спустя некоторое время, появилась информация в Телеграм-канале МВД по Дагестану, и всё понемногу начало становиться по своим местам.

***

Официальная версия случившегося выглядит следующим образом: «10 ноября 2022 года в полицию Каякентского района поступило сообщение о том, что, примерно в 22:30 вечера, в селе Каякент 18-летний местный житель в ходе возникшей ссоры нанес четыре ножевых ранения в различные части тела 19-летнему односельчанину. Последний в результате полученных травм скончался на месте происшествия.

Полицейские незамедлительно выехали на место происшествия и произвели необходимые действия. С места преступления был изъят нож. Правоохранителями подозреваемый в убийстве был доставлен в местный отдел полиции. Он рассказал, что причиной конфликта послужила ссора между родственниками подозреваемого и покойного. В ходе выяснения отношений по телефону между ними произошла словесная перепалка с взаимными оскорблениями, которая позже продолжилась и при личной встрече. В момент потасовки злоумышленник выхватил нож и ранил молодого односельчанина. Собранный полицейскими материал передан по подследственности в Следственное управление Следственного комитета России по Дагестану».

***

Почитав комментарии к официальному сообщению, мы легко обнаруживаем и другие подробности этого дела. К примеру, один из молодых людей вроде как страдал психическим расстройством. Узнаём и о том, что разборки длились уже некоторое время. Сначала они встретились толпой на толпу, а потом договорились о встрече один на один. Но на эту встречу убийца привёл с собой пятерых товарищей, которые все вместе сначала избили молодого человека, а после закололи его ножом.

Эта ужасная история всё больше и больше обрастала подробностями, которые говорили нам о том, что случившееся для Дагестана вполне типично. И, в первую очередь, речь идёт о взаимном озлоблении.

Надо сказать, что это преступление всколыхнуло Каякент. Прежде всего, родственники убитого потребовали задержать всех участников драки. Они также потребовали снять иммунитет с убийцы, про которого начали говорить, что он страдает психическим расстройством. Кроме того, узнаём, что будущий убийца был из не совсем благополучной семьи. Социальные сети не оставляли возможности не узнать всего того, о чём мы, может быть, и знать не хотели. И под каждым постом, раскрывающим подробности этого убийства, мы читали высказывания людей, которые возмущены актом беспримерной жестокости. Граждане сами подталкивали правоохранительные органы к более скорому ведению дела. Все понимают, что, если сейчас убийца уйдёт от наказания, то у других молодых людей не будет причин сдерживать себя в проявлениях мотивированной и немотивированной жестокости.

***

Эта история только в самом начале своего расследования, и мы, наверняка, узнаем и другие подробности произошедшего. Однако на этом этапе люди активно высказывают своё возмущение тем, что называется молодёжным насилием. Люди задаются вопросом: почему не оказалось никого, кто бы мог прекратить эти кровавые разборки? Ведь в них участвовал не один десяток молодых людей! Понятно, что 16-21 год – это возраст, когда гормоны бьют в голову, а навыка сдерживать себя ещё нет. Но тогда должно включиться родительское воспитание, которое нужно было давать в детстве. Однако оно не включилось, и вот в итоге мы видим сразу несколько искалеченных жизней, плюс одного покойника. И здесь, наверное, подросткам надо рассказывать уже в школе, каким должен быть алгоритм поведения в случае, если вы видите толпу подростков, направляющихся на разборки. Очень редко в таких случаях обходится без убийств и трупов. Гораздо правильнее подобные эксцессы предотвращать заранее – это может спасти чьи-то жизни.

***

Ещё один важный навык – это умение общаться с людьми в социальных сетях и реальной жизни. За последние восемь лет с федеральных каналов нас учили ненависти и тому, что оскорблять людей, не согласных с тобой, это нормально. Такие вещи без последствий не проходят. Сегодня никто не говорит о том, что ситуация наэлектризована и люди готовы браться за оружие при малейшем поводе. Но нам, чтобы становиться здоровым обществом, нужны другие примеры поведения. Очевидно, что навыкам социального взаимодействия своих детей мало кто учит. Не думаю, что и сами нынешние учителя обладают этим важным навыком социального взаимодействия. Я думаю, что сейчас должны выйти на первый план те, кто всерьёз занимался конфликтологией, те, кто может объяснять людям форматы общения. Люди должны уметь разговаривать между собой, спокойно разбирая даже очень сложные конфликты. У нас же чуть что пошло не так – люди начинают бросаться оскорблениями. В лучшем случае, они вас заблокируют в социальных сетях. В худшем случае, будут звонки с оскорблениями или личная встреча с мордобоем, типа той, что была в Каякенте.

В иные времена мы совсем не соприкасались с людьми из другого социального круга. Мы понимали, что есть люди с другим содержанием, но мы их в упор не видели. Да и им было хорошо среди таких же, как они. Но сейчас социальные сети всё перемешали. Вам в личку может написать кто угодно, и вы это обязательно увидите. Такова сегодняшняя ситуация.

***

По большому счёту дагестанское общество очень консервативное. Наши люди в своём активном большинстве очень агрессивны по отношению ко всему новому и непонятному. Здесь с опаской относятся ко всему, что не соответствует пониманию традиционного.

Ну, а про инакомыслие я и говорить не вижу смысла! Разумные люди уже давно приняли для себя тот факт, что своё мнение не нужно торопиться высказывать другим. И даже тогда, когда дело касается религии. В большинстве своём люди не будут докапываться до сути и смысла. Для них внешняя сторона всегда важнее содержательной. У нас культ насилия. И это наблюдается уже давно. Кажется, в нашу культурную матрицу зашито восхищение перед вандалами и людьми-разрушителями. При этом, новое время требует новых форматов взаимодействия между разными социальными слоями. Обучать людей навыкам социального взаимодействия никто не собирается. Даже если от этого будет зависеть выживаемость этноса.

У нашего государства сейчас другие заботы. И ему сегодня вообще не нужно грамотное население, способное задавать вопросы, ходить на выборы, требовать соблюдения своих прав и свобод. Оно прекрасно понимает, что в противном случае всё грозит привести к гражданскому конфликту. То, что сейчас происходит с обществом, – это большая беда, но это только начало той черной полосы, в которую мы вошли. Дети будут убивать друг друга всё больше и больше. А взрослые будут ненавидеть друг друга всё сильнее, потому что на другие чувства они уже не способны.