Фото к тексту_www.storage.myseldon.com

Про людей, которых правдами или неправдами вывозили на кирпичные заводы, мы знаем уже давно. В девяностые это был настоящий бич. Даже сомнений нет в том, что такое случалось и в нулевые. Поэтому, когда появилась история с человеком, про которого говорили, что он был похищен на кирпичный завод, мы все подумали, что это чистая правда. И здесь дело не в когнитивных искажениях, а в том, что мы знаем, в каком мире мы живём.

Заур Газиев

Работу на кирпичном заводе можно назвать рабством. Туда обычно по доброй воле люди не попадают. Это надо принять как аксиому. Если вы не бомж, то вам там делать нечего. Особенно при том кадровом голоде, который начался после 24 февраля.

Про кирпичные заводы Дагестана даже на передаче «Жди меня» рассказывали, и не один раз! Тот позор на всю страну забыть тяжело. Бомжей для работы на этих заводах на автобусах свозят в Дагестан с разных мест. Их часто везут как скот, прячут в багажных отсеках, в салоне под сиденьями. Да, действительно, иногда эти люди едут туда добровольно: в основном они не знают, что их ждёт на месте, а ещё потому, что на улице холодно, а тут хоть какие-то условия, полурабство, можно сказать. Когда газ был ворованный и практически бесплатный, когда глины было полно, а строительство в Дагестане развивалось семимильными шагами – дешевый кирпич был востребован и улетал, как горячие пирожки. В девяностые и нулевые этих кирпичных заводов были десятки, если не сотни. Работники там были нужны в большом количестве. Им толком не платили, расплачивались, в основном, алкоголем. Эти все истории нам очень хорошо известны. А когда не могли найти на работу бомжей, на кирпичный завод заманивали людей с вокзалов, просто спаивая или напоив клофелином. Ну а потом их запугивали так, что те и слова поперёк не могли сказать. Рабовладельцы умеют ломать волю людей. А ещё хозяева кирпичного бизнеса всегда проплачивали участковых и те просто закрывали на это глаза.

Эта схема работала много лет. Мы все это хорошо знали. Ещё раз сошлюсь на передачу «Жди меня». Сколько таких историй уже было, но кирпичные заводы как работали, так и работают.

***

Борис Дмитрий Олегович, 1994 года рождения, родом из Беларуси. Некоторое время парень жил и работал в Москве. Вместе со своим знакомым они нашли новое место работы и ждали выхода на неё. По этой причине они приехали на Ярославский вокзал, где собирались сдать обратный билет. К ним подошёл мужчина, который завёл разговор. Он позвал их на работу комплектовщиком на склад с зарплатой в 70 тысяч рублей. В итоге Дмитрия с его знакомым посадили в автобус, но куда он едет мужчины не знали.

В какой-то момент Дмитрий проснулся в автобусе, не обнаружив рядом своего знакомого. Так, Дмитрий оказался на кирпичном заводе под Каспийском. У мужчины сразу же забрали документы, объяснив это необходимостью его оформления. А когда Дмитрий попросил их вернуть, то ему ответили, что за него заплатили 35 000 рублей, поэтому он должен отработать там три месяца. Однако, по словам Дмитрия, документы на руки там так никому и не отдавали, как и зарплату на руки никто не получал. Зато два раза в неделю у работников завода появлялась возможность выбора между соком, молоком и разбавленным спиртом. Убежать с территории завода Дмитрий боялся, обращаться за помощью в полицию – тоже. Обо всём он смог рассказать только другу, который, в свою очередь, попросил помощи у движения «Альтернатива».

***

Волонтер «Альтернативы» Эльвира Магомедова получила задание из московского офиса организации. У них помощи запросил сам Дмитрий. С его слов, он оказался без паспорта в трудовом рабстве на кирпичном заводе. На место она приехала по координатам, которые получила от Дмитрия. Пока он шел к машине, за ним выбежали еще пятеро человек. Волонтер быстро посадила его в машину и «дала по газам». За ней погнался фургон с сыном директора завода. Они сразу выехали за ней, догнали ее на трассе. Сначала они просто блокировали ей дорогу и грубо требовали выйти и выпустить, – рассказывает девушка. Судя по кадрам, которые снимала девушка, водитель фургона несколько раз блокировал проезд девушке на легковушке. В какой-то момент они полностью заблокировали Эльвире проезд, вышли из машины и начали бить кулаками по стеклам ее машины, чтобы она открыла дверь. Чудом ей удалось оторваться и доехать до города, где ей на помощь приехал брат, который привлек сотрудников МВД. В Ленинском РОВД г. Махачкалы Дмитрия опросили, и вроде как запротоколировали сказанное им. Дмитрий рассказал, что сбежал без паспорта. По его словам, ему предложили за паспортом съездить назад на кирпичный завод…

***

Но в МВД по Дагестану заявили, что вся эта история – фейк. «Молодой человек по имени Дмитрий прибыл в регион на работу. 13 января он подписал договор с работодателем, но к работе приступить не смог, поскольку, по словам других заводчан, он приболел ещё в дороге и первую неделю пролежал с высокой температурой.

Выздоровев, он поработал три дня, после чего и произошёл инцидент с участием девушки-блогера. В чем причина такого его поступка, коллектив объяснить не может.

Почему, имея телефон, он не обратился ни к кому, кроме организации, которая и направила на спасение девушку-блогера, установит следствие.

В любом случае, правоохранители в ситуации разберутся и дадут оценку действиям всех участников инцидента. Она, получив задание, и не знала толком, кому и в чём помогает. Ей дали лишь имя и номер телефона, а геолокацию скинул уже сам мужчина, «нуждающийся в спасении девушки», – обозначили в органах.

В доказательство своей правоты полиция выложила видео с комментариями коллег Дмитрия. Они подтвердили, что по прибытию на завод, он проболел целую неделю. Коллектив о нем заботился и ждал пока он приступит к работе. По выходу с больничного, он отработал только несколько дней. Что касается его паспорта, который забрали, то он был необходим для оформления на работу. Никто из коллег не ожидал от Дмитрия такого подвоха. «У него был телефон. Он постоянно связывался с мамой. Никто у него ничего не забирал. Паспорт взяли оформить его», – поясняет на видео один из рабочих.

Сотрудники завода на кадрах яро защищали своего начальника. Они рассказали, как он помогал им восстанавливать документы и, как помогал проводить свадьбы девушкам-сотрудницам.

***

Остаётся открытым вопрос, зачем тогда было гнаться за машиной, в которой увозили Дмитрия. Дмитрий туда сел сам. Он ехал и не оказывал сопротивления той девушке, которая его забрала. Зачем нужно было угрожать волонтёру? Я внимательно отсмотрел видео, которое выложила Эльвира Магомедова и понимаю, почему она поступила таким образом. Проще говоря, она не верила, что позвонив в полицию, получит ту поддержку, на которую рассчитывала. Скорее всего девушка была убеждена, что если поднимет шум, то Дмитрия попросту перепрячут. А когда приедет полиция – его просто уже не будет на этом месте. Такие истории уже случались.

Надо сказать, что дальнейшая цепочка событий этим догадкам только прибавляет оснований. Ну а то, как Дмитрий оказался на кирпичном заводе, уже сам по себе повод задуматься, не пора ли возбуждать уголовное дело против рабовладельца.

***

Мы все время от времени можем заблуждаться. Мозг наш так устроен, что если мы несколько раз увидели негативную новость связанную, к примеру, с кирпичными заводами, то так и будем воспринимать их, как обитель зла. Мне кажется, что мы с этой реальностью уже смирились. Но проблема в том, что слишком много фактов, которые говорят, что Дмитрия опоили снотворным и привезли на кирпичный завод. И самое мерзкое, что есть в правоохранительных органах люди, которые готовы прикрывать новых рабовладельцев… Вы звери, господа… Вы звери… Зло не контейнируемо – оно всегда расползается по всему полю и возвращается к тем, кто является его источником. Ну а сейчас, я думаю, интересно будет прочитать некоторые из комментариев в социальных сетях.

– «Я думаю, что это все вранье, не первая история, не стоит оправдывать такое… Я не знаю, что им говорят работодатели и чем угрожают, но однажды за помощью обратился человек, а потом сам же в отказ пошел, будто мы придумали все. Так что я верю данной девушке».

– «Кто-то может объяснить, почему в таком случае за ним была погоня? Если он пришел по своей якобы воле на эту «работу»?

– «Почему все русские там? Почему за ними гнались? Почему документы с 13 по 24 оформляли (забрали паспорт). Почему такого больного, с температурой 39, неделю не отвезли в больницу? И очень много ПОЧЕМУ ещё остались без ответа. Очень мутная история в кирпичном».

– «Наверное, в Москве зарплаты меньше, чем в Дагестане на кирпичном заводе, чтобы люди из Беларуси ломились к нам в республику».

– «Найдите ещё место, где за уезжающим работником толпа на машинах будет ехать, «спасать» его».