Фото к тексту_www.wikimedia.org_1

Суть истории в том, что горцы, имея со времён советской власти в равнинных районах территории для нужд отгонного животноводства, в восьмидесятые-девяностые начали устраивать там свои поселения. Кутаны сначала стали посёлками, потом разрослись до больших сёл. Однако юридический статус этих сёл не был определён. Если они находятся на территории, к примеру, Бабаюртовского района, то и приписывать людей надо к Бабаюрту, а не к их исконным районам.

Заур Газиев

С одной стороны, узаконивание этих поселений облегчило бы ситуацию в районах, где живут сегодня горцы – туда пошло бы финансирование. К примеру, расходы на школы, больницы, социалку рассчитываются в этих районах исходя из того населения, что официально прописано в этих местах. А жители прикутанных хозяйств приписаны к своим горным районам, и финансирование их лечения, получения образования и прочей социалки – идет в горные районы, а вовсе не в равнинные территории.

Меняется и этническая карта района. А это уже совсем другая история, связанная с тем, какой национальности окажется глава района. Скажем сразу, что в эти, как и в прошлые годы, ни один глава даже близко не подходил к этому вопросу, понимая, каковы будут последствия того, что может произойти. Не думаю, что Сергей Меликов, судя по активности председателя регионального правительства, вышел на свою дембельскую прямую. Предыдущие главы республики просто старались заниматься решением других проблем, всем своим видом показывая, что вопросом о статусе земель отгонного животноводства им сейчас заниматься недосуг. Единственная, кто по своей неосведомленности полезла в эту историю, была многократно упоминаемая мною Екатерина Толстикова. Но потом быстро отползла, видимо, получив нагоняй от Владимира Васильева, которому гражданская война на вверенной ему территории была ну совсем не нужна.

Однако ситуация сейчас совсем иная. Судя по всему, идёт какая-то борьба за место главы республики, вот и стараются некоторые товарищи разбередить старые раны, пока ещё можно. Ведь через пару поколений эта тема станет совсем не актуальной. Слабые сигналы того, как это будет, пробиваются уже сейчас. Тот, кто обладает кругозором, образованием и логическим мышлением, обязательно понимает, о чём идёт речь в данном случае. Общество постепенно атомизируется. Национальное постепенно отходит на второй план… Да и вообще современное общество проходит через процессы трансформации, которые меняют приоритеты очень сильно. В будущем сражений за земли и территории не будет, так как горы вообще могут оказаться гораздо более привлекательным местом для жизни, нежели равнина. Но это вопрос будущего. А сейчас движениями рулит взрослое поколение с совсем другим взглядом на вещи.

До последнего времени эта проблема находилась в тлеющем состоянии. Но вдруг 7 марта текущего года депутаты Бабаюртовского района Дагестана заявили о желании внести в парламент республики законопроект о признании утратившим силу Закона РД от 9 октября 1996 года № 18 «О статусе земель отгонного животноводства (далее – ЗОЖ) в Республике Дагестан». Спустя два дня этот законопроект внесли в НС РД депутаты Кумторкалинского района.

***

Насколько большой неожиданностью это стало для главы республики, догадаться нетрудно. Судя по повестке его заседаний за последние месяцы, больше всего руководителя региона волнует ситуация с незаконным строительством в Махачкале и вообще по республике. И он в курсе того, какой клубок проблем из себя представляют земельные отношения. Сомневаюсь, что вслух он станет делать какие-то громкие заявления. Хотя вызов на ковёр инициаторов очередного витка межнациональных проблем, наверное, всё же последует. Думаю, что Меликову во всех красках расскажут о том, как это бывает, когда толпой собираются две противостоящие группировки, требующие справедливости как они её понимают. И справедливостью здесь называют абсолютно разные и непримиримые между собой вещи. Я не очень верю в то, что прогноз коллег из «Нового дела» может сбыться: «На фоне такого молчания в поддержку этой инициативы могут выступить представители и других равнинных районов Дагестана, в которых исторически проживали представители тюркоязычных национальностей – кумыки, ногайцы и азербайджанцы.

Программной основой этой инициативы, вероятно, является публикация профессора Алклыча Алклычева под заголовком «Проблема, загнанная в угол», опубликованная 10 февраля 2022 года в газете «Дагестанская правда». В ней автор призывает отменить закон о ЗОЖ, отдать земли равнинным районам, а поселения горцев там ликвидировать. Ссылаясь на нормы различных законов, Алклычев подводит читателя к мысли о юридической незаконности и экономической необоснованности сложившегося на ЗОЖ типа хозяйствования, но не задумывается о том, к каким социальным последствиям приведет вероятность начала массового сноса строений, являющихся для многих единственным жильем».

От таких прожектов становится, конечно же, жутковато. Просто вопрос: для чего вы поднимаете эти больные вопросы? И вопрос второй: для чего вы начинаете полемику по статье, которая вышла больше года назад?

***

Всего в республике земель с таким статусом 1 579,2 тысяч гектаров. Среди них и 1 214,3 тысяч га, которые ещё в 1940-е годы были предоставлены на равнине хозяйствам всех горных районов республики под зимние пастбища. Понятное дело, что люди на этих землях обустраивались и строили дома. На сегодняшний день на этих землях уже 210 населенных пунктов, где проживает порядка 100 тысяч горцев. Хотя, может быть, даже и больше. Но дело даже не в количестве людей, проживающих там. Большая часть молодёжи всё равно уезжает и будет стараться уехать оттуда. Да и детей рождается всё меньше и меньше. Хочу напомнить, что с 2018 года, согласно официальной статистике, в Дагестане смертность сравнялась с рождаемостью.

Какая разница, какой национальности человек, если он готов работать на земле и платить налоги государству! Напомню, что народ, живущий на прикутанных землях, это, чаще всего, не бездельники. Да и меры, которые предлагаются для решения этого вопроса, очень похожи на этнические чистки. Никто не будет сносить дома, в которых уже родилось как минимум два поколения людей. Даже в Махачкале, где на каждом шагу стоят незаконные дома, построенные из дерьма и палок, никто не торопится их сносить, ведь никому не нужен социальный взрыв. Если люди, покупая квартиры в этих домах, были равнодушны к их сейсмобезопасности, значит им самим и жить с последствиями этого выбора. Они платили свои деньги за эти квадратные метры, не сильно задумываясь о последствиях.

Возвращаясь к теме обсуждения повторюсь, что никто сносить дома на землях отгонного животноводства не будет. Политика – это искусство возможного. Даже если политик вдруг возомнит себя всемогущим и попытается затеять какую-то авантюру, ничего кроме разговоров у него не получится. Никто лишать кумыкские районы возможности иметь своих кумыкских глав – не будет. Хоть нам и говорили о том, что надо отходить от национального квортирования, но пока Дагестан является многонациональным этого не произойдёт. История с землями отгонного животноводства – это как раз та история, когда лучше оставить всё как есть, потому что попытка что-либо привести к законному положению вещей может запустить целую череду процессов, которым никто не обрадуется. Думаю, что те, кто поднимает эти вопросы, тоже хорошо об этом знают.

***

Время всё расставляет по своим местам, хотим мы этого или нет. Никто не рискнёт ломать дома тех, кто сегодня живёт на землях отгонного животноводства. Ведь речь идёт о живых людях. К слову сказать, самих людей не очень волнует статус их поселений. У них другие, более реальные заботы. Чтобы «Скорая» приезжала, чтобы в школах учили, чтобы были газ, электричество и вода, чтобы зарплату вовремя платили. Но вот зачем начинаются эти спекуляции со статусом этих земель – становится понятным почти сразу. Никто не хочет их решения. Эти проблемы поднимаются только для шантажа руководства республики. Как, впрочем, и зачем было цепляться за прошлогоднюю статью в «Дагправде», ведь Алклычев просто высказал своё личное мнение. Это не есть государственная позиция. Лично я слышал и гораздо более страшные вещи от людей, стоящих по другую сторону конфликта. Поэтому размышления Алклычева – это только его размышления. Он сам за них и ответит. А вот придумывать что-то типа: «Если в Дагестане разгорится конфликт горских и равнинных (тюркоязычных) народов, руководству страны придется «развести всех по национальным квартирам». Однако малое всегда притягивается к большому. И автономия тюркоязычных народов Дагестана неизбежно начнет притягиваться к тюркоязычному государственному образованию по соседству».

И речь идёт об Азербайджане, который и так живёт в своём противостоянии с Арменией. Ему эта головная боль с севера нужна как козе баян. Но как повод обратить на себя внимание, думаю, текст в «Новом деле» очень хорошо сработал. Вопрос только в том, что дальше… Я думал, что зрелые люди в такие игры не играют…