Фото к тексту_www.fishki.net

Люди, чего-то добившиеся в жизни своим трудом, как правило, стараются оценивать других с точки зрения их профессиональных и человеческих качеств. Во всяком случае, об этом говорит мой жизненный опыт. Даже если человеку помогали со стороны, если бы он сам не был целеустремлённым трудоголиком, ни о каком успехе речи идти не могло бы. И уж точно – они не будут обесценивать достижения других людей. Такие вещи делаются только из зависти и собственного бессилия.

Заур Газиев

Когда что-то сделано человеком своим трудом – это всегда видно. И не важно, речь идет о доме, бизнесе или каком-то творческом продукте. Людей из числа созидателей видно всегда. Они всегда добры, уважительны и не торопятся искать подвох в других людях. Сама жизнь приподнимает их над суетой и делает снисходительными. Хотя, когда тебя норовят укусить за пятку, это всегда неприятно. При этом ты понимаешь, что проблема не в тебе, а в том, что кто-то свою бездарность пытается компенсировать попыткой обесценить труд другого человека. А что ещё остаётся делать людям, обделённым талантами. Сальери были во все времена.

Ниже речь пойдет о нынешнем директоре Аварского театра – Магомеде Бисавалиеве. Лично мне он вообще никак не интересен. Ни в творческом, ни в человеческом плане. Я в курсе, как он многие годы опекал мадам Анохину, которая травила меня, где только могла, и в награду за это позвал её работать в журнал «Дагестан». Сейчас она сидит где-то за границей, и судьба её уже никому не интересна. Но даже откровенно недружественные действия в мой адрес в те годы не делали для меня Бисава персоной нон-грата. Когда-то я думал, что, если этот человек узнает меня получше, он станет относиться ко мне по-другому. Такое в моей жизни случалось не раз. Но потом пришло осознание того, что комплексы этого человека никогда бы не позволили ему этого сделать. Вообще есть люди, для которых главным капиталом является умение собрать какую-то группу и внушить им, что они обижаемы. И уже на этом зарабатывать. Играть на национальных чувствах – это прямо талант Бисавалиева. В списке его спонсоров очень интересные имена, но только одной национальности. На других эти аргументы не действуют. Жалко ли мне его? Нет. Мне безразлично.

***

Относительно недавно, рассказывая о ситуации с убийством спортсмена Мутаева, который, на мой взгляд, обладал делинквентным сознанием, я сообщил, что убийца был по национальности кумыком. Но оказалось, что парень, которого истязали и унижали, который был вынужден убить своего мучителя, так же, как и Мутаев является аварцем. И вот это послужило поводом поднять вселенский шум. Бисавалиев посчитал, что, если бы я знал, что Надырхан Кадирханов аварец, я бы ему не сочувствовал. Ну и поделился этим во всех медиа, где разделяют его националистические взгляды. Что можно на это ответить сельскому человеку, каковым является Бисавалиев по определению… Потому что никто так не любит сплетни и склоки, как сельские люди. Даже не знаю, как вообще это можно объяснить человеку с такой формой мировосприятия. Сострадание к человеку, которого избивало 11 человек, а потом организатор избиения помочился на него, – дорогой Магомед, – не может включаться по причине принадлежности к какой-то национальности. Это происходит произвольно. Я сострадаю и сочувствую всем, по отношению к кому вершится несправедливость. На боль и унижения по отношению к тем, кто слабее, у меня не может быть иной реакции. А вот та националистическая картина мира, которую демонстрируешь ты, – это повод для того, чтобы задуматься о том, действительно ли ты тот человек, которого вообще можно подпускать к культурным учреждениям. Для многонационального Дагестана такой узко-националистический подход вреден.

***

Ну и чтобы на этой мерзкой теме долго не задерживаться, выскажу ещё кое-что. Театр – это большой и очень сложный творческий организм. Там работают творческие люди, с которыми всегда непросто. Одно выяснение отношений между собой чего стоит. Там не может не быть войн за роли, там не может не быть технических и хозяйственных проблем, которые нужно решать директору театра. У людей, которые работают в театре, обязательно имеется масса своих человеческих проблем, в решении которых им надо помогать. К примеру, устройство детей в детский сад, кого-то уложить в больницу, кому-то помочь материально. Это всё должно быть предметом заботы начальника. Хороший руководитель в наших обстоятельствах – это как отец семейства. Прибавьте к этому огромное старое здание в центре города, которое нуждается в том, чтобы его всё время поддерживали в хорошем техническом состоянии. На это нужно время, ресурсы, энергия.

Вот я не услышал ни об одной громкой премьере в Аварском театре! Про Кумыкский театр слышал, нас туда приглашали. А вот про аварский – нет. Может и было там что-то интересное, но Бисавалиев не стал распространять об этом информацию. Может быть он думает, что если это не нагнетание ненависти, то это не может быть интересным? Очень зря.

И ещё один вопрос: если человек действительно погружен в свою работу, откуда у него есть время погружаться в социальные сети в поисках врагов? Откуда это мазохистское желание испытать боль от того, что люди тебя не уважают, что ты людям не интересен? Зачем это тебе, Магомед? Живи своей жизнью, не лезь к тем, кто никогда уже не примет тебя. Я, конечно, понимаю твою природу, когда обязательно хочется собрать толпу (в твоём случае медиа определенной национальности) и кого-то замочить толпой (как это делал Мутаев), но это никак тебе не поможет. Каким неинтересным в творческом плане ты был, таким и останешься. И не надо искать в этом даргинский след – просто ты сам неинтересен…

***

И вот, когда все мои вопросы на проекте «Ужин негодяев» были озвучены, появилось следующее письмо: «Когда мы пошли на премьеру спектакля, который назывался «4 жениха Дилафруз», половина зрителей ушла из зала. Это было где-то 7 января нынешнего года. На сцене не было микрофона! Совсем! Мы не услышали ни единого звука! Хотя сидели где-то в средних рядах. Директор театра не удосужился снабдить актёров микрофонами! Бедные актёры, видя замешательство зрителей, они пытались выкрикивать реплики у края сцены! Кто был чуть глубже на сцене, их совсем не было слышно! Зрители толпами уходили, а мы вышли в фойе и слонялись по залу, дожидаясь подругу, которая должна была за нами приехать по окончании спектакля.

Ну раздай ты актёрам беспроводные микрофоны, или где-то на сцене установи хоть какой-то микрофон! Они что, таких бешеных денег стоят? Где звукорежиссёр? Он вообще существует? Такого не было даже в упаднические годы! Так опустить Аварский театр! Бесавалиев там директор! И вместо того, чтобы решать подобные глобальные проблемы своего театра, он занимается другими делами!? А видели бы вы эту сиротскую декорацию! Вкуса ноль! Мы у себя в школе круче делали, сами! Вместо цветов у него какие-то чахлые, какие-то пластмассовые и выгоревшие обрубки – он их с помойки что ли добывал!? Костюмы – актёры на сцене, видимо, были в своём. А парики!? Видавшие виды лохматые, свалявшиеся, не знаю, какое слово подобрать. По цвету они были ещё и пыльные, видимо, прямо перед выходом на сцену их надевали, было жуткое желание содрать с них этот так называемый парик и хорошенько простирнуть в шампуне. Бесавалиеву в театре работы непочатый край! Чем он занят?! Если бы я жила в Дагестане, то выгрызла бы себе эту должность! Я бы от зарплаты отказалась – мне театр жалко! Я сама аварка. Это обязательный ритуал – по приезду пойти в Аварский театр со всеми родными, близкими! Во что он его превратил?» – говорится в конце письма.

Всё верно. Нельзя совмещать поиски поводов для обид и полноценную творческую деятельность.

***

Мир очень сильно изменился. И не во всём в худшую сторону. Появилось первое молодое поколение, которое может научить взрослых не меньшему количеству важных вещей, нежели могут научить их взрослые. И речь идёт не только о телефонах, Интернете и многих других явлениях, которых раньше просто не было. Но и, в том числе, тому, что человека, живущего в соседней квартире или доме, человека, с которым они дружат через социальные сети, они не воспринимают сквозь призму его национальности. Дети, родившиеся в городе, все одинаковые! Выборочное отношение к людям становится достоянием прошлых эпох. И так дело обстоит не только у тех, кто выбрал для себя светскую модель поведения. У тех, кто находится в исламе, этническая принадлежность вообще не имеет значения. Ислам – это глобалистская идея, где братом тебе оказывается тот, кто разделяет с тобой пять столпов религии и другие ее ценности. Этническая принадлежность – здесь вообще не имеет значения! Поэтому, когда поднимается вой по поводу того, что люди пытаются по этническому признаку на кого-то обидеться, всё это выглядит, как атавизм прошлого.

При всем моём скептичном отношении к коммунистической идее – она предлагала равенство людей. Она нивелировала сословные условности. Только так идея становится глобальной. Те, кто запирается в наше время в национальных квартирах, либо не понимают, что время двигает нас в другую сторону, либо просто хотят нажиться на патриотических чувствах сограждан.

***

Если у вас есть возможность научить своих детей национальному языку – сделайте это обязательно! Если есть возможность рассказать об истории своей земли, о своих предках, надо это сделать обязательно! Нужно передавать свой опыт и свои воспоминания своим потомкам. Культура – это, в том числе, и связь со своими корнями. Прекрасно, когда есть такая возможность. Но при этом надо понимать, что это новое поколение людей живёт не в селе, а в большом городе, где им нужно взаимодействовать с очень разными людьми. А у этих людей есть свои корни и своя история.

И по возможности молодому поколению нужно прививать уважительное отношение к людям. В Дагестане живёт много национальностей. Да и в рамках одной национальности есть свои, зачастую непохожие друг на друга, этнические группы. Если начать унифицировать, то ничего хорошего не получится. Гораздо правильнее и мудрее делать так, как испокон веков делали в Дагестане – уважать соседей. Не рассказывать им, как они неправы, что не похожи на вас, а принимать то, что у людей другая картина мира. Я знаю, что граждан, которые заточены обижаться на весь мир, очень трудно убедить в том, что люди, которые живут и поступают так, как считают нужным, вообще не думают о них.