Фото к тексту_www.infokam.su

Цифры действительно очень разнятся. По данным Росстата, в Дагестане средняя заработная плата в мае 2023 года составила 38 913 рублей. Согласно другим источникам, которые ссылаются на тот же Росстат, средняя зарплата в нашей республике – 31 859 рублей. Если речь идёт о сумме без вычета налогов, то вполне может быть, что это чистая правда. Прибавьте к этому зарплаты тех, кто работает по контракту на СВО, и тогда средние цифры действительно поднимаются.

Заур Газиев

При этом поднявшиеся цифры никак не характеризуют качество жизни граждан. Рубль обесценился за последние полтора года по меньшей мере наполовину. Сыр, который два года назад я покупал на рынке за 200 рублей, в настоящее время стоит 400! Но если два года назад мне и уступали, то сейчас это цена со скидкой на мой нездоровый вид. Куриная грудка, которую пару лет назад можно было купить за 180 рублей, сейчас стоит 400 рублей. Сильно не подорожало только мясо. Видимо туристы не покупают его с той же интенсивностью, как урбеч, молочку и фрукты. А между тем зарплаты настолько молниеносно, как продукты питания, не росли. Поэтому говорить о том, как хорошо мы стали жить при Меликове, мы, конечно же, можем, но только в ироничном ключе. Хотя, коллегам в Белом доме и в других чиновничьих кабинетах зарплату подняли и очень даже неплохо.

А между тем качество управления республикой мы оценили, когда начались отключения электричества, газа, воды, сбои с общественным транспортом и т.д. Кальянщик в Махачкале зарабатывает от 2 500 до 6 тысяч рублей в день, то есть в месяц он спокойно зарабатывает от 60 до 100 тысяч рублей. А журналист, который работает на РГВК, по итогам месяца может получить 15 тысяч рублей. Журналисту нужно иметь образование, умение писать, навыки видеомонтажа, внешность, голос, умение правильно говорить, общую эрудицию. Кальянщику же нужно просто раздуть кальян и не раздражать клиента. А потом Меликов обижается, что ни одно доброе дело, сделанное им, не находит отражения в реакции людей в социальных сетях. Извините, но когда людей с мозгами вынуждают выдувать кальян вместо работы на пользу общества – другой реакции ждать не нужно. Но это ещё не самое неприятное. По мнению жителей региона, среднемесячная плата за труд в Дагестане оценивается хуже, чем представляет это статистика. Люди считают эту цифру в 38 тысяч рублей среднемесячной зарплаты – несправедливой. Пишут, что путаница с реальными и «нарисованными» окладами возникает из-за того, что сайты по трудоустройству не учитывают выплачиваемые зарплаты со всеми начислениями. Анализируются суммы, предлагаемые в открытых вакансиях. Ну, во всяком случае, так нам объясняют. Причём со ссылками на Росстат идут очень разные цифры. По одним данным официальной статистики, средняя заработная плата составляет 46 тысяч рублей, а по другим – 31 тысячу рублей. Реальные же оклады составляют от 15 до 30 тысяч рублей. В конце концов дело не в цифрах, а в том, хватает ли зарплаты людям на жизнь или нет. Стоимость аренды средней однокомнатной квартиры в Махачкале с какими-то удобствами сейчас начинается от 23 тысяч рублей. И это не центр. При том, что нет никакой гарантии, что с началом туристического сезона тебя оттуда не выселят.

***

Оглядываясь назад, я понимаю, что были годы, когда наша жизнь была несравнимо хуже. Ещё несправедливее было бы валить всё на Меликова. Систему управления нашим регионом создавал не он, и местные элиты тоже не были его детищем. Наверное, по этой причине республика для него терра инкогнита. Безусловно, он очень точно обозначает наши главные проблемы с точки зрения того, кто принадлежит к социальным верхам. Те проблемы, в которых сейчас утопает Дагестан, копились десятилетиями. Они наслаивались одна на другую и сейчас во многих случаях просто неразрешимы. Примерно как ситуация с зонами отгонного животноводства, с хаотичной городской застройкой, с транспортным обеспечением. Не будем валить с больной головы на здоровую. Да и откуда ему знать, как решаются данные вопросы, когда человек большую часть прожитых лет занимался делами, вообще не относящимися к гражданской жизни. Поэтому как-то даже неудобно его обвинять в том, что наши застарелые проблемы никак не разрешаются.

Хотя есть вещи, которые нельзя выпускать из виду. Из открытых источников мы узнаём, что задолженность по заработной плате в 2023 году в Дагестане составляет порядка 46 млн рублей. За первое полугодие было выявлено более 3 тысяч нарушений законодательства по оплате труда. Наиболее крупные задолженности были обнаружены в Избербаше. Сотрудники многих крупных предприятий не видели зарплаты один-два года, хотя финансовая возможность для выплат имелась. По мнению прокурора отдела по надзору за соблюдением прав граждан Управления по надзору за исполнением федерального законодательства РД Ш. Асадулаева, «острая ситуация была обусловлена неготовностью людей защищать свои права». Действующее значение МРОТ в Республике Дагестан, установленное с 01.01.2023 года, согласно принятым нормативно-правовым актам на текущий день составляет сумму 16 242 рублей (базовое значение для всех).

***

Уровень безработицы в республике – 15,1% проживающего здесь населения. Опять же согласно официальным источникам. Хуже, чем у нас, ситуация только в Ингушетии. Можно, конечно же, сказать, что реально она меньше потому, что огромное количество дагестанцев работает без документов. Но если даже работающие получают на руки такие копейки, то что говорить о безработных. Кто и что обрекает нас на бедность, наверное, вопрос отдельный. Как, впрочем, и вопрос, кто на всё это равнодушно взирал и ничего не сделал.

Критерий нищеты от МВФ: если вы тратите на еду более 50% своих доходов, то вы нищий. Более 60% опрошенных в нашей стране людей тратят на продукты питания около 60,4% своего ежемесячного дохода. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на результаты опроса аналитического центра университета «Синергия». 16% респондентов «проедают» почти весь заработок, а 14,8% – примерно треть. Только 8,8% участников исследования отдают за продукты не более пятой части своих доходов. Увеличение стоимости продовольствия заметили почти все – 96,3% респондентов. В числе наиболее подорожавших продуктов за последние месяцы россияне назвали мясо, растительные масла, молочные продукты, овощи и фрукты. В меньшей степени они ощутили рост цен на рыбу, макароны, зерновые изделия и сахар. Отвечая на вопрос о причинах ускорения инфляции, опрошенные заявили, что винят в этом девальвацию рубля (36,1%), торговые сети, накручивающие цены (31%), производителей, которые ориентируют продукцию на экспорт в ущерб внутреннему потребительскому рынку (26,3%), а также высокие инфляционные ожидания населения (6,6%). Подавляющее большинство россиян (77,1%) ждут, что цены в ближайшем месяце продолжат расти, каждый пятый (21,1%) надеется, что ценники не изменятся, и лишь 1,4% верят, что продукты в скором времени станут доступнее для потребителя. Выход из положения граждане видят в повышении заработных плат на уровень инфляции (25,8%), активной борьбе со спекулянтами (24,9%), государственном регулировании цен (20,2%). Кроме того, респонденты предложили ограничить монополии (19,2%), снизить налоги (6,1%) и скорректировать ключевую ставку (3,8%).

***

О чём говорят все эти цифры? Расходы на питание – это, прежде всего, индикатор материального уровня жизни населения. Чем меньше доля затрат на питание от общего объёма затрат семьи, тем выше уровень жизни в стране, говорят эксперты. Например, в США, по разным оценкам, средняя семья тратит на еду от 9% до 13% своих доходов. В странах Евросоюза этот показатель варьируется от 7% до 27%. Даже бедные страны Европы, где зарплаты ненамного выше российских, тратят на еду меньше. Так, согласно данным Евростата за 2019 год, антилидером по расходам семьи на питание и безалкогольные напитки является Румыния, жители которой «проедают» 27,8% своих доходов. За ней следуют Литва (20,9%) и Эстония (19,6%). В Болгарии, Хорватии и Латвии затраты на продукты составляют от 18% до 19% семейного бюджета. Меньше всего тратят на еду в наиболее богатых странах – Великобритании (7,8%), Ирландии (8,7%), Люксембурге (9,1%) и Австрии (9,7%). На этом фоне Россия выглядит аутсайдером.

Важная проблема – относительно низкие заработные платы в российских регионах. Государственный и частный бизнес сохранил свою маржинальность на фоне трагического падения рубля к ключевым мировым валютам. Но всё это время доходы граждан снижались, зарплаты оставались практически на уровне 2013 года. С народом нужно делиться, однако государство не показывает положительного примера адекватной индексации зарплат, вследствие чего частный бизнес просто не реагирует на новую реальность. Для выхода из непростой ситуации нужно решить проблему слабого рубля и распоясавшейся инфляции. Эти две беды сегодня заметно влияют на финансовое и социальное самочувствие россиян.