Фото к тексту_www.thoughtco.com

Очередная новость о том, как отец убил сына, взорвала социальные сети в минувшее воскресенье. Убийство случилось в Кизляре. А до этого нечто подобное было в селе Хнов Ахтынского района, потом в селе Верхнее Казанище Буйнакского района. Через несколько дней после этого подобное убийство случилось в Каякентском районе. И всё это отцы, убивающие своих сыновей. Ужасные истории, как, впрочем, и истории сыновей, убивающих своих отцов. Но всё по порядку.

Заур Газиев

А вот и содержимое этой новости: «В Дагестане пенсионер зарезал родного сына кухонным ножом. Впоследствии стало известно, что убийством закончился семейный конфликт в одной из квартир по улице Грозненской в Кизляре. 75-летний пенсионер сделал гостившему у него сыну замечание: отцу казалось, что отпрыск ведет неправильный образ жизни. Не согласившись со старшим, сын ударил отца кулаком в лицо. Пенсионер такой дерзости не выдержал – он схватился за кухонный нож и зарезал обидчика. Пострадавший скончался на месте происшествия от двух проникающих ранений в брюшную полость. У погибшего осталось трое детей – ему было 52 года. Пенсионера уже задержали, он сознался в убийстве родного сына».

Это ужасный финал истории, которая и до этого не была радужной. Скорее всего, она была ещё печальнее. Нет сомнений, что ни отец, ни сын большим умом и мудростью не отличались – иначе в этом возрасте не хватались бы за ножи. Но если задуматься, то в мировой литературе, пожалуй, в самых древних мифах совсем не редко встречается тема, когда отцы убивают своих сыновей. Как правило это означает только одно, когда взрослое поколение пытается украсть будущее у молодого, пытаясь, тем самым, продлить свой век. Каждое поколение семьи, социальной группы, общества, формируется под воздействием определенных факторов, оно становится таким, каким его делают обстоятельства – несмотря на желание или нежелание тех, кто дал им жизнь. Они попадаются в свои ловушки, они страдают от проблем своего времени, а родители зачастую даже не понимают того, что происходит с их детьми и осуждают их.

Параллельный новый и непонятный мир, который вытесняет старый уклад, всегда вызывает страх и разочарование у тех, кто его не понимает. Вы замечали, насколько злыми зачастую бывают старики? И злость эта из-за того, что они оказались в чужом мире, в котором говорят, что старикам здесь не место. И как бы не внушали молодым людям про уважение к старшим, про традиции и обычаи почитания взрослого поколения и прошлого – новое всё больше вытесняет старое. Оно как трава сквозь асфальт прорастает к свету, разрушая некогда прочную ткань прошлого. И ничего этому помешать не может. Но вот что вполне можно сделать, так это помочь взрослым людям социализироваться в новых условиях. Совсем не редкость, когда внуки учат своих дедушек и бабушек обращаться со смартфонами и показывают им, как найти интересный для них контент на популярных видеохостингах. Они помогают им справляться с новыми мессенджерами и сократить расстояние между поколениями.

***

Однако вернёмся к мифологии, в которой убийства своих сыновой отцами считалось фактом, который принимался как то, с чем нужно смириться. Первый из греческих божеств – Уран пожирал своих собственных детей только потому, что ему предсказали гибель от рук собственного сына. Им оказался Кронос, которого спрятала мать, и он чудом выжил.

Далее пожиранием собственных детей занимался и он сам. А дело в том, что и ему однажды оракул предсказал, что он будет свергнут собственным сыном. Поэтому Кронос проглатывал своих детей, как только они рождались. Когда родился шестой ребенок, жена Кроноса Рея прибегла к хитрости: вместо новорожденного она завернула в пеленку камень, который Кронос в слепой ярости проглотил. Зевс рос в укромном месте и возмужав решил отомстить отцу за его злодеяния. Он дал ему рвотное средство, благодаря которому Кронос изрыгнул на свет живыми и невредимыми пятерых своих сыновей и дочерей, родившихся до Зевса. Затем началось беспощадное единоборство отца с сыном. Зевс одержал победу и низверг отца в преисподнюю – в Тартар, как называли греки эту адскую бездну в глубинах земли. После этого Зевс стал единовластным хозяином Олимпа, отцом богов и людей, а также божеством погоды, повелевающим громом и посылающим на землю дождь. В честь своей победы он учредил Олимпийские игры.

Да и один из самых знаменитых детей Зевса – Геракл тоже убивал всех своих детей вместе с женой. Правда виной всему оказалась Гера, которая ненавидела всех внебрачных детей своего мужа Зевса и всячески пакостила им. Гера наслала на Геракла безумие, после чего и были убиты все его дети и супруга.

Все религии так или иначе – срез с общественных отношений племен и народов, их придумавших. Какие-то реальные события отразились в народной фантазии и стали легендой, мифом. А свержение отцов-царей сыновьями-царевичами в человеческой истории встречается чаще частого. История отца, убивающего собственного сына, это один из самых первых архетипов, на основе которых построена вся западная литература.

***

Отношения между прошлым и будущим – всегда очень сложная история. Прошлое не любит уходить просто так, если у этого нет устоявшейся традиции. Прошлое всегда цепляется за настоящее и убеждает, что оно – единственный шанс, что без него мы пропадём. И многие ведь в это верят. Они вспоминают, как хорошо было в их далёкой молодости и, ностальгируя надеются, что смогут вернуться в те прекрасные времена, когда ты был молод, здоров и красив, когда девушки тебя любили совсем не за деньги, а мужчины оборачивались на тебя из-за того, что ты была молода и привлекательна.

Люди устремляются за ложными целями, но времени нет до этого никакого дела – оно безвозвратно меняется. И вот пожилой человек оказывается в чужом для себя мире, где люди иначе разговаривают, иначе выстраивают отношения. И самое обидное, мир изменился настолько сильно, что советы стариков просто не нужны! Этот опыт в новом мире просто неприменим. Всё что может дать пожилой человек своим внукам – это тепло и любовь. Но они зачастую не понимают этого. Оказавшись в чужом для себя мире, они озлобляются и становятся агрессивными. Предыдущий опыт не научил их доброте и смирению. Они считают, что если человек не живёт той жизнью, которая ему кажется правильной, то он уже совершает преступление перед своей семьёй. И только умные и мудрые старики понимают, что история – это кладбище элит, которые не захотели меняться и принимать правила нового времени. Прошлое всегда проигрывает будущему. Будущее сильнее, хотя бы потому, что оно корнями уходит в прошлое и отбирает у него все силы. Я не случайно привёл в пример один из самых страшных архетипов, в котором прошлое, цепляясь за настоящее, пыталось убить будущее. В той же самой «Игре престолов» Крастер обрекает своих сыновей на гибель, потому что боится за своё будущее. Безусловно этот архетип – это метафора, над которой надо задуматься.

***

Честно говоря, за прошлое зачастую цепляются не только пожилые люди. Этим же часто грешат и молодые. Казалось бы, у людей есть все возможности, они обучаемы, и у них есть соответствующая интеллектуальная база! Мир вообще принадлежит молодым! Но им страшно выходить из зоны комфорта. При этом они прекрасно осознают, что, не отпустив прошлое, они не встретят своего лучшего будущего. Я много раз сталкивался с такими людьми… Головой они может быть и понимают, что надо двигаться дальше. Но вот страх перемен и возможности потерять то, что уже есть, хотя оно и вовсе не удовлетворяет их в полной мере – затягивает их в болото ожидания. Да, это действительно очень большой страх и препятствие на пути к лучшему будущему. Это страх, который способен полностью парализовать человека. И здесь важно, чтобы рядом оказался кто-то, кто напомнит, что когда одни двери закрываются, то где-то обязательно открываются уже другие двери. А вот одновременно разные двери, ой как редко открываются! Если открываются вообще. Поэтому если вы действительно хотите перевернуть одну из страниц своей истории и начать уже новую главу с чистого листа – отпустите своё прошлое, дайте ему спокойно уйти. Иначе будете гнить вместе с ним и сожалениями о том, чего вы когда-то не сделали, но сделали другие.

***

Истории дагестанских отцов, убивших своих сыновей, – это огромные трагедии в их семьях. Это проклятие, с которым придётся жить и внукам, и правнукам. Но это трагедии, которые начались задолго до их развязки. Спокойно разбирая их, я улавливаю между ними какую-то внутреннюю связь. Разочарованные отцы, обиженные на них сыновья, полное неприятие своих детей и своих родителей, как самостоятельных взрослых людей… И ужасающая непримиримость и уверенность только в собственной правоте…