Фото к тексту_www.mo-kizlyar.ru

Чем больше вы узнаёте о ситуации в Карабудахкентском районе, тем больше вы понимаете, что поводов к удивлению там всё больше и больше. На этот раз в поле зрения попало то, как проводятся в этом районе выборы. Не то чтобы в остальной республике прям всё прекрасно, но здесь мы столкнулись с такими нарушениями, что диву даёшься тому, насколько эти люди уверены в своей безнаказанности. А деньги на выборы выделяются немалые, поэтому масштаб нарушений переоценить трудно.

Заур Газиев

Надо сказать, что в наше время практически единственным легитимным способом прихода во властные структуры являются выборы. То, как они организуются, характеризует систему – качество людей, которые приходят во власть. Именно то, как организованы выборы, опосредованно влияет на то, как действующая система справляется с задачами, которые перед ней ставятся, как она реагирует на форс-мажорные ситуации. Я уже писал о масштабном воровстве в Карабудахкентском районе. Но никто: ни прокуратура, ни другие правоохранительные органы – даже не попытались запросить у меня материалы, по которым была написана эта статья. А жаль! Это бы могло им сильно помочь в работе. Как и в том случае, о котором я считаю нужным написать сегодня.

Начнём с того, что есть такая структура – территориальная избирательная комиссия (ТИК), которая ведает выборами в районе. Есть освобождённый председатель этой комиссии, есть секретарь этой комиссии. При этом председатель ТИКа получает 80 тысяч рублей в месяц – очень неплохую зарплату, даже по меркам Махачкалы. Тем более, что это не единственный доход, который у него имеется. И учитывая это, он должен был бы, наверное, организовать всё по высшему разряду… Однако сейчас речь даже не об этом. Финансирование на выборы выделяется местными муниципалитетами. Деньгами этими должны распоряжаться местные участковые комиссии, организующие выборы. И руководителей этих структур на местах назначает председатель ТИК. В Карабудахкентском районе это входит в обязанности господина Алпанаева Магомедсаита Магомедаваловича. Я смотрю на суммы, перечисляемые на выборы, и понимаю, что это довольно солидные цифры. Где-то это 350 тысяч рублей, где-то 400 тысяч рублей и более. Умножайте эти цифры на 14 сельсоветов – суммы получаются немалые. Поэтому интересно было бы понять, как же они были израсходованы и контролировал ли кто-нибудь эти деньги.

***

И в этом самом месте мне нужно привести содержание некоего документа, который попал мне в руки: «Председатель участковой избирательной комиссии № 620, на которую возложены полномочия муниципальной избирательной комиссии по организации и проведению муниципальных выборов в муниципальном образовании «сельсовет Какашуринский» в лице Абдулабековой (далее идут личные данные, которые не подлежат огласке), назначенной постановлением территориальной избирательной комиссии Карабудахкентского района от 10.06.2018 года № 23-0620, настоящей доверенностью уполномочивает Алпанаева Магомедсаита Магомедаваловича – председателя ТИК Карабудахкентского района, паспорт – серия, номер (личные данные, которые не подлежат разглашению), быть представителем во всех банках и иных кредитных организациях с правом открытия любых счетов, распоряжаться расчётными счетами, при необходимости закрывать счета, для чего предоставляет право выполнять все предусмотренные законом операции по счёту, снимать со счёта и вносить на счёт любые денежные суммы по своему усмотрению.

Также проводить безналичные операции, получать чековые книжки, получать информацию о выполнении банками и иными кредитными организациями его поручений и поручений его представителя, подавать от его имени заявления, заполнять и подписывать платёжные поручения и другие банковские документы, а также открывать (закрывать) в банках и иных кредитных организациях разные счета муниципальных избирательных комиссий, распоряжаться денежными средствами, находящимися на счетах, подписывать платёжные документы, получать на личные счета в банках.

Доверенность выдана сроком до 1 января 2023 года».

Вот такую доверенность господин Алпанаев вроде как получил от одного из председателей участковых комиссий – Р. Абдулабековой. А узнаём мы об этом потому, что в документе стоит подпись гражданки Абдулабековой. Ну и как вы понимаете, имея на руках такую доверенность, можно с деньгами, выделенными на выборы, творить всё, что угодно! И вас могут остановить только правоохранительные органы. Забегая вперёд, хочется сказать, что подписи гражданки Абдулабековой на разных документах и подпись, поставленная в этой доверенности, – ну совсем не похожи. Похоже, что подпись попросту подделана. Справедливости ради нужно сказать, что про подобные фальсификации мы слышали и в других сёлах.

***

А теперь вернёмся к конкретной истории из Карабудахкентского района. Возьмём к примеру 2020 год, когда прошли выборы во всех муниципальных образованиях района. Только в одном из средних по числу избирателей населённых пунктов было получено 378 тысяч рублей! При этом по итогам выделенных муниципалами денег нет вообще никаких отчётов! В диалогах с бухгалтерами мы слышим одну и ту же фразу: «Мы просили отчитаться за полученные деньги, но никаких отчётов как не было, так и нет. За 2020 год не дали, за 2021 год – отчётов нет, за 2022 год – тоже никаких отчётов нет».

Думаю, что упомянутая выше доверенность на имя Алпанаева потихоньку начинает вносить ясность в то, что происходило с деньгами, выделенными на выборы. Между тем, поняв, что запахло жаренным, Алпанаев начал делать бумаги задним числом и пытаться заполучить подписи тех, кто должен был расписываться в ведомости о получении денег. Однако люди, понимая, что это может стать поводом для обвинения их в соучастии в преступлении, просто отказались ставить свои подписи.

Показательным можно считать договора, составленные задним числом на некоторых из работников ТИК и администрации района, где за составление каких-то документов работник администрации расписался за получение около сорок тысяч рублей. На другого работника списывается 10 тысяч, а на третьего – 12 тысяч. При этом на транспортные расходы списывается 20 тысяч рублей. Есть смета, но там были другие расходы. По факту, мы имеем дело с подложными документами. Есть и другие, не менее интересные формы изымания денег в таких случаях. Но это уже отдельный рассказ для другого случая.

Понимая, что всё может кончиться нехорошо, составляя задним числом бумаги они сразу же их гладили, дабы экспертиза не смогла определить время их происхождения. Правда, есть и другие возможности установить истину, к примеру, допросить людей, которые якобы оказывали какие-то услуги. Что-то мне подсказывает, что ни компетенция, ни опыт работы – не соответствуют объему выполненных этими людьми задач. Удивляет другое: это практически безрассудная храбрость по части обращения с деньгами. У нас ведь уже вывозили целое правительство с мешками на головах по обвинению в коррупции, а тут такое! Для обывателя – это выборы, для властей – это электоральное событие, но для работников ТИКа – это, видимо, время урожая. По существующему закону о расходовании средств, отпущенных на проведение выборов, должен отчитаться руководитель УИК, организующей выборы. Но здесь почему-то расходные договора и акты составляет и подписывает лично Алпанаев и другие посторонние люди.

***

По закону каждая участковая комиссия, тем более, организующая выборы, обязана по окончании работы составить протокол итогов голосования. Под протоколом должны стоять подписи членов избирательной комиссии. Но халатность работников ТИК Карабудахкентского района достигла таких масштабов, что даже районный суд вынужден был отменить итоги выборов в селе Какашура. Председатель ТИК увёз их в район. А итоговый протокол и вовсе составили только через три дня! Пригласили председателя участковой комиссии, где она расписалась за себя и всех остальных членов комиссии. И в ходе разбирательства в суде выяснилось, что было обнаружено 10 лишних бюллетеней на одном участке, а на другом – 22 лишних бюллетеня. Выяснилось, что один и тот же человек ходил голосовать сразу на двух участках, а инвалид, который давно не ходит, вдруг оказался в числе проголосовавших. И результаты этих выборов были отменены 20 декабря 2022 года Карабудахкентским районным судом. Нарушения были столь вопиющими, что у суда просто не оставалась другого выхода. 23 марта 2023 года Верховный суд Дагестана поддержал это решение Карабудахкентского суда. Это же решение подтвердил 22 июня и кассационный суд в Пятигорске.

Можете себе представить масштабы бардака в этом ТИКе, если даже по меркам Дагестана суд не смог закрыть глаза на безобразия, творимые там. Однако даже этот исход для ТИКа вполне себе нормальный, потому что новые выборы – это новые деньги, новые доверенности и новые прибыли.

***

Насколько мне известно, в настоящее время правоохранительные органы заинтересовались этим воровством. К сожалению, следствие, на мой взгляд, идёт слишком медленно, и пока никаких серьёзных подвижек у них нет. А это даёт возможность Алпанаеву доделывать задним числом новые подложные документы на выделенные деньги. А там по отчётам за 2020, 2021 и 2022 годы ещё и конь не валялся.

В любом случае, мы ждём внимания к этой ситуации со стороны правоохранительных органов. По этому поводу в РИК Дагестана уже поступало заявление, в котором все вышеизложенные факты рассказывались во всех подробностях. Нам тоже хотелось бы узнать, что по этому поводу думают в Республиканской избирательной комиссии…