Фото к тексту_www.m-kala.ru

В выходные вечером довелось выйти с супругой в город, погулять у моря. Уже стемнело, и многочисленные горожане гуляли по Родопскому бульвару. Детвора гоняла на самокатах со светящимися колёсами, подростки и молодёжь катались на скутерах. Люди разных возрастов прогуливались по променаду. И знаете, все были местные – ни одного туриста мы в этот вечер не встретили. Единственное место, где мы встречаем регулярно туристов, – это магазины. И там они одеты очень даже прилично.

Заур Газиев

Безусловно, для туристов Махачкала не интересна. Они сразу по прилёту уезжают в Дербент, на Сулакский каньон, в горы. Более того, скажу сразу, что Махачкала противопоказана туристам. Почему? Просто попробуйте увидеть какое-нибудь общественное место в Махачкале глазами приезжего человека, а потом подумайте, как он будет думать обо всех нас! Первое, что бросается в глаза, – все улицы и бульвары заплёваны. Кажется, что в Дагестане все, кто хочет продемонстрировать свою маскулинность, – делают это, да ещё и с громкими отхаркиваниями. Конечно, я помню времена, когда город был в ещё более худшем состоянии, чем сейчас, но сегодня то и времена другие. Одно из не многих мест, куда можно выйти погулять в Махачкале, – это Родопский бульвар. Вечерами там яблоку негде упасть – ни одной свободной скамейки. Как будто городу будет плохо, если скамеек там станет больше. Но при этом на Родопском сейчас масса кофеен и других заведений общепита. Не думаю, что денег, которые они платят за аренду, не хватило бы для того, чтобы потихоньку приводить это место в порядок. Да хотя бы те же скамейки докупить! Обычно в курортных городах именно местный частный бизнес и поддерживает такие места в достойном состоянии.

Родопский бульвар был основан ещё в 1964 году, и я помню эти деревья, будучи ещё ребёнком. Но с тех пор, пожалуй, кроме как амировской плитки и буйной торговли, здесь ничего значимого не прибавилось. Нет атмосферы праздника и расслабленности, даже уличных музыкантов нет. А если честно, то бульвар сегодня представляет собой весьма удручающее зрелище, как и бульвар на проспекте Гамзатова…

Пройдясь по Родопскому, мы попытались спуститься к морю через малый переход под железной дорогой. Здесь сразу же ударил в нос стойкий запах мочи. Лестница такая, что сломать ногу для человека вообще не проблема. Преодолев этот квест, мы решили подойти к морю. Спуститься к морю можно только по козьей тропе с риском сломать себе другую ногу и, наверное, ещё голову. Поэтому рисковать мы не стали. С нас хватило и того запаха канализации, которым на нас веяло с моря. Канализация по-прежнему сливается в море, где-то поблизости. Читаю, как в густо проплаченных Салманом Дадаевым телеграм-помойках хвалят его необыкновенные управленческие таланты, но, извините, после ухода этого гениального человека у нас нет ни одного приличного спуска к морю! Ни одного! А если что, Салман считался какой-то группой людей прогрессивным мэром. Этот человек занимал кресло мэра с 2019 года, а о порядке в общественных местах так и не позаботился. Пространства, которые можно было сделать изюминкой Махачкалы, сейчас пребывают в состоянии помойки. Да и этих мест не много. Не думаю, что новый мэр что-то сильно исправит, но он хотя бы не притворяется управленцем столетия.

***

В этот вечер Родопский был заполнен людьми, которые откровенно рассматривали друг друга. К слову сказать, это ещё одна интересная особенность Махачкалы. Даже местные люди, которые какое-то время пожили в Москве, обращают на это внимание. Просто сельское прошлое из людей так легко не выходит. Психологи говорят, что еще очень сильно чужой жизнью интересуются те, у кого имеется пустота в своей. Кстати, именно этим объясняется такой всплеск активности дагестанцев в новостных пабликах. Особенно там, где можно оставить свои комментарии и поделиться своим бесконечно ценным мнением. С одной стороны, это прекрасно, когда граждане не стесняются писать то, что думают, и у властей (которым по большому счёту плевать на то, что люди думают), появляется возможность на самом деле узнать, что творится в головах у их сограждан. При этом, чем глупее человек, чем хуже он образован, чем хуже его грамматика и словарный запас, – тем меньше он пытается скрыть содержание своих мыслей. В истории, которая описывается в другом тексте этого номера («Скандал месяца»), как раз прослеживается попытка озвучить позиции разных социальных слоев общества.

Ну так вот подобное взаимное внимание горожан друг к другу, для города, в котором проживают более миллиона жителей, смотрится весьма странно. Коренные горожане от сельских жителей отличаются полным равнодушием к жизни своих соседей. И это прекрасно, потому, что это на самом деле делает человека свободным.

***

Ещё одна чисто махачкалинская история – это неспособность городских властей отрегулировать транспортные потоки. Тупое нежелание махачкалинских мэров строить подземные переходы привело к тому, что преодолеть промежуток от Троллейбусного кольца до выезда из города занимает больше времени, чем дорога до славного города Буйнакска! Что говорит о полном непрофессионализме тех, кто управлял Махачкалой в прежние годы. И опять же прекрасный мэр Дадаев не сделал ничего, чтобы хоть как-то решить проблему скорости автомобильного трафика. Более того, то, что он сделал с отрезком Коркмасова – от улицы Чернышевского до Университетской площади – только свидетельство того, насколько этот человек не понимал этого города. Думаю, что у правоохранительных органов ещё появятся вопросы к этой реконструкции. Во всяком случае, то, как был организован тендер, – это тема отдельного расследования.

К одному из чиновников, что работал в мэрии, уже дошли. В результате обысков в Управлении архитектуры и градостроительства Махачкалы задержан врио начальника Казимагомед Мугуев. Этот прекрасный человек долгие годы работал в мэрии Махачкалы. В 2019 году он вроде как был уволен из администрации Махачкалы из-за многочисленных жалоб. При этом Дадаев на его место принял точно таких же. Мы время от времени наблюдали их на видеороликах с совещаний.

Когда новость о задержании Мугуева опубликовали в социальных сетях, то первым комментарием стал следующий: «Просто арест? А где конфискация имущества? Заливка этажа 100-300 тысяч рублей на лапу! До сих пор ни один мэр должным образом не занялся проблемами города. Кто бы не занял этот пост, он обязательно пилит бюджетные средства. Все мэры поголовно заражены вирусом воровства». Что там посыпалось в этой ветке обсуждений дальше, цитировать не буду. Усилиями таких людей, как задержанный, Махачкала стала городом, в котором можно только выживать. О том, чтобы привлекать сюда туристов и речи вообще быть не может. Здесь своим горожанам тяжко, чего уж говорить о тех, кто приехал сюда с желанием расслабиться.

***

Мы возвращались домой по душному городу, и в который раз наблюдали картину того, насколько Махачкала не представляет собой единого организма. В этот момент я подумал о том, что столица Дагестана разрасталась как плесень, и не благодаря чертежам и планам архитекторов. Везде, где можно было, велась частная застройка, везде, где позволялось, – высотная. Причём, высотная застройка проведена вообще без всякого намёка на генплан города, без единого намёка на общий архитектурный стиль. И уж точно без какой-либо надежды на какой-то порядок, ориентацию на транспортную развязку. Вот появилась у человека возможность что-то возвести – он её реализует, а насколько это удобно для горожан, не крадёт ли он подобным образом общественное пространство – властям, кажется, наплевать. А может они просто заняты другими вопросами. Хотя какие тут могут быть вопросы, когда главной заботой властей должна быть работа по улучшению качества жизни граждан! Мне кажется, что они не имели права ни есть, ни спать, пока море является местом, куда стекает городская канализация. Пока перемещение по Махачкале – является сущим адом. Но увы… Пока обстановку в городе определяют не городские власти, а сельские моралисты, озабоченные внешним видом, а не чистотой города. И при подобном раскладе ничего хорошего нас не ждёт.

Притом, что Дагестан многое поставил на туризм. Сергей Меликов, как и его предшественник, говорил о том, что вроде как к строительству очистных сооружений мы подошли совсем близко. Говорили, что сейчас даже имеются какие-то подвижки в этом направлении. Хотя всё говорит о том, что это будет уже задачей того, кто сменит Сергея Алимовича на посту Главы Дагестана. Тем более, что накануне нового электорального цикл, намечается большой звездопад из глав регионов. Но как это будет на самом деле никто не знает. Мы живём в обстоятельствах, где будущее не предсказуемо, точно также, как и прошлое.

***

Была уже почти полночь, но Махачкала жила своей энергичной жизнью. Мы возвращались домой, не обращая внимания на прохожих, на грязь, на архитектурное убожество… Из этого города действительно хочется убежать.