Фото к тексту

Я уже не один раз писал о том, чем отличаются фейковые новости от действительных событий. У событий есть продолжение, есть цифровой след. У фейковых новостей нет продолжения – есть переливание из пустого в порожнее. А ещё в качестве последствий взаимная ненависть, которую никак из социальных сетей не сотрёшь. Новость, конечно же, была фейковая, но взаимная ненависть – была вполне настоящей.

Магомедтагир Муртазалиев

Москва – это большой город, где в силу сложившихся обстоятельств живут разные люди. На более чем один миллион мусульман здесь приходится четыре мечети. То, что Москва будет строить эти культовые учреждения – у меня нет сомнений. Вопрос только где и когда? И то, что это не будет делаться тихо – это само собой разумеющееся. Без согласования с местными властями это невозможно. Поэтому, никаких тайных строек не будет. Ведь даже в разгар этого конфликта на Святом озере мусульманская община, во-первых, заявила, что планов по строительству мечети на этой территории у нее не было, а во-вторых, дала понять, что место – не принципиально, и его, очевидно, надо обсуждать с общественностью.

Читая самые разные комментарии по этому поводу, я сталкивался с тотальным молчанием властей на всех уровнях. В столичном Департаменте строительства сообщили, что они «не строят мечети», Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы, занимающийся разработкой градостроительных планов земельных участков и проведением публичных слушаний, просто не предоставил никаких комментариев. Пресс-служба мэра столицы тоже воздержалась от каких-либо пояснений. Я не думаю, что это молчание происходило с целью обострить межнациональные или межконфессиональные отношения. Просто люди сочли, что это не их проблема. Москва, конечно, в первую очередь, христианский город с русско-российской историей, но ситуация, складывающаяся в последние десятилетия, показывает значительное и неизбежное увеличение здесь количества мусульман в дальнейшей перспективе. В первую очередь, это касается переселенцев из Средней Азии, их сезонной, рабочей и постоянной миграции. Очевидно, что этих людей становится больше, и, если абстрагироваться от ситуации, надо понимать, что с ней надо как-то работать. При этом вырисовывается странная ситуация. Нанимать на самую грязную и низкооплачиваемую работу мигрантов Москва готова, но вот обеспечить им элементарные человеческие права – с трудом. При том, что мигранты из Средней Азии – это не воинственные северокавказцы, это вполне законопослушные люди, хоть и со своим культурным кодом. Если просто игнорировать запрос этих людей и в одностороннем порядке пресекать любые подобные инициативы, то, таким образом, их просто выдавят в маргинальное поле или же различные группы, которые не требуют согласования с государственными или муниципальными органами. То есть, они будут собираться не в мечетях, а в подпольных молельных местах. Плюс, есть фактор очень развитой и распространенной сети бойцовских клубов, которые имеют значительный мусульманский уклон.

***

И здесь самое время напомнить о недавнем и очень горьком опыте, хотя бы в Дагестане. Когда кого-то выдавливают во внеправовое поле, то большой процент из них обязательно оказывается в числе незаконных группировок. Поэтому необходимо в соответствии с изменением миграционного фона следить за тем, чтобы эти люди не выпадали из поля зрения государства. Да, в Москве невозможны чайна-тауны, куда полиция не заходит и все дела контролирует этническая мафия, но затеряться в большом городе тоже вполне возможно. Объективно процесс заселения Москвы мигрантами будет продолжаться. И к этим вещам надо быть готовыми. Хотя бы потому что разница между рождаемостью в Средней Азии, Закавказье, на Северном Кавказе и России в целом – огромная. К примеру, количество рожденных в прошлом году новых граждан Узбекистана практически соответствует количеству русских, рожденных за тот же период в Российской Федерации. Таким образом, через 16-18 лет в совершеннолетний возраст будет вступать примерно столько же узбеков, сколько и русских.

С одной стороны, это крайне масштабный процесс, имеющий намного большее значение, чем та или иная мечеть. Но, чтобы снять остроту проблемы в Российской Федерации, в первую очередь, необходимо работать с рождаемостью. Надо как-то поберечь своё население и подстимулировать рождаемость. Во-вторых, крайне необходимо запустить программы адаптации для граждан, приезжающих из Ближнего Зарубежья. Если уж они приехали надолго их нужно интегрировать в общество, и как можно активнее вовлекать в социальные процессы. В-третьих, если у мусульман есть такой запрос на строительство мечети, то он должен быть удовлетворен в легальном поле, чтобы этот процесс происходил прозрачно и под государственным контролем. Повторюсь, выдавливание в маргинальное поле может аукнуться уже через несколько лет. К слову сказать, русских людей тоже надо готовить к тому, что Российская Федерация многонациональное государство, и человек с мусульманским именем не обязательно бандит или человек второго сорта.

***

Один из признаков современного общества состоит в том, что вы не можете заставить людей думать так, как вам этого хочется. Пропаганда федеральных каналов работает только на пенсионеров или на тех, у кого нет доступа в Интернет. Люди всё равно будут находить ту правду, которая им нужна. Они будут через VPN заходить в недружественные социальные сети, они будут слушать источники в популярном видеохостинге. Ещё жестче ситуация, когда речь идёт о религиозных взглядах. Там включаются все способы доставки информации. Не менее интересна история про то, как в подмосковном Пушкино мусульманская община вынуждена была организовать мечеть в спортивном комплексе. А это комплекс, в котором занимаются дети. Представители общины еженедельно проводят намаз в зале единоборств. Надо сказать, что на пятничную молитву приходят десятки мужчин, живущих рядом. Родители юных спортсменов жалуются на антисанитарию. Всё закончилось тем, что в спорткомплекс приехали сотрудники полиции.

Несколько лет назад уже вставал остро вопрос законности и корректности этой ситуации, она была внимательно изучена администрацией, которая приняла решение разрешить проведение обрядов с соблюдением всех мер безопасности. При этом нет конца жалобам граждан, которые почему-то жалуются на антисанитарию. Однако директор Дворца спорта Виктор Кривов уверяет, что никакой антисанитарии нет и после каждого визита в помещении проводят генеральную уборку. Кроме того, администрация вынуждена сдавать комплекс в аренду, чтобы заработать денег. По словам директора комплекса, помещение сдают в дневное время, когда дети еще не освободились с уроков. «Антисанитарии нет, они застилают татами клеёнкой, у каждого – индивидуальный коврик, и после них проходит генеральная уборка с хлорсодержащими веществами. Чтобы родители успокоились, мы теперь ещё вносим туда ультрафиолетовые лампы», – рассказал Кривов.

В администрации Пушкино отмечают, что мусульманская община временно арендует зал единоборств во Дворце спорта, так как рядом нет мечети. По сути, граждане жалуются из вредности. Никаких проблем этот молебен не доставляет. А если почитать комментарии по этому поводу в Интернете, то вырисовывается весьма неприглядная националистическая картина. Скорее, здесь местным нужно объяснять, что Россия многонациональное государство, и люди имеют право отправлять свои культы.

***

То, что граждане писали по поводу якобы строительства мечети на Святом озере, вызывает оторопь. Это какие должны быть обиды, которые копились десятилетиями, чтобы люди только ждали повода их высказать. И здесь не имеет значения религиозный ты человек или просто гражданин с мусульманским именем. Любой из нас в российском сегменте Интернета может столкнуться с агрессией в свой адрес. Мы, конечно же, понимаем, что это не случилось на ровном месте, и что поколения моральных уродов, которые приезжали «воспитывать» москвичей, сделали своё грязное дело – они вызвали ненависть не только к себе, но и ко всем нашим землякам. Но на то он и человек разумный, чтобы отличать моральных уродов от приличных людей. И потом, большое многонациональное государство не может иметь моноэтничную столицу. Так не бывает.

В общем надо делать выводы из всего того, что произошло. К сожалению, не только мигрантов надо воспитывать, но и местных тоже. Ну, или не пускать иностранцев в Москву, и пусть сами убирают мусор, работают на стройках, занимаются доставкой и т.д.