Фото к тексту_Мария Лисицына _РБК

Уже и не знаешь, какие вопросы не были заданы по поводу взрыва аммиачной селитры на станции технического обслуживания (СТО) в пригороде Махачкалы. Ответы тоже были разные. Другое дело, что эти ответы не дадут нам ни единого шанса не допустить подобного в будущем. Мы не то общество, которое способно рефлексировать или проводить работу над ошибками. Всё, что у нас выходит, это наказать человека за то, что он сделал, а сделать так, чтобы подобного больше не повторялось, – это вообще не по-нашему. К примеру, кого-то остановила от выезда на встречку обнародованная статистика смертей на дорогах? Нет! Вот так же и в этом случае.

Заур Газиев

Самый первый вопрос: почему взрывчатое вещество в таком большом количестве лежало так, как будто это безобидный песок. При том, что все более-менее образованные люди знают про взрыв аммиачной селитры в Бейрутском порту 4 августа 2020 года. Тогда разворотило половину города. К слову, этот город – не такой уж и маленький. Конечно, там было не 100 тонн, как у нас, а 2 750 тонн, которые сдетонировали по причине халатного отношения к хранению. 2 750 тонн нитрата аммония было выгружено с судна «Rhosus», вышедшего в 2013 году из Батуми и направлявшегося в Мозамбик. Из-за технических неполадок корабль зашел в Бейрутский порт. Ливанцы провели положенный осмотр судна и запретили ему покидать местные территориальные воды. Позже судно арестовали. Владелец «Rhosus», шедшего под флагом Молдовы, перестал выходить на контакт, и фактически оставил корабль и экипаж на произвол судьбы. Ливанские власти тогда разрешили покинуть страну большей части членов экипажа, состоявшего, в основном, из граждан Украины и России. Селитру выгрузили и отправили на хранение в одно из портовых хранилищ. Её должны были уничтожить, но ливанцы этого так и не сделали.

Спустя несколько лет дверь, ведущая в хранилище, перестала закрываться. Кроме того, в стене ангара была обнаружена щель. Портовые инспекторы потребовали устранить эти проблемы, и было решено приварить новую дверь. Сварочная искра попала на взрывчатку, хранившуюся в том же ангаре, после чего уже сдетонировал и нитрат натрия. Нет сомнений, что если бы ливанцы предполагали, какую беду они у себя держат, то, наверняка, отправили бы это судно, как и планировалось, в Мозамбик. Но отыграть назад время, к сожалению, было уже невозможно. Легкомысленное отношение к аммиачной селитре привело там к весьма печальным последствиям. Нет сомнений, что об этом не могли не знать те, кто занимается поставками этого удобрения, как на оптовые склады в Дагестан, так и те, кто торгует ею в розницу. Вопрос: почему люди так легкомысленно отнеслись к наличию на складе такого взрывоопасного вещества – всё ещё ждёт своего ответа. Неужели человек, торгующий удобрениями, настолько неграмотный, что мог не слышать про взрыв в Бейрутском порту.

***

Ещё одна странность, которую очень трудно забыть, это то, почему 100 тонн взрывчатки оказались без присмотра. По закону Яровой все наши телефонные звонки могут быть прослушаны. Все сайты, на которые мы заходили, контролируются спецслужбами. Время от времени прослушки самых разных людей вылезают в Сети, и оценивать с точки зрения морали или закона эти действия я не буду. Это, конечно же, мерзко и неприятно, но у нас было хотя бы ощущение полного контроля над тем, что происходит на нашей территории. Прибавьте к этому огромное количество силовиков на душу населения в Республике Дагестан. Вы не сможете проехать и километра, чтобы не встретиться с полицейскими и гаишниками. Они же на каждом шагу! Почему никого не заинтересовал огромный склад, где могло быть всё что угодно, включая тренировочную базу для террористов? Почему никого не заинтересовали фуры, которые везли непонятно что и непонятно куда? Как склад со взрывчаткой мог оказаться вне поля деятельности Ростехнадзора?

В конце концов, селитра – это просто удобрение, которое нужно хранить в определённых условиях. Селитру не могли привезти без документов. Наверняка оплачивали банковскими переводами. Хоть кто-то попытался спросить о том, как её хранят? В конце концов, должен был осуществляться экологический контроль! А вдруг – это страшный яд, который в таких количествах просто запрещён к применению. А ещё у нас есть МЧС. Пожарные службы обычно приходят во все офисы и требуют соблюдения правил противопожарной безопасности. И мы, хоть и скрипим по поводу того, что они навязчивы и мешают работать, но понимаем, что противопожарная система должна быть в каждом офисе, не говоря уже об огромном складе. Есть вопросы и к электрикам. Каким образом на СТО у автомобиля произошла утечка газа? Очевидцы писали, что в это время в автосервисе отключили свет, и в течение некоторого времени в закрытом помещении накапливался газ. После того, как электричество дали, газовоздушная смесь воспламенилась и начался пожар. Ну а дальше что? Ждали пожарных, которые пробирались сквозь нереальные пробки. Никаких своих средств тушения пожара не было.

***

Надо сказать, что Эльдар Насруллаев имел в аренде в этом районе несколько складов. Аммиачная селитра хранилась не везде. Был недавно осмотрен один из складов поменьше и там нашли вату для саженцев. Ничего опасного. Странно, что развернув такой бизнес, он не позаботился о безопасности своих складов. В любом случае понятно, что он и не подозревал, что подобное может случиться. Однако теперь уже ничего не поделаешь – погибших к жизни не вернуть.

17 августа Басманный суд Москвы арестовал Эльдара Насрулаева, который проходит по делу о взрыве в Махачкале: «Избрать в отношении обвиняемого Насрулаева меру пресечения в виде заключения под стражу на срок два месяца – до 14 октября», – огласила решение судья Наталия Дударь. Ему предъявили обвинения по части 3 статьи 238 Уголовного кодекса Российской Федерации («Производство или хранение продукции, не отвечающее требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»). По ней ему может грозить до десяти лет лишения свободы. Как стало известно в ходе процесса, Насрулаев – безработный отец трех несовершеннолетних детей. Заседание по просьбе следователя закрыли от публики.

По ходу стало понятно, что человек занимался тем, что попало ему под руки. Особого выбора у него не было. Следователи намерены установить, кто позволил Насрулаеву хранить селитру в автосервисе: владелец помещений Юсуп Худиев или их арендатор Руслан Саидахметов. Сейчас мне трудно себе представить, что чувствует Эльдар Насрулаев, но, если учесть, что люди о нём говорят, как о совестливом человеке, состояние его ужасно. Он испытывает колоссальное чувство вины. Безусловно, он во многом виноват, но самые страшные муки совести этот человек испытает сам и без дополнительных стимулов. Поэтому люди, которые считают, что человек пытается уйти от ответственности, сильно ошибаются.

***

Сейчас на месте склада с аммиачной селитрой большая дыра. Люди объезжают эту яму, сбавляя скорость и пытаясь заснять. При этом они создают пробку, которая мешает другим людям ехать. Это какое-то непобедимое дагестанское любопытство. Именно оно виновато в том, что в результате взрыва оказалось столько жертв. Склад со взрывчаткой горел, а люди подбегали к нему ближе для того, чтобы снять его на камеры своих мобильников. Ужасная история. История, которая закончилась кучей смертей.

Женщина с тремя маленькими детьми была остановлена мужчиной, который спросил её куда она бежит: «А что интересно же», – ответила она, не задумываясь о том, что там может быть опасно. Другая история, когда мужчина после работы ехал на своей новенькой машине домой. В машине были две его девочки. Он сказал им, чтобы они подождали в машине, а сам пошел посмотреть. Прогремел взрыв. Мужчину до сих пор не нашли, а девочки оказались в реанимации. Притом, что у него было время уехать и спасти свою жизнь, не подвергая опасности и жизни своих девочек. Таких историй очень много. Мы увидели список людей, которые, по сути, погибли от своего любопытства. Они не были спасателями, у них не было медицинского образования и навыков спасателей, зачем им надо было бежать в самое пекло – вопрос, на который они уже никогда не ответят. У террористов есть один приёмчик. Они совершают сначала маленький взрыв, после которого к месту происшествия сбегается куча людей, чтобы поглазеть. Потом, когда собирается большая толпа зевак, раздаётся второй – большой и мощный взрыв. Я считаю, что про такие случаи нужно рассказывать на уроках ОБЖ, которые проводятся в школе. Я считаю, что такое нужно говорить мамочкам на курсах, куда нормальные женщины ходят, чтобы подготовится к родам. Очень надеюсь, что эти 35 погибших не станут просто статистической погрешностью, что они будут поводом подумать, как нужно правильно себя вести в подобных ситуациях.