Фото к тексту

Жизнь совершила свой очередной круг и вернула нас в точку, где мы начинаем говорить о временах несправедливости и жестокости. Мы вдруг неожиданно для себя вспомнили про девяностые. В каком-то случае – это отсыл к сериалу «Слово пацана». Ну а в каком-то – желание увидеть, как из мрака и негатива вдруг начинают прорастать стебельки света и добра. И, наверное, каждый из тех, кто жил тогда, видит там своё. Лично для меня это повод вспомнить хорошего человека, которого я очень любил и уважал, Хаджимурада Магомедова. Тем более, что сейчас конец года и близится день его рождения.

Заур Газиев

В 1997 году, когда была основана компания «Денеб», ситуация на рынке была в состоянии хаоса. Как, впрочем, и везде. Появлялись новые имена, регулярно проводились какие-то презентации, открывались бизнесы… Но проходило несколько месяцев, и о них уже никто не вспоминал. В каком-то случае люди просто отмывали деньги, в каком-то – бизнес просто лопался, не выдерживая конкуренции с привозной и доступной полуконтрабандой. Но «Денеб» в этих обстоятельствах становился только крепче и сильнее. Лично я, зная Хаджимурада, его основательную натуру, понимал, что дело, которое он начал создавать, обязательно станет частью истории. Однако, история не линейна. Всегда есть масса факторов, которые могут убить любое благородное начинание. И только самые сильные и выносливые переживут время и обстоятельства, вопреки которым они делают своё дело. Собственно говоря, чего ходить кругами, большая часть проектов того времени создавалась для того, чтобы собрать деньги и убежать на Канары, ведь тогда эти острова были почти синонимом рая… Почти никто не смотрел в будущее – все жили одним днём. При этом отечественные производства умирали, вытесненные доступным контрафактом. Помню, как ещё в начале девяностых итальянская компания «Simod» поставила в республику и наладила здесь самое современное оборудование по производству обуви в одном из цехов завода Стекловолокна в Махачкале. И вот проходит несколько лет. Новый владелец продаёт это оборудование по дешевке, чуть ли не за 10% от реальной цены в один из соседних регионов. И никто даже бровью не повёл, глядя, как рабочие места, бизнес, новые возможности уехали от нас. И таких случаев было множество.

Вот именно в таких условиях Хаджимурад начинал делать главное дело своей жизни. Уже только это достойно было уважения. Кроме того, свой бизнес он начинал создавать с команды, которая вместе с ним двигалась к намеченной цели. Кстати, это тоже было для Дагестана чем-то новым. Это сегодня мы понимаем, что ни одно успешное дело невозможно поставить на ноги без команды грамотных специалистов-единомышленников, а тогда всё это виделось несколько иначе. Хаджимурад интуитивно понимал, задолго до бума тимбилдеров и бизнес-коучей, важность создания эффективной системы управления бизнесом. Инвестора найти можно, оборудование и сырье найти тоже не сложно, но вот найти людей, которые заставят всё это работать, большая проблема. То, что он собрал, действительно было командой – это не прислуга, не патентованные подлизы и приспособленцы, а настоящие фанаты своего дела. Со своими характерами и убеждениями, но готовые работать на общее благо. Отвечая на мой вопрос, не сложно ли ему с такими разными людьми двигаться к общей цели, он сказал, что нельзя опираться на мягкое – опираться можно только на то, что оказывает сопротивление. Поэтому он и уважал людей со своим внутренним стержнем…

***

Он во многом был первым. Он шёл по непроторённой дороге, направление по которой приходится угадывать самому. А это, согласитесь, всегда сложно. Да, если ты получишь приз, то тебе не нужно будет ни с кем его делить, но при этом ты тратишь много сил на поиск правильного решения. И при этом никто тебе ничего не гарантирует. «Денеб» – это проект, который достоин экранизации, хотя бы потому, что там была жизнь. Интересная жизнь с живыми интересными людьми, которые создавали творческий продукт! И я в свои редкие визиты на предприятие видел это своими глазами.

Хаджимурад никогда не закрывался от людей. Он не боялся разговаривать с теми, кто работал на его предприятии, да и с теми, кто приходил к нему со стороны. Он мне говорил, что важно услышать другую точку зрения, даже если она тебе не нравится, потому что это может оказаться взглядом на дело, которое ты делаешь, но только с другой стороны. Это может помочь тебе избежать ошибок и подтянуть слабые места, ещё до того, как это станет проблемой. На конкурентном рынке – это очень важное качество – набраться терпения и выслушать того, кто тебе, может быть, не нравится. Ведь ты делаешь продукт для разных людей! Поэтому при нём компания не просто развивалась – она раздвигала горизонты. «Денеб» предлагал другую, современную даже по нынешним временам организацию труда. Огромное спасибо за это Хаджимураду. Он первым показал нам всем, что такое человеческий капитал, и как важно правильно им распоряжаться.

***

Я много раз слышал о том, что совсем не трудно быть сыном первого человека в республике и поднять на крыло такой серьёзный проект, как «Денеб». Но, с другой стороны, с тех пор в республике сменилось много глав, и что-то не видно, чтобы их дети создавали что-то с нуля, и это работало на республику даже после их ухода. Пишу об этом не в упрёк кому-то, а просто для того, чтобы обосновать мысль, что Хаджимурад, как успешный бизнесмен, состоялся бы в любом случае. Творческое начало в нём удачно сочеталось с бизнес-математикой. При этом он безусловно использовал те возможности, которые давала ему жизнь. Он не тратил их на развлечения и прожигание жизни, он делал важное дело и получал от этого удовольствие. Это самое лучшее, что может сделать человек для себя и других людей. Такие люди не ждут признания, они знают себе цену и умеют взглянуть на ситуацию со стороны. Им безразлично, что скажут те, кто не принимает сделанное ими. Они видят цель и двигаются к ней.

Когда Магомедали Магомедович Магомедов подал в отставку с поста председателя Государственного Совета Дагестана, «Денеб» был одним из первых предприятий, куда нагрянули с проверками многочисленные проверяющие органы. Каково же было их удивление, когда они увидели идеальную бухгалтерию и одну из лучших по республике уплачиваемость налогов. Даже после этого этих проверяльщиков было очень много, но «Денеб» справился. «Денеб» и по сей день платит налогов столько же, сколько платят все заправки нашей республики вместе взятые. Помню, что потом у Хаджимурада случилась встреча с Президентом Дагестана, который узнав, сколько получил бюджет республики от «Денеба», был сильно удивлён.

Но, опять-таки, ценность «Денеба» для нас совсем не в деньгах и не в сумме уплачиваемых налогов. Эта история интересна тем, что в самые неподходящие для созидания времена, человек создал бизнес, который стал не просто успешным, он запустил цепочку предпринимательских проектов, которые дали людям много работы, а республике имиджевый продукт. Я по сей день, покупая домой продукты, каждый раз стараюсь взять что-то денебовское. Может быть – это дело привычки, а может я делаю это потому, что доверяю качеству этого бренда. Как, впрочем, и миллионы людей в республике и за её пределами. И всё это результат работы, которая была проведена в далёком 1997 году. Очень печально, что сейчас его нет с нами, он бы рассказал о том, как видел этап создания своего бизнеса, его развитие. Тем не менее, он увидел взлёт своего детища, он попробовал самые лучшие вкусы, разработанные здесь. За тринадцать лет Хаджимурад Магомедалиевич Магомедов создал легенду, создал путеводную звезду, на которую могут ориентироваться те, кто начинает делать что-то серьёзное в нашей республике.

***

В конце уходящего года я всё-таки закончил все этапы подготовки проекта для детей и подростков под названием «Я это знаю». Это викторина, в которой молодые дагестанцы, отвечая на самые разные вопросы, борются за звание самого умного. И этот проект вся команда, работающая над ним, посвящает нашему другу и учителю Хаджимураду Магомедову. В числе его нематериального наследия безусловно есть поддержка просветительских проектов и помощь молодым талантливым людям.

***

Время, словно вода, уносит нас всё дальше от того страшного дня, когда мы потеряли Хаджимурада. Этот день действительно очень трудно забыть. Мне трудно себе представить, какое горе испытали тогда его отец, мама, супруга, дети, братья, сёстры. Учитывая, насколько сильны эмоциональные связи в этой семье, я даже близко себе не могу представить, в какое бездонное горе она провалилась. И никакое время не сможет излечить эту боль. В прошлом году и тоже в декабре ушёл его отец. И это тоже было горе от ухода близкого человека, но Магомедали Магомедович ушёл, сделав всё что мог. Он воплотил в жизнь главный проект своей жизни – мирный Дагестан. А Хаджимурад был на подступах к самым главным проектам своей жизни. Надеемся, что однажды на эту колею встанет его сын, и горизонты снова начнут раздвигаться. И не важно, чем он будет заниматься. У такого человека, как Хаджимурад, не могло случиться конца истории.