Фото к тексту_www.mpv-video.ru

Никому из нас не дано предугадать будущее. Но есть вещи, которые происходят в любом случае, хотя бы потому, что иного развития событий просто не может быть. Нельзя всё время творить беззаконие и ждать, что тебе это сойдёт с рук, и тебе не будут задаваться вопросы. Хотя, некоторые из этих вопросов, не ожидая прекрасного будущего, мне хотелось бы задать прямо сейчас. И причиной тому служат факты, о которых вы чем больше узнаёте – тем больше удивляетесь.

Заур Газиев

Надо сказать, что я уже не в первый раз обращаюсь к теме беззакония на местах, но те безобразия, что были описаны в текстах «Район без закона-1» и «Район без закона-2», оказались совершенно незамеченными правоохранительными органами. Хотя факты нарушений и откровенного воровства здесь были налицо. При том, что правоохранительные органы вроде как нагрянули с проверкой, и даже нашли нарушений намного больше, чем я описывал в тех текстах. Но каким-то загадочным образом до уголовного дела вопрос так и не дошел. И это при том, что глава ТИК Карабудахкентского района Магомед Алпанаев тупо воровал муниципальные деньги, направленные на проведение выборов.

По каким-то неведомым причинам правоохранительные органы там просто закрывают глаза на происходящее. Конечно, это ещё не Кущёвка, но по уровню бездействия правоохранителей где-то рядом. Невозможно объяснить логично, почему настолько там всё погрязло в банальном воровстве и коррупции, а люди, творящие это, даже не задумываются о том, что им по этому поводу зададут вопросы. А там есть много причин для этого. К примеру, история с муниципальным пляжем в этом районе. Надо сказать, что прибрежная земля вдоль Каспия по всей республике на вес золота, но тут отдельная история, в которой должны разбираться, прежде всего, правоохранительные органы. По программе местной инициативы из Минэкономики республики на оборудование пляжа было взято 5 миллионов рублей. Потом два с половиной миллиона якобы добавил какой-то местный меценат. По идее, необходимо было провести работу на 7,5 миллиона рублей, и это вполне заметный объём. Кроме того, районные власти взяли на этот проект ещё 10 миллионов рублей в Минтуризма республики. Мне казалось, что, когда речь идёт о таких суммах, проверяющие должны были бы проявить интерес, однако в прокуратуре района идёт какое-то непонятное затягивание с разбирательствами по этому вопросу. И это имеет вполне реальные негативные последствия, потому что безнаказанность воспринимается людьми, как разрешение делать всё, что им вздумается. Сейчас в этом районе работает практически организованная преступная группа, которая занимается хищением бюджетных средств. И происходит это самыми разными способами.

***

Один из самых заметных способов залезть в бюджетные деньги – это программы капремонта и капитального строительства. Сегодня по этим программам в республике делается очень многое. Не остался в стороне и Карабудахкентский район. Можно привести много примеров. В частности, возьмём реконструкцию или ремонт местных клубов – их ремонтировали по специальной программе. Как всегда, был объявлен тендер. Выигрывает его каким-то загадочным образом некий господин из села Доргели, у которого нет ни строительного образования, ни техники, ни трудового коллектива, который бы мог справиться с поставленной задачей. Он, по сути, являлся посредником. Просто нанимает людей со стороны и платит им за работу. В результате – объекты до конца не завершены, и уже сейчас они рассыпаются на глазах. Что будет с ними дальше – догадаться нетрудно! Сметы подписаны, миллионы израсходованы, а сказать, что на эту сумму произведены работы, ну не получается. Одного взгляда на эти объекты достаточно, чтобы начать задавать по ним вопросы. При первой же необходимости – конкретные факты будут предоставлены.

Ещё одна история – это капитальное строительство и капитальный ремонт школ и детских садов. Там разворовываются большие суммы. На эти цели выделены сотни миллионов рублей, и это очень хорошие деньги. Там тоже тендер выигрывают какие-то загадочные люди. По результатам – то же самое, что и с муниципальным пляжем или клубами. Понятно, что сама система тендеров – это очень уязвимая процедура, зачастую все шансы выиграть его имеет тот, кто даёт самую низкую цену. Затем, в результате откатов и воровства, на сам объект после прохождения всех стадий доходит в лучшем случае половина от необходимой суммы. И можно не сомневаться, какого качества получится этот объект. И в этом самом месте у нас есть вопросы ко всем, кто работает в этой системе. И самый первый из них: не думают ли они об ответственности за подобное положение дел? Неужели они так уверенно себя чувствуют и не боятся того, что в один день с них спросят по каждой цифре?

Ещё одна тема – это строительство газопроводов. Районом под эти цели привлекаются большие деньги. Построили ветку из магистральной линии в село Параул и другие населенные пункты. Уже давно как отчитались за это строительство, деньги тоже уже освоены, но газ почему-то так и не подключен. И здесь самое время сказать, что за подобными историями стоят вполне конкретные люди. Не пора ли им тоже задавать вопросы по поводу того, как они использовали бюджетные деньги? Если что, уже два года как в сёлах, куда пришла ветка газопровода, – газа нет.

***

Ещё один актуальный вопрос – это водоснабжение. Есть данные, согласно которым, ни в одном дагестанском населённом пункте проблема водоснабжения и водоотведения на 100% не решена. Однако у этого явления есть вполне конкретные причины, связанные с изменением привычек и социальных норм. К примеру, сейчас у нас принято принимать душ каждый день, а раньше люди купались один раз в неделю. Раньше не во всех домах были свои бани, сейчас они есть у всех, плюс канализация. Да и в сёлах количество людей увеличилось. И соответственно увеличилось количество скота и птицы, появились теплицы, которых раньше не было. Сегодня потребности в воде увеличились в разы. И для решения этой проблемы, к примеру, в селе Какашура предлагалось бурение скважин. Однако результат у этого метода был нулевой. И тогда среди предложений прозвучало, что можно воспользоваться водой из речки, которая проходит по селу. В отдельные годы весной в ней бывает много воды, иногда и осенью она также полноводна. Правда, каждое лето она высыхает. Было предложение создать водохранилище, где бы вода в осенне-весенний периоды накапливалась, а потом в засушливый сезон использовалась. Понятно, что это всей проблемы бы не решило, но основные потребности вполне были бы удовлетворены.

Однако в районе решили иначе. Они выделили на решение этого вопроса более 100 миллионов рублей и поменяли существующие и вполне пригодные водопроводные трубы. Тут уже люди возмущались, как могли. И Главе Дагестана Сергею Меликову писали о том, что данный вариант делается только для того, чтобы потратить в свою пользу бюджетные деньги, и к Президенту России писали, но всё было безрезультатно. В ответ на это обращение заявители получили ответ, что их обращения направлены в район. Как раз к тем, на кого они жалуются. В общем трубы поменяли, но вода так и не появилась! При этом никто не спрашивает с тех, кто закопал в землю 100 миллионов рублей.

Есть ещё одна программа, с которой работают почти все районы республики. Называется она «Комфортная городская среда». И там всё тоже самое, что и в других историях, которые связаны с этим районом, – ничего до конца не доведено. Опять кто-то выигрывает тендер, начинаются работы. Закладывается небольшой сквер, но опять-таки ничего до конца не доводится. Если проехаться по селам и посмотреть, что было сделано на выделенные деньги, – вы сильно удивитесь. Результаты совсем не соответствуют потраченным деньгам. Понятное дело, что всем подряд дербанить бюджет не будет позволено. В этом случае у вас должна быть крепкая спина. Но вопросы всё равно открыты и задаваться они будут. Если не сегодня-завтра, то в перспективе – обязательно! За Большим Махачом тоже приехали спустя 12 лет.

***

Ещё один блок вопросов связан с организацией горячего питания в школах и детских садах. Эта тема везде крайне коррупционная, но здесь эта история просто доведена до совершенства. Один из заместителей главы района создаёт фирму, которая выигрывает тендеры на снабжение образовательных учреждений продуктами. Продукты начинают поставляться в эти учреждения. Качество, срок годности, объёмы того, что поставляется, – всё это золотая жила, которая позволяет получать очень неплохие доходы. Но весь цимес в том, что когда в эти учреждения приходят проверки, то сами школы и детские сады обязаны закрывать вопросы с проверяющими. И никто им этот ущерб не компенсирует! А тот заместитель, между тем, купил себе недавно новый «Лексус»…

***

Но самый сахарный источник доходов – это передача земель в аренду. К примеру, берётся организация типа ООО «Инвест-Бекенез», которой отдаются по тендеру большие площади земли в аренду. А те, в свою очередь, разбивают эти земли на участки и продают их. В данном случае, надо проводить отдельное расследование, потому что речь идёт о сотнях гектаров. И здесь можно даже не сомневаться в коррупционности этих сделок. При том, что там придётся иметь дела с кучей подставных фирм и непонятных граждан. И так, на минуточку, хочу напомнить, что мы имеем дела с землями сельхозназначения, землями в прибережной зоне, где строить капитальное жильё по закону нельзя. Но они, несмотря на это, много чего там построили. К слову сказать, те, кто приторговывает там участками, делает это вполне открыто и никого не стесняясь. Если правоохранительные органы всё же вдруг заинтересуются этими делами, то их ждёт много всего интересного. Для полного понимания вопроса, в первом ряду кусок земли под строительство особняка – размером 10х10 стоит порядка трёх миллионов рублей.

И вот снова вернёмся к муниципальному пляжу. Ещё в нулевые годы в районе реки Манас-озень, что рядом с пляжем, были заболоченные земли. Усилиями одного из бывших глав района эти низины были засыпаны грунтом и окультурены. Следующий глава района тоже приложил к этому руку. А нынешний глава Карабудахкентского района Амиралиев разделил этот участок на три – один хочет взять сам, другой передать Росимуществу. На втором участке товарищи из Росимущества хотели построить современную гостиницу. Однако если этот проект реализуется, то местных жителей на этот пляж уже не пустят. Узнав это, люди подняли шум и реализацию проекта отодвинули. Эти участки и на аукцион сейчас не могут выставить, и сами ничего не могут на них сделать. И таких историй в этом районе очень много. Это мы ещё не добрались до незаконной вырубки лесов и вывоза оттуда чернозёма для наживы отдельных представителей руководства района и не только…

***

Карабудахкентский район всегда был трудным. Он рядом с Махачкалой, там много земель, на которые регулярно посягают разные люди. Там виноградники и сады, там теплицы и птицефабрики, но, самое главное, – там трудолюбивый народ. И чем больше я узнаю о том, что там происходит, – тем больше у меня поводов для удивления… Ну и, конечно же, поводов для вопросов.

Сегодня всё больше разговоров о том, что глава этого района должен пересесть в одно из недавно освободившихся министерских кресел. А это значит, что методы ведения дел, которые практикуются в Карабудахкентском районе будут распространены на всю республику. Я плохо понимаю, почему в Дагестане те или иные персоналии получают должности, но человек, который довёл Карабудахкентский район до такого количества проблем, наверное, не должен уходить с этого поста, не ответив на заданные вопросы. И чем раньше ему эти вопросы зададут, тем меньше ущерба будет нанесено и району, и бюджету.