Фото к тексту_www.yimg.com

На минувшей неделе появилось видео кошмарного изуверского глумления над пациентом в психоневрологическом диспансере. В социальных сетях это видео разлетелось, как лесной пожар, шокируя даже привыкших к жестокости дагестанцев. Врач вместо того, чтобы лечить больного, взяла подушку и придавила лицо мужчины, который в это время был привязан к кровати, и начала его душить. Все это снимала другая сотрудница, которая просто смеялась над ситуацией.

Заур Газиев

Позже выяснится, что женщина, снимавшая это видео, отправит его своему знакомому. С какой целью – остаётся только догадываться. Может, просто хотела произвести на него впечатление. По одной из версий, ранее она рассказывала ему, как больные пациенты нападают на медсестер и санитарок. Молодому человеку стало любопытно, как это происходит, и он попросил её снять видео. Но в итоге в отправленном ему ролике оказалась не та сцена, в которой пациенты нападали на медсестёр, а наоборот – санитарки душили пациента подушкой. Без жалости и вообще каких-либо признаков сострадания подруга этого молодого человека снимала на видео, как ее напарница подушкой душит больного человека, привязанного к кровати. Когда мужчина получил видео, он был в шоке. Возмутившись увиденным, он поругал свою знакомую, обвинив её в том, что они издеваются над больными. После этого он скинул видео админам разных телеграм-каналов.

Со своей знакомой мужчина больше не общается. Причины этого вполне очевидны – не очень ему хочется иметь в подругах садюгу. Но она такой подставы от него явно не ожидала! Эта история всколыхнула дагестанское общество. Мы и раньше знали, что в психиатрических лечебницах творится сущий ужас, но увиденное нами – настоящий зашквар. В ролике ведь всё хорошо видно и слышно. Пациент, вероятно, находился под действием препаратов, но все же осознавал, что ему грозит смерть. Мужчина на вид пенсионного возраста схватился за койку и пытался оставаться в сознании. Он умолял прекратить издевательства и кричал: «Не надо!» Однако крики не остановили безжалостных санитарок в халатах.

Кадрами заинтересовались в Следственном комитете России, прокуратуре и республиканском Минздраве. «Бесчеловечное отношение к пациентам, тем более, к пациентам психоневрологического профиля, которые находятся в беззащитном состоянии, недопустимо и будет пресекаться самым жестким образом», – сказала министр здравоохранения РД Татьяна Беляева. Она выехала в больницу, чтобы проверить условия лечения пациентов. Началась служебная проверка, а после материалы передадут в правоохранительные органы, чтобы наказать жестокую сотрудницу. Чуть позже стало известно, что обе санитарки, участвовавшие в издевательстве над больным, уволены с работы.

***

По информации из социальных сетей, родственники потерпевшего в это время разговаривали с врачами. Инициирована процессуальная проверка, направленная на выяснение причин и обстоятельств произошедшего. По результатам проверки будет принято процессуальное решение, уточнили в Следственном управлении Следственного комитета России по Дагестану. Издевавшимся над больным санитаркам грозит не только увольнение, но и уголовное дело. После проверки следователи и прокуроры решат, что делать со злоумышленницами.

Однако сейчас возникают вопросы этического характера. И среди них – в каких условиях находятся пациенты психоневрологического диспансера. Насколько условия их пребывания соответствуют требованиям сегодняшнего дня, ну, или хотя бы общероссийским требованиям. Следующий вопрос касается врачей, медсестёр и санитарок, работающих там. У меня нет сомнений, что они сами нуждаются в помощи психологов. Конечно, есть люди бессердечные по своей природе, но то, в каких условиях они находятся, может сделать жестоким кого угодно. Если на них действительно нападают пациенты, если они находятся рядом с людьми, которые могут сделать всё, что угодно, то чего ожидать от людей, чья психика находится постоянно в пограничном состоянии? Ну, а если прибавить к этому тот факт, что в санитары идут работать люди, не слишком обременённые образованием, то озлобленность и агрессия по отношению к пациентам вполне ожидаемы. При этом никто не готов защищать элементарные человеческие права пациентов психоневрологических диспансеров. Депутаты Госдумы проголосовали за поправки в законодательство, которые упраздняют необходимость создания отдельных и независимых служб защиты прав пациентов психоневрологических интернатов. Законопроект с такими поправками был принят 20 июля во втором и третьем чтениях.

***

Изменения вносятся в закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В частности, одной из поправок упраздняется статья 38 этого закона. В ней говорится, что государством создается независимая от органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья служба защиты прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях (психоневрологических интернатах (ПНИ). Представители такой службы защищают права пациентов ПНИ, принимают их жалобы, решают вопросы с руководством интернатов или направляют обращения в органы власти, в том числе в суд.

Поправками меняется также статья 46. Сейчас в ней прописан контроль общественных объединений за соблюдением прав граждан при оказании психиатрической помощи. Поправки же меняют статью целиком и прописывают в ней условия защиты прав граждан, страдающих психическими расстройствами. В числе прочего в статье будет говориться о том, что защиту прав таких граждан, в том числе находящихся в ПНИ, будут осуществлять региональные органы власти, омбудсмены, Общественная палата, общественные наблюдательные комиссии, государственные юридические бюро и адвокаты, общественные объединения.

***

Правозащитница Нюта Федермессер заявила, что при отказе от 38-й статьи 46-я статья даже с учетом предлагаемых изменений не будет в должной мере обеспечивать защиту прав пациентов ПНИ. Она не предусматривает создание отдельных органов для этих целей, не устанавливает независимость таких органов от органов власти, не дает полномочия тем, кто защищает права пациентов, принимать их жалобы и обращаться в суд, подчеркнула Федермессер. «И самое главное, что в той редакции, которая предлагается в 46-й статье, нет общих требований к правилам работы, а мы слышали и знаем, что на протяжении 30 лет норма 38-й статьи не работала именно потому, что регионы не знали, как с этой нормой работать», – добавила она.

Также Федермессер подчеркнула, что в 46-й статье прописан общественный контроль, а 38-я статья устанавливает защиту прав, что является разными понятиями. Депутаты выслушали возражения общественников, однако в итоге проголосовали за поправки. В качестве одного из аргументов они приводили тот факт, что изменения, предлагаемые общественниками, не поддержало Государственно-правовое управление президента. Присутствовавший на заседании комитета первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков также подчеркивал, что оставлять, по его мнению, ст. 38 «неразумно», поскольку она «30 или больше лет не действовала». «Хотя бы ради порядочности хоть бы один из вас воздержался. Вы законодательная власть, а все абсолютно считаете, что вы должны зависеть от исполнительной власти. Как можно?» – заявила Федермессер в итоге.

***

Во втором чтении за законопроект проголосовали 377 депутатов, воздержались 11, один человек проголосовал против. В третьем чтении «за» проголосовали 375 человек, воздержались 10, один проголосовал против. В обоих чтениях «против» голосовал депутат от КПРФ, писатель Сергей Шаргунов. «Проголосовал сознательно, зная мнение Нюты Федермессер и десятков тысяч неравнодушных людей. Конечно, я против изоляции пациентов ПНИ от волонтеров и сотрудников независимых организаций, поскольку знаю о том кошмаре, который там часто происходит, когда пациентов не кормят, мучают, доводят до смерти», – сказал РБК Шаргунов.

Заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов заявил РБК, что изменения в закон «О психиатрической помощи» были инициированы общественниками во время прошлого созыва Госдумы для того, чтобы закон «был направлен в пользу пациентов, более защищал их права». Леонов подчеркнул, что новые нормы обсуждались почти три года и 85% предложений общественников были учтены. Депутат отметил, что из позиции общественных организаций сейчас складывается впечатление, что все руководители и сотрудники ПНИ, органы власти, которые контролируют эти организации, – «враги пациентов». «Мне кажется это, как минимум, некорректно. Я знаю много людей, которые искренне желают добра таким пациентам, очень много сотрудников интернатов, которые действительно душой болеют за этих людей и стараются все сделать для того, чтобы их пребывание там было комфортным, – пояснил Леонов. – Безусловно, есть люди, как и в любой специальности, которые пытаются в чем-то ущемить права других людей. Но это не значит, что сплошь и рядом там враги пациентов».

Он добавил, что любой законопроект – это консенсус, например, между парламентом и правительством, парламентом и администрацией президента, разными партиями. «Везде нужно учесть множество разных факторов. Для этого есть публичная государственная власть, чтобы все происходило гармонично, без перекосов ни в ту, ни в другую сторону. В этом и заключается роль парламента и в целом законотворческого процесса», – заключил депутат.

***

Проблема ПНИ в последние годы звучала часто. Историй, когда пациенты там умирали от голода, от суицидов, – множество. А все потому что заниматься ими не хотят. Федермессер приводит пример 21-летней девушки, которая весила 19 кг. В ПНИ № 10 Санкт-Петербурга она голодала, потому что не могла есть пищу обычным способом. От голода она била себя, за это ее связывали. И она продолжала худеть. Никто не подумал, что ее надо правильно кормить. Узнав о Насте, ее забрали опекуны, стали кормить из пакета-конуса, какими крем на торты выдавливают, и она начала поправляться, перестала бить себя. Она живет, хотя по прогнозам должна была давно умереть. Персонал ПНИ часто решает не возиться с «психами». Запереть, связать. А это означает – оставить умирать. Не знаю, понимают ли депутаты, что в каждой семье может случиться беда и родиться тяжелобольной ребенок, что они сами в старости, к примеру, после инсульта могут попасть в такие вот ПНИ. Видимо, не очень. Но жизнь – хороший учитель.