Фото к тексту_www.mixsport.pro

Самым обсуждаемым событием прошлой недели вплоть до победы Ислама Махачева стало битьё тренером своих учеников в зале Хабиба Нурмагомедова. Причиной ударов хлыстом, на взгляд тренера, стали слишком длинные волосы у некоторых спортсменов. Видео получилось довольно резонансным, но знаковым. Многочисленные комментарии говорили о том, что интерес к этой теме довольно живой. И ролик этот появился как раз в тот момент, когда общество дозрело до обсуждения таких вопросов.

Заур Газиев

Суть дискурса в том, что люди задаются вопросом: можно или нельзя применять различные формы насилия для того, чтобы мотивировать молодого человека на достижение каких-то результатов. И речь идёт ведь не только о физическом насилии, в первую очередь, люди спорят по поводу эмоционального насилия. С психикой у парней, которые ходят в хабибовский спортзал, как раз-таки всё нормально. Причинение боли или испытание боли самим – для них не в новинку. Хотя даже они подпрыгивали от боли после воспитательного удара хлыстом от тренера. Но при этом, справедливости ради, надо сказать, что они в то же время и улыбались.

Безусловно, надо понимать, что мы имеем дело с другой социальной стратой, у которой свои социальные нормы и правила. Для них такие оплеухи от тренера – не являются морально травмирующими. Человек не из спорта, может быть, и слёг бы от такого удара, но это не тот случай. И тут все припомнили жесткие методы воспитания Ирины Виннер или Этери Тутберидзе. Есть и другие жесткие тренеры, которые тоже применяют не самые деликатные методы воздействия на учеников. Дагестанский тренер на фоне виннеровского абьюза вообще покажется просто душечкой. Даже боюсь себе представить, что там происходит у неё на тренировках ради результата, когда поблизости нет включенных камер. Потом спортсменки бывало рассказывали, что там происходило и меня брала оторопь. Подвергать детей таким испытаниям ради этого результата, на мой взгляд, не стоит. Но при этом они говорили, что без таких стимулирующих воздействий никаких олимпийских медалей и не было бы. Они вообще часто говорят, что в спортивной среде подобное применение физических методов – норма. При этом все в один голос утверждают, что иной мотивации, кроме как физической, просто нет. Тем более, когда речь идёт о детях-подростках с гормональными всплесками в организме. Их поведение нужно контролировать очень жестко. Поэтому любая слабинка, проявленная тренерами, может откатить назад все достигнутые ранее результаты.

Надо сказать, что в хабибовском спортзале стояли уже совсем не дети. Это были взрослые парни, которые проходили серьёзный отбор, чтобы попасть на тренировки к этому тренеру. И они знали на что шли. Думаю, что по поводу длины волос им тоже говорилось не один раз. Но особенность дагестанцев в том, что мы не очень-то любим соблюдать правила. Видимо тренер, прекрасно понимая, что может и должен научить этих парней регулярно стричься, взял хлыст и прошелся по строю… Однако я всё равно никак не могу взять в толк, почему человек, пользующийся непререкаемым авторитетом, должен повторять своё требование к спортсменам уже таким кинестетическим образом…

***

Я согласен с тем, что пути к успеху, не пролегающему через боль, страдания и лишения – не бывает. Иначе человек этот успех не удержит, или же потом он сопьётся, скурится, пойдёт в разнос или сойдёт с ума. Примеров этого у нас достаточно. Любой успех должен восприниматься, как достижение. Иначе, никак. И ещё раз – человек за свой успех платит всегда! Это может происходить до того, как он достиг вершины, так и после того. Таковы правила жизни. И лучше бы заплатить до того. Потому что цена по факту может оказаться слишком дорогой. Думаю, что люди, постоявшие хотя бы некоторое время на вершине, понимают о чём я сейчас. И хорошо бы, чтобы эта информация выходила за пределы спортзалов – молодые люди должны понимать, что не бывает победы просто так – без жертв.

Однако есть вещи, которые не должны выходить за пределы данного социального круга. И, в первую очередь, речь идёт о насилии, как инструменте воздействия. В спорте это возможно применимо, но в реальной жизни – уже нет. Времена изменились. Сегодня физические методы воздействия на детей и молодёжь считаются порочными. И если тренер так поступает, значит он расписывается в собственной недалёкости, ограниченности и неспособности вербально донести свою мысль до людей, которые находятся в его подчинении. А это уже совсем не хорошо рекомендует человека. Когда люди пишут, что хорошему тренеру не нужно два раза повторяться по поводу причёсок парней, в этих словах есть правда. Цивилизованный человек в конфликтных ситуациях выбирает другие способы воздействия, нежели насилие. К примеру, просто не пускать на тренировки. Нет сомнений, что парень, если у него есть деньги, пострижется сам и без лишних напоминаний. Ну, а если у него нет денег, то это уже другая история…

***

Есть много историй, когда для мальчика, который рос без отца, его тренер заменял родителя. Слышал такие и у нас в республике. Я знаю тренера, который бесплатно ездит в родное село, чтобы три раза в неделю тренировать местных подростков. Есть тренеры, которые, зная материальное положение детей, посещающих их секции, не берут с них денег. Более того, они им помогают. Они часто находят им спонсоров, поддерживают. Я слышал про многих тренеров, которые оберегали своих учеников от опрометчивых поступков. Сколько наших детей оказалось бы в бандах или рядах НВФ нам неизвестно, если бы дагестанские тренеры положительно не влияли на наших детей. А что творится в голове у молодого человека – одному Богу известно.

Данная история с этим видеороликом, наверное, повод напомнить о том, что есть люди, которые действительно искренне делают свою работу, помогая подросткам найти правильный путь в своей жизни. Из тысячи мальчиков, приходящих 1 сентября в секцию того или иного вида спорта, в лучшем случае только один останется тренироваться в зале и дальше. Но все остальные, приходя на тренировки, познают мир и людей такими, какие они есть. При этом наполняясь опытом взаимодействия с представителями разных социальных слоёв. Ведь как не крути, а в спортивном зале встречаются дети из всех уровней социального пирога. Выстраиваются горизонтальные связи. Люди становятся друзьями на всю жизнь, потому что спортивное братство – то же самое, что и боевое. Хотя случается по-разному. Были времена, когда тренеры в спортивных секциях даже за оценками своих учеников в школе следили. Сейчас так высоко планку я бы не задирал, но то, что положительное влияние на целое поколение молодых людей тренеры оказывают, – факт бесспорный. При том, что дети к ним попадают в такое время, когда в силу подросткового возраста родители перестают быть для них авторитетами. А тут тренер, с которым никто шутить не будет… Подростки всегда с ним ведут себя сдержанно.

***

И ещё один аспект обсуждаемого вопроса. Общество перестаёт быть толерантным ко всем видам бытового насилия. Люди, которые писали, что в спортивной среде палочные наказания – норма, получали в ответ аргументы, с которыми трудно было спорить. В наше время главным мотиватором является не насилие, а слова. «Если тренер достаточно авторитетен в глазах своих учеников, то ему не нужно их запугивать. А, тем более, бить. Скорее всего, у тренера свои детские психологические травмы или комплексы», – писали люди.

Мы видим, как сильно изменился мир. Взрослый спортсмен, который многое поставил на то, чтобы сделать себе карьеру, не нуждается в том, чтобы его унижали за причёску. Были те, кто писал, что длинные волосы были и у Пророка, и в длинных волосах ничего плохого нет. На что им отвечали, что в единоборствах длинные волосы – это помеха. А ещё писали, что с точки зрения религии их спорт вообще харам, и люди, которые им занимаются, никак не подходят под критерии праведного мусульманина. Дело в том, что ради развлечения бить человека по лицу нельзя. Играть на ставках нельзя. Биться с открытым авратом на потеху публике – нельзя. Про азарт – мы вообще молчим. И это только начало списка претензий к этому виду спорта. Как это всё укладывается в головах у спортсменов, которые позиционируют себя как защитники веры и объявляют танцующих детей «топливом для ада», мне понять трудно. Наверное, у всех свои отношения с Господом. В конце концов люди всегда будут разными. Сейчас вопрос только в том, чтобы научиться уживаться с теми, кто никогда не увидит мир, так как его видите вы. Но вот с чем я не могу не согласиться, так это с тем, что если у человека есть мечта получить титул победителя, то ради неё он готов перетерпеть всё на свете. Главное победить, а дальше будут уже другие проблемы.